Особенности обложения НДС внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 12:24, реферат

Краткое описание

Внешнеэкономическая сфера включает в себя два основных направления деятельности: экспорт и импорт. В частности, под обложение НДС подпадает только второе. Это связано прежде всего с необходимостью предотвращения двойного налогообложения и устранения препятствий для развития международного разделения труда и мировой торговли. В основе пограничного налогового режима большинства экономически развитых стран мира лежит метод освобождения, согласно которому исключительное право взимания косвенных налогов (НДС) принадлежит стране, импортирующей товар. В стране происхождения
(производства) товара он освобождается от уплаты косвенных налогов
(НДС).

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности обложения НДС внешнеэкономической деятельности.docx

— 34.52 Кб (Скачать файл)

Особенности обложения НДС  внешнеэкономической деятельности

В Российской Федерации существует практика обложения косвенными налогами не только операций, осуществляемых на её территории, но также и внешнеторговых сделок. Налог на добавленную стоимость  является одним из важнейших налогов, взимаемых при пересечении таможенной границы РФ.

Внешнеэкономическая сфера  включает в себя два основных направления  деятельности: экспорт и импорт. В частности, под обложение НДС  подпадает только второе. Это связано  прежде всего с необходимостью предотвращения двойного налогообложения и устранения препятствий для развития международного разделения труда и мировой торговли. В основе пограничного налогового режима большинства экономически развитых стран мира лежит метод освобождения, согласно которому исключительное право  взимания косвенных налогов (НДС) принадлежит  стране, импортирующей товар. В стране происхождения 
(производства) товара он освобождается от уплаты косвенных налогов 
(НДС).

НДС во внешнеэкономической  деятельности призван выполнять  две взаимодополняющие функции: 
Мобилизация доходных поступлений в государственный бюджет. Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения ставок таможенного обложения вследствие достигнутых на международном уровне договоренностей, таможне по-прежнему удается собирать значительные суммы в доход государства благодаря налогу на добавленную стоимость.

Защита интересов отечественного производителя. Механизм осуществления  протекционистской политики через  использование косвенных налогов  и особенно НДС четко прослеживается при исследовании категории «стоимость импорта», которая в значительной мере складывается из сумм налоговых  платежей.

Необходимо отметить, что  НДС во внешнеэкономической деятельности присутствовал не всегда. С целью  создания унифицированного налогового режима для импортных и отечественных  товаров российская налоговая система  была реформирована Законом от 22.12.92г. «О внесении изменений и дополнений в отдельные законы РФ о налогах». 
Суть проведенной налоговой реформы сводилась к тому, что НДС 
(акцизы), ранее взимавшийся только с товаров, находившихся во внутреннем торговом обороте, были распространены и на внешнеэкономические операции. Также было установлено, что экспортные операции не подлежат обложению НДС.

Экспорт товаров, работ, услуг  с территории РФ.

В настоящее время в  соответствии с Законом «О НДС» от налога на добавленную стоимость  освобождаются экспортируемые за пределы  государств-участников СНГ товары как  собственного производства, так и  приобретенные, а также экспортируемые работы и услуги. 
Использование льготы по экспорту является одним из самых сложных вопросов по НДС. Существуют достаточно жесткие требования по отнесению товаров, работ и услуг к экспортируемым, а также по документальному подтверждению реального экспорта. Согласно статье 97 
Таможенного кодекса, под экспортом понимается «таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории 
Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию». Понятие таможенной территории РФ также закреплено в данном законодательном акте. Согласно статье 3, «таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними... Пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов являются таможенной границей РФ». Однако существуют особенности применения НДС в отношении товаров (работ, услуг) при их перемещении по территории государств-участников СНГ. 
Они, в частности, регулируются дополнительными межгосударственными соглашениями.

Как было сказано ранее, существует довольно жесткий порядок подтверждения  экспорта. Это отражено в последних  изменениях и дополнениях №4 к  Инструкции ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» №39. Ужесточение требований по документальному  подтверждению фактического экспорта товаров связано прежде всего  с необходимостью предотвращения многочисленных фактов фиктивного экспорта. Таким  образом, действующий порядок подтверждения  экспорта основан на предоставлении документов по следующим четырем  уровням: 
Контракт или заверенная копия. 
Платежные документы или выписки банка, свидетельствующие об оплате иностранным контрагентом экспортируемых товаров.

3) Грузовые таможенные  декларации (для разных ситуаций): а) с отметками региональной  и пограничной таможни РФ - предоставляется  во всех обычных случаях; б)  с отметкой только региональной  таможни:

-если вывоз товаров  осуществляется с использованием  трубопроводного транспорта или  по линиям электропередач;

-если вывоз товаров  осуществляется через границу  РФ с государством-участником  Таможенного союза, на которой  таможенный контроль отменен;  в) с отметкой региональной  таможни и специальным реестром - в особых случаях, определяемых  ГНС РФ и ГТК РФ для отдельных  экспортеров. 
Документы, подтверждающие вывоз товаров (копии). Это могут быть транспортные, товаросопроводительные, таможенные или любые иные документы с отметками:

-пограничных таможенных  органов стран-участников СНГ;

-таможенных органов стран,  находящихся за пределами государств- участников СНГ.

