Отрасль публичного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:44, реферат

Краткое описание

Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия открывает возможность дать характеристику прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. Соответствующие отрасли права изучаются в юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.

Вложенные файлы: 1 файл

отрасль публичного права.docx

— 29.74 Кб (Скачать файл)

Глава VIII. Проявления «публичного» в отраслях права

§ 1. Отрасли публичного права

Выявление природы и общих  институтов публичного права как  родового понятия открывает возможность  дать характеристику прежде всего тех  отраслей права, которые полностью  входят в его орбиту. Эти отрасли  отличаются однородной нормативной  структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение  публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и  дача обязательных предписаний, использование  правоохранительных процедур. Соответствующие  отрасли права изучаются в  юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.

Теория государства  и теория права

Длительное время в  учебных заведениях преподавалась  учебная дисциплина «Теория государства  и права», а в юридической науке  развивалась теория государства  и права. Их слитность, «соединенность»  объяснялись концепцией того времени, когда эти явления рассматривались  в строгой зависимости друг от друга. В настоящее время предпринимаются  попытки разделить – в научном  и учебном планах – исследование и изучение государства и права. И в этом есть свой резон, поскольку  названные явления предстают  перед нами как более самостоятельные  явления в широком контексте  развития общества. Сказанное не означает нигилистического отношения к традиционной «парной» концепции и учебной  программе.

В любом случае для публичного права развитие теории государства, изучающей общие понятия государства, его институты и закономерности развития, и развитие теории права, исследующей понятие и признаки права, его систему и отрасли, тенденции развития, механизм правотворчества  и правоприменения, служат исходной теоретико-методологической основой.

Конституционное право

Эта отрасль права предназначена  для регулирования общественных отношений, которые лежат в основе стабильности об-

Тихомиров Ю.А. Публичное  право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 331

щества, государства и  гражданина и предопределяют многообразные  правоотношения Конституционное право  занимает ведущее положение в  системе права, являясь юридическим  фундаментом для всех отраслей права  и законодательства, для деятельности институтов государства и общества1[1].

В сжатом виде можно выделить следующие институты конституционного права, составляющие его содержание.

1. Конституционное право  – отрасль права

Предмет, метод, конституционные  нормы, конституционные отношения, источники конституционного права, конституционные понятия и термины.

2. Теория конституции.

Природа конституции, ее принятие, изменение и отмена, структура  конституции, действие конституции  и ее охрана

3. Конституция в правовой  системе.

Высшая юридическая сила конституции, прямое действие конституции, правообразующее значение конституции, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, толкование конституции, конституционные основы соотношения национального и  международного права

4. Конституционный строй.

Конституционные принципы организации  общества и государства, статус гражданина, гарантии стабильности конституционного строя, факторы, влияющие на изменения  конституционного строя.

5. Конституционный статус  человека и гражданина.

Конституционный приоритет  прав человека и гражданина, гражданство, классификация прав, свобод и обязанностей, конституционное обеспечение статуса  гражданина

6. Конституционное закрепление  суверенитета народа.

Принципы выражения народного  волеизъявления и самоуправления, гарантирование свободной и легальной самоорганизации  социальных, национальных и иных общностей, недопустимость узурпации власти народа. Первичность института народовластия

Тихомиров Ю.А. Публичное  право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 332

7. Конституционное регулирование  федеративного устройства.

Устройство Российской Федерации, статус субъектов Федерации, разграничение  предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, согласительные и коллизионные процедуры, режимы территории, территориальное  деление.

8. Конституционный статус  государственных и общественных  институтов.

Конституционные характеристики государства (демократического федеративного  правового с республиканской  формой правления), статуса политических партий, объединений граждан, средств  массовой информации, политического  многообразия.

9. Конституционное регулирование  государственной власти.

Конституционные основы государственной  целостности и взаимодействия органов  государственной власти, разделения властей, конституционный статус законодательных, исполнительных и судебных органов, президента, выборы органов государства  и должностных лиц.

10. Конституционные основы  местного самоуправления2[2].

Конституционная самоорганизация  населения, порядок образования  местного самоуправления, компетенция  местного самоуправления, гарантии самостоятельности  и охраны прав местного самоуправления.

11. Избирательная система.

12. Конституционные основы  развития сфер общественной жизни.

Конституционная ориентация на «общее благо», регулирование собственности, предпринимательства, труда, социальных отношений, экологии, обороны, международных  отношений.

Административное  право

Эта отрасль права –  одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации  и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы  органов исполнительной власти, а  также «управленческий разрез»  всех сфер экономического и социального  развития.

Тихомиров Ю.А. Публичное  право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 333

Административно-властные полномочия используются здесь в наиболее широких  масштабах. В то же время по-новому предстоит осмыслить содержание и соотношение общей и особенной  частей, поскольку рассматривать  названные выше сферы государственной  и общественной жизни только через  призму государственного управления нельзя. В них усиливаются начала самоорганизации  и саморегулирования.

Ниже рассматриваются  основные проблемы административного  права3[3].

1. Административное право  – отрасль российского права.  Предмет, метод, система, административно-правовые  отношения, источники, нормы административного  права.

2. Исполнительная власть.

Признаки исполнительной власти, понятие органа исполнительной власти, классификация органов исполнительной власти, задачи, функции, полномочия, взаимоотношения  органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации, исполнительных органов местного самоуправления, администрации  предприятий, учреждений и организаций.

3. Государственная служба.

