Особенности
налоговой системы Российской Федерации
Введение
Сбалансированность и обоснованность
системы налогов и сборов имеет большое
значение в любом государстве, поскольку
ни одно государство не может существовать
без экономической основы, регулируемой
законодательством, значительную часть
которой составляет налоговая система
и, следовательно, система налогов и сборов.
Особенность налоговой системы Российской
Федерации состоит в том, что законодательство,
регулирующее эту область жизни общества,
ещё не обрело необходимой стабильности,
поскольку не достигло сбалансированности,
чёткости и обоснованности, способной
удовлетворить все нужды современного
российского общества.
В современных
условиях одним из важнейших рычагов,
регулирующих финансовые взаимоотношения
в экономике в условиях перехода к рыночному
хозяйству, становится налоговая система.
Она призвана обеспечить государство
финансовыми ресурсами, необходимыми
для решения важнейших экономических
и социальных задач. Посредством налогов,
льгот и финансовых санкций, являющихся
неотъемлемой частью системы налогообложения,
государство воздействует на экономическое
поведение предприятий, стремясь создать
при этом равные условия всем участникам
общественного воспроизводства. Налоговые
методы регулирования финансово-экономических
отношений в сочетании с другими экономическими
рычагами создают необходимые предпосылки
для формирования и функционирования
единого целостного рынка, способствующего
созданию рыночных отношений.
Общая характеристика налоговой системы
Российской Федерации
Налоговая
система — это совокупность налогов
и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке
и на условиях, определенных Налоговым
кодексом.
Необходимость
налоговой системы вытекает из функциональных
задач государства. Исторические особенности
эволюции государственности предопределяют
каждый новый этап развития налоговой
системы. Таким образом, структура и организация
налоговой системы страны характеризуют
уровень ее государственного и экономического
развития.
Принципы построения
налоговой системы в Российской Федерации
определены Конституцией и Налоговым кодексом.
В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что
соответствует мировому опыту федеративных
государств.
На сегодняшний день
основным законодательным актом о налогах
является Налоговый кодекс Российской
Федерации, состоящий из двух
частей (общей и специальной), регламентирующих
как общие принципы построения налоговой
системы, так и взаимоотношения государства
и налогоплательщиков по конкретным видам
налогов. Первая часть Налогового кодекса
вступила в действие 1 января 1999 года, вторая
— двумя годами позже.
Эффективность налоговой системы
обеспечивается соблюдением определенных
критериев, требований и принципов налогообложения.
В основе построения большинства действующих
налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде
«Исследование о природе и причинах богатства
народов» (1776 г.) в виде четырех основных
принципов налогообложения:
принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
принцип удобства — налог должен взиматься в
такое время и таким способом, которые
представляют наибольшие удобства для
плательщика;
принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой
системы в Российской Федерации сформулированы
в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает
основные начала законодательства о налогах
и сборах:
Каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах основывается
на признании всеобщности и равенства
налогообложения. При установлении налогов
учитывается фактическая способность
налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы не могут иметь
дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых,
национальных, религиозных и иных подобных
критериев.
Не допускается устанавливать
дифференцированные ставки налогов и
сборов, налоговые льготы в зависимости
от формы собственности, гражданства физических
лиц или места происхождения капитала.
Налоги и сборы должны иметь
экономическое основание и не могут быть
произвольными.
Не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие единое экономическое
пространство Российской Федерации и,
в частности, прямо или косвенно ограничивающие
свободное перемещение в пределах территории
Российской Федерации товаров (работ,
услуг) или финансовых средств, либо иначе
ограничивать или создавать препятствия
не запрещенной законом экономической
деятельности физических лиц и организаций.
Ни на кого не может быть возложена
обязанность уплачивать налоги и сборы,
а также иные взносы и платежи, обладающие
установленными Кодексом признаками налогов
и сборов, не предусмотренные им либо установленные
в ином порядке, чем это определено Кодексом.
При установлении налогов должны
быть определены все элементы налогообложения.
Акты законодательства о налогах и сборах
14 должны быть сформулированы таким образом,
чтобы каждый точно знал, какие налоги
(сборы), когда и в каком порядке он должен
платить.
Все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов законодательства
о налогах и сборах толкуются в пользу
налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества
налоговой системы:
сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
эффективность и рост производства.
Проводимая налоговая политика должна
содействовать устойчивому развитию экономики,
приоритетных отраслей и видов деятельности,
отдельных территорий;
стабильность цен. Проводимая
налоговая политика должна обеспечивать
оптимальное соотношение прямых и косвенных
налогов с целью достижения устойчивости
цен и предотвращения эффекта инфляционного
ожидания;
эффективность социальной политики,
обеспечиваемая при соблюдении принципа
всеобщности и равномерности налогообложения
граждан;
полнота и своевременность
уплаты налогов может быть обеспечена
за счет улучшения информированности
налогоплательщиков о подлежащих уплате
налогах, правилах их исчисления и сроках
уплаты.