До недавнего времени  контроль за осуществлением экспортных операций основывался на предоставлении в налоговый орган документов, на которых в российских таможенных пунктах ставилась специальная  отметка. Крупные экспортеры сумели быстро воспользоваться ситуацией  и осуществляли фиктивный экспорт, создав таможенные пункты на территории своих предприятий. Таким образом, продукция, выйдя за ворота завода, оказывалась уже якобы экспортированной и не подлежала обложению налогом  на добавленную стоимость. Налоговыми органами была предпринята попытка  положить конец широкому масштабу уклонения  от уплаты налога. Изменения и дополнения от 22.12.96 г. №3 к Инструкции №39 предусматривали, что для обоснования льготы по налогообложению товаров, экспортируемых за пределы государств- участников СНГ, в налоговые органы должны быть представлены товаросопроводительные документы, подтверждающие поступление  товаров в страну назначения. Однако налогоплательщики были не согласны с данной нормой и обратились за решением в Верховный суд, который  признал требования Госналогслужбы незаконными1 .

В настоящее время в  соответствии с положениями Инструкции №39 в редакции последних изменений  и дополнений №4, предусматривается  возможность для налогоплательщиков представлять любые документы, которые  свидетельствуют о вывозе продукции. Это привело к некоторому упрощению  сбора документов для представления  в налоговые органы, хотя этот процесс  остается достаточно трудоемким. Также  было установлено правило, согласно которому если в течение 180 дней с  даты выпуска товара в соответствии с таможенным режимом экспорта таможенным органом, производившим его таможенное оформление, налогоплательщики не предоставят  в налоговые органы документы, подтверждающие фактический экспорт товаров, то они утрачивают право на льготу и  возмещение (зачет) налога будет производиться  в общеустановленном порядке. Согласно данному порядку, при экспорте организациями  товаров, работ и услуг суммы  НДС, фактически уплаченные поставщикам  за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные  услуги, засчитываются в счет предстоящих  платежей налогов или возмещаются  за счет средств федерального бюджета  на основании предоставленных в  налоговые органы документов.

Важным является момент обложения  НДС сумм авансовых платежей, полученных российскими организациями от иностранных  и российских лиц в счет предстоящего экспорта товаров, работ, услуг. Это  требование было введено Изменениями  и дополнениями №3 от 22 августа 1996 г. в вышеупомянутую Инструкцию ГНС  РФ №39. В дальнейшем уплаченный 
НДС подлежит зачету только в случае реального подтверждения экспорта.

Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что предоставление льготы по экспорту возможно только в  случае полного и грамотного документального  оформления данной операции. Это обстоятельство способствует повышению эффективность  налогового контроля, однако не может  в полной мере воспрепятствовать  уклонению от налогообложения с  помощью фиктивного экспорта.

Импорт товаров, работ, услуг  на территорию РФ.

В соответствии с Законом  РФ “О НДС”, а также Таможенным кодексом налогом на добавленную стоимость  облагаются товары, ввозимые на территорию РФ, за исключением особых случаев, предусмотренных законодательством.

Ставки налога, установленные  для ввозимых товаров, совпадают  со ставками, применяемыми к товарам, обращающимися на территории РФ. 
Например, 10%-ная ставка действует в отношении продовольственных и детских товаров по специальному перечню. Остальные товары, включая подакцизные продовольственные товары облагаются при ввозе на территорию РФ НДС по ставке 20%. Таким образом, в отношении импортных товаров в нашей стране (как и во многих развитых странах) действует национальный режим обращения , уравнивающий их по параметрам налогообложения с отечественными аналогами. На это, в частности, ориентирует статья III ГАТТ: “Товары, происходящие с территории какой-либо договаривающейся стороны и ввозимые на территорию другой договаривающейся стороны, не должны облагаться прямо или косвенно, внутренними налогами или другими внутренними сборами любого рода превышающими, прямо или косвенно, налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения”.

Плательщиком НДС при  ввозе товаров является декларант, вносящий этот и другие таможенные платежи до или в момент принятия таможней грузовой декларации. В отдельных  случаях, предусмотренных таможенным законодательством, налогоплательщиком может быть и другое лицо (владелец таможенного склада, таможенный перевозчик и т.д.). 
Контрактодержатель (указывается в графе 9 грузовой таможенной декларации: «Лицо, ответственное за финансовое урегулирование») может выступать субъектом данного налога и в случае предоставления отсрочки платежей, пересчета платежей, например в связи с корректировкой таможенной стоимости, а также во всех случаях взыскания налогов в бесспорном порядке.