Понятие службы, принципы государственной  службы, прохождение службы, классификация  служащих, права, обязанности, ответственность  и поощрение служащих.

4. Правовые акты управления.

Понятие и признаки акта органа исполнительной власти, классификация  актов, подзаконный характер актов  управления, процесс подготовки и  принятия осуществления актов управления.

5. Управленческие договоры.

Особенности договоров в  сфере управления, виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора, ответственность сторон.

6. Обеспечение законности  в управлении.

Содержание и гарантии законности. Приостановление и отмена актов управления, судебный контроль в сфере управления

7. Административная ответственность.

Понятие и признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, основания приме-

Тихомиров Ю.А. Публичное  право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 334

нения мер ответственности, виды ответственности, процедуры применения мер ответственности.

8. Методы управления.

Понятие и виды методов  управления, убеждения, организация, регистрация  и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор, принуждение.

9. Административный процесс.

Административно-процессуальные отношения и нормы, регламенты и  процедуры, стадии административного  процесса.

10. Государственное управление  в сфере экономики.

Предметы ведения и  полномочия Российской Федерации и  ее субъектов в сфере управления, полномочия органов исполнительной власти в сфере экономики, их взаимоотношения, программы, государственный заказ, управление федеральной собственностью, методы регистрации, разрешений, регулирования, статус предприятий и иных хозяйствующих  субъектов законодательства в сфере  управления экономикой.

11. Государственное управление  в социально-культурной сфере.

Разграничение предметов  ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, система  органов исполнительной власти в  социально-культурной сфере, их полномочия и взаимоотношения, виды управленческих действий, государственная поддержка, стимулирование, правовое положение  социально-культурных учреждений, отраслевое законодательство,

12. Государственное управление  в политической сфере.

Полномочия Российской Федерации  и ее субъектов в политической сфере, компетенция федеральных  органов исполнительной власти в  области международных отношений, обороны, охраны государственных и  таможенных границ, компетенция органов  субъектов Федерации в области  охраны правопорядка, статус специальных  структур и должностных лиц, отраслевое законодательство.

13. Таможенное регулирование.

Финансовое право

Это отрасль права, регулирующая отношения в области планомерного образования, распределения и использования  денежных фондов. Денежные средства необходимы для обеспечения важнейших сторон деятельности государства (пенсий, расходов на оборону, охраны природной среды  и др.), финансирования его программ, для самообеспечения хозяйственной,

Тихомиров Ю.А. Публичное  право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 335

торговой и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Субъектами финансовых отношений являются Российское государство и его  органы, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические  лица – хозяйствующие субъекты и  др. Всегда одной из сторон финансовых отношений является орган, обладающий властными полномочиями4[4].

Рассмотрим кратко некоторые  институты финансового права.

Бюджетное законодательство

Установление бюджетной  системы, правовое регулирование государственных  доходов и расходов федерации  и ее субъектов, местного самоуправления, нормативы формирования бюджета, бюджетный  процесс, права и обязанности  субъектов бюджетно-правовых отношений, ответственность за невыполнение бюджетных  обязательств, гарантии бюджетного самообеспечения, дотации, механизм регулирования бюджетного дефицита, субвенции и бюджетные  кредиты.

Налоговое законодательство

- одна из важнейших  отраслей законодательства, пока  еще слабо развитых в России. Способствует финансовому обеспечению  и постоянному пополнению государственного  и местных бюджетов, стимулированию  инвестиционной, производственной, торговой  и иной деятельности.

Долгие годы налоговые  нормы содержались в подзаконных  актах – постановлениях Правительства, инструкциях Министерства финансов, иных органов. Теперь формируется налоговое  законодательство, включающее общие  и специальные законодательные  акты5[5]. Базовым является Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», готовятся Налоговый кодекс и пакет новых законов в данной сфере. Меняются методы правового регулирования, когда стимулирование налогоплательщиков сочетается с усилением их ответственности. В перспективе на базе массива законодательных и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль.

Тихомиров Ю.А. Публичное  право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 336

Можно выделить следующие  составные элементы налогового законодательства и права. Это прежде всего понятие  и виды налогов, распределение налогов  по уровням – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги, принципы налогообложения.

Требуется установить права, обязанности и ответственность  налогоплательщиков, основания возникновения, изменения и прекращения налоговых  правоотношений, права, обязанности  и ответственность налоговых  органов, порядок взимания налогов, производство по делам о налоговых  правонарушениях, налоговые взыскания, судебный порядок рассмотрения налоговых  дел.

Бесспорным путеводителем  здесь может быть «Базовый мировой  налоговый кодекс и Комментарии», подготовленный в 1992 г. специалистами  Гарвардского университета в рамках международной налоговой программы. В нем особенно привлекают типовые  дефиниции и процедуры налогообложения.

Порядок платежей и денежных расчетов в государстве признан  обеспечить устойчивый порядок взаимных расчетов, денежного обращения, внесения обязательных платежей и использования  их в публичных интересах. С этим связаны эмиссия денег, выпуск и  погашение займов, долговых обязательств, механизм регулирования инфляции, столь  же важным являются валютное регулирование  и валютный контроль государства.

Важное значение имеют  принципы и процедуры кредитования, сберегательного дела.

К финансовому праву можно  отнести, те части страхового законодательства и таможенного законодательства, которые определяют финансовые обязанности  одной из сторон и возможности  обеспечения их принудительной реализации другой стороной.

Информация о работе Отрасль публичного права