Основные тенденции
развития налоговой системы:
общее снижение налогового
бремени для товаропроизводителей, в том
числе за счет уменьшения ставок по некоторым
видам налогов, повышения роли целевых
налоговых льгот;
устранение противоречий в
действующем законодательстве, регулирующем
налоговые отношения, его упрощение;
поэтапный перенос налогового
бремени с предприятий на ренту от использования
природных ресурсов;
повышение удельного веса прямых
налогов при одновременном уменьшении
доли косвенных налогов в общем объеме
поступлений в бюджетную систему Российской
Федерации;
развитие налогового федерализма,
учет фискальных интересов регионов и
муниципальных образований, повышение
доли собственных доходов в доходной части
их бюджетов;
совершенствование и строгое
соблюдение организационных принципов
построения налоговой системы, а также
принципов налогообложения;
повышение политической ответственности,
которое должно заключаться в проведении
такой налоговой политики, которая зависела
бы от объективных экономических условий;
гибкое реагирование системы
налогообложения на изменения экономической
конъюнктуры;
усиление налоговой дисциплины
и налоговой культуры налогоплательщиков ;
выравнивание условий налогообложения
за счет сокращения и упорядочивания налоговых
льгот;
совершенствование системы
налогового контроля и ответственности
за совершение налоговых правонарушений.
Критерии оценки налоговых систем
Налоговая система страны представляет
собой сложный механизм, состоящий из
большого числа разнообразных налогов.
Как уже говорилось, эти налоги имеют целью
пополнение государственного бюджета
или воздействие на поведение экономических
агентов. Зачастую эти цели противоречат
друг другу.
Например, для выплаты пособий
беднейшим слоям населения, государство
может быть заинтересовано в повышении
налоговых поступлений, однако, если будет
введен налог, обладающий регрессивным
характером, то тяжесть этого налога ляжет
на тех же бедных.
Усложненность налоговой системы
возникает как раз из-за стремления распределить
налоговое бремя между различными группами
налогоплательщиков исходя из принципов
справедливости и эффективности. Полностью
совместить эти принципы невозможно —
всегда приходится частично жертвовать
эффективностью в пользу справедливости
или наоборот.
Поскольку некоторые несовершенства
налоговой системы в принципе неизбежны,
необходимо определить критерии, на основании
которых будет оцениваться налоговая
система.
Критерии оценки
налоговых систем:
1. Равенство обязательств.
Данный критерий основывается на принятом
в обществе понимании справедливости.
Право государства на принуждение (принудительный
сбор налогов) должно в равной степени
применяться ко всем гражданам. Поскольку
люди находятся в разном экономическом
положении, то их необходимо объединить
в более однородные группы. Дифференциация
должна производится по четким критериям,
связанным с результатами действий индивидов,
а не с их врожденными качествами. Равенство
обязательств рассматривают по вертикали
и по горизонтали.
Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам
из различных групп предъявляются различные
требования. Например, люди с низкими доходами
платят меньший налог.
Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом
положении выполняют одинаковые обязательства
(т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии;
при одинаковом доходе уплачивается одинаковый
налог).
2. Экономическая нейтральность отражает
эффективность налоговой системы. С помощью
этого критерия оценивается воздействие
налогов на рыночное поведение потребителей
и производителей, а также на эффективность
распределения ограниченных ресурсов.
Как было показано выше, большинство
налогов воздействует на мотивацию экономических
агентов, побуждая их принимать решения,
отличающиеся от тех, которые были приняты
при отсутствии данного налога. Такие
налоги называют искажающими. Налог, который
не оказывает такого действия, является
неискажающим (например, единовременная
подушная подать). В идеале налоговая система
должна состоять из неискажающих налогов,
однако такая система не отвечает другим
критериям.
3. Организационная (или
административная) простота связана
с затратами на сбор налогов. В затраты
на сбор налогов входят расходы на содержание
налоговой системы, затраты времени и
средств плательщиков, связанных с определением
причитающихся налоговых сумм, их перечислением
в бюджет и документированием правильности
уплаты налогов, расходы на консультации
и др.
Чем проще построенная система,
тем ниже издержки ее функционирования.
4. Гибкость налогов предполагает
способность системы адекватно реагировать
на изменение макроэкономической ситуации,
прежде всего, на смену фаз делового цикла.
Примером гибкого налога может
служить налог на прибыль, который сглаживает
цикл деловой активности и действует как
встроенный стабилизатор. В фазе подъема
данный налог сдерживает предпринимательскую
активность, поскольку увеличение бремени
налога происходит скорее, чем рост прибыли.
И наоборот, на стадии спада бремя налога
сокращается быстрее, чем прибыль, что
стимулирует предпринимателей увеличивать
их активность.