Объектом обложения НДС  при импорте являются товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с  таможенными режимами. Основой для  исчисления налога является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется сумма ввозной таможенной пошлины, а по подакцизным товарам также и сумма акцизов. Если же товар освобожден от уплаты таможенных пошлин или акцизов, то в налогооблагаемую базу для расчета НДС условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются. Таким образом, при обложении НДС налоговый оклад может быть рассчитан по одной из следующих формул: по товарам, облагаемым ввозными таможенными пошлинами и акцизами:

С = ( ТС + ИП + А ) * Ст, где С - сумма налога на добавленную стоимость;

ТС - таможенная стоимость  ввозимого товара;

ИП - импортная таможенная пошлина;

А - сумма акциза;

Ст - ставка НДС; по товарам, подлежащим обложению импортными таможенными  пошлинами, но не облагаемым акцизами:

С = ( ТС + ИП ) * Ст;

3) по прочим товарам  (т.е. по товарам, не облагаемым  ни таможенными пошлинами, ни  акцизами):

С = ТС * Ст.

Пример расчета налога на добавленную стоимость: предположим, что таможенную границу РФ пересекла  партия из ста единиц товара, таможенная стоимость одной единицы - 100 руб. Товар подлежит обложению по ставке 20%. Рассмотрим три случая:

1) Товар подлежит обложению  таможенными пошлинами и акцизами. 
Сумма импортной таможенной пошлины (5%) составляет 500 руб. Сумма акциза (25%) - 3500 руб. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате, составит:

( 10000 + 500 + 3500 ) * 20% = 2800 руб.

2) Товар подлежит обложению  таможенными пошлинами, но не  облагается акцизами. В этом случае  сумма НДС, подлежащая уплате, составит:

( 10000 + 500 ) * 20% = 2100 руб.

3) Товар не подлежит  обложению ни таможенными пошлинами,  ни акцизами. При этом сумма  НДС к уплате составит:

10000 * 20% = 2000 руб.

Налог на добавленную стоимость  при импорте уплачивается в рублях, однако, по желанию плательщика и  с согласия таможенного органа платеж может исчисляться в иностранных  валютах, курсы которых котируются ЦБ РФ. Пересчет иностранной валюты в рубли производится по курсу  на день принятия таможенной декларации таможенным органом, а в некоторых  предусмотренных законодательством  случаях - на день уплаты. Плательщикам предоставляется право уплачивать налог как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в  кассу налогового органа в пределах сумм, установленных законодательством  РФ.

Существуют льготы по уплате НДС при импорте. В соответствии с действующим налоговым законодательством  подлежат освобождению от уплаты данного  налога следующие товары, ввозимые на территорию 
Российской Федерации: а) товары, предназначенные для официального и личного пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств; б) российская и иностранная валюта, банкноты (кроме используемых в целях нумизматики), ценные бумаги; в) товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи в соответствии с порядком, определяемом Правительством РФ; г) товары (за исключением подакцизных), предназначенные для включения в состав основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал; д) товары, ввозимые в рамках безвозмездной технической помощи, оказываемой иностранными государствами в соответствии с межправительственными соглашениями о проведении совместных научных работ; е) научные периодические издания; ж) произведения искусства, материалы, закупаемые государственными учреждениями и организациями культуры, искусства, кинематографии и архивной службы, приобретенные за счет средств федерального бюджета либо полученные в дар; з) сырье, материалы и оборудование, закупаемые предприятиями народных художественных промыслов для собственного производства; и) все виды печатных изданий, получаемые государственными и муниципальными библиотеками и приобретенные за счет бюджетов всех уровней; к) товары (за исключением подакцизных), ввозимые в счет погашения государственных кредитов СССР и РФ; л) оборудование, приборы и материалы, ввозимые для реализации целевых социально-экономических программ, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических и физических лиц; м) технические средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов; лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника, а также сырье и комплектующие изделия для их производства по перечню; н) хлопок-волокно, происходящий с таможенной территории государств, не входящих в СНГ; о) конфискованные, бесхозяйные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству.

Необходимо отметить, что  товары, указанные в подпунктах (в) - 
(л) освобождаются от НДС только при таможенном оформлении. После выпуска данных товаров в свободное обращение при последующей реализации налог по ним взимается в общеустановленном порядке.

Однако следует заметить, что первоначальная редакция Инструкции 
«О порядке применения НДС и акцизов в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории РФ» от 30.01.93 г. № 01- 
20/741 содержала более широкий перечень налоговых освобождений. В 
1995-1996 г.г. в законодательство по НДС были внесены поправки, кардинально меняющие некоторые подходы к взиманию НДС. Это прежде всего необходимость обложения НДС на таможне продовольственных товаров и товаров детского ассортимента (кроме подакцизных) по ставке 10%. С 1 января 1998 г. число льгот также значительно сократилось: были отменены налоговые освобождения при ввозе следующих видов товаров:

Информация о работе Особенности обложения НДС внешнеэкономической деятельности