Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 20:44, реферат
Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия открывает возможность дать характеристику прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. Соответствующие отрасли права изучаются в юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.
Глава VIII. Проявления «публичного» в отраслях права
§ 1. Отрасли публичного права
Выявление природы и общих институтов публичного права как родового понятия открывает возможность дать характеристику прежде всего тех отраслей права, которые полностью входят в его орбиту. Эти отрасли отличаются однородной нормативной структурой и методами регулирования. Для них свойственны в ярко выраженной форме правовое обеспечение публичного интереса, деятельность субъектов, обладающих властными полномочиями, принятие общерегулирующих актов и дача обязательных предписаний, использование правоохранительных процедур. Соответствующие отрасли права изучаются в юридических высших учебных заведениях, что позволяет автору ограничиться их краткой характеристикой.
Теория государства и теория права
Длительное время в
учебных заведениях преподавалась
учебная дисциплина «Теория государства
и права», а в юридической науке
развивалась теория государства
и права. Их слитность, «соединенность»
объяснялись концепцией того времени,
когда эти явления
В любом случае для публичного
права развитие теории государства,
изучающей общие понятия
Конституционное право
Эта отрасль права предназначена для регулирования общественных отношений, которые лежат в основе стабильности об-
Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 331
щества, государства и гражданина и предопределяют многообразные правоотношения Конституционное право занимает ведущее положение в системе права, являясь юридическим фундаментом для всех отраслей права и законодательства, для деятельности институтов государства и общества1[1].
В сжатом виде можно выделить
следующие институты
1. Конституционное право – отрасль права
Предмет, метод, конституционные
нормы, конституционные отношения,
источники конституционного права,
конституционные понятия и
2. Теория конституции.
Природа конституции, ее принятие, изменение и отмена, структура конституции, действие конституции и ее охрана
3. Конституция в правовой системе.
Высшая юридическая сила конституции, прямое действие конституции, правообразующее значение конституции, критерии конституционности правовых актов и их обеспечение, толкование конституции, конституционные основы соотношения национального и международного права
4. Конституционный строй.
Конституционные принципы организации общества и государства, статус гражданина, гарантии стабильности конституционного строя, факторы, влияющие на изменения конституционного строя.
5. Конституционный статус человека и гражданина.
Конституционный приоритет
прав человека и гражданина, гражданство,
классификация прав, свобод и обязанностей,
конституционное обеспечение
6. Конституционное закрепление суверенитета народа.
Принципы выражения народного
волеизъявления и самоуправления, гарантирование
свободной и легальной
Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 332
7. Конституционное регулирование федеративного устройства.
Устройство Российской Федерации, статус субъектов Федерации, разграничение предметов ведения и полномочий между органами Федерации и ее субъектов, согласительные и коллизионные процедуры, режимы территории, территориальное деление.
8. Конституционный статус
государственных и
Конституционные характеристики государства (демократического федеративного правового с республиканской формой правления), статуса политических партий, объединений граждан, средств массовой информации, политического многообразия.
9. Конституционное регулирование государственной власти.
Конституционные основы государственной целостности и взаимодействия органов государственной власти, разделения властей, конституционный статус законодательных, исполнительных и судебных органов, президента, выборы органов государства и должностных лиц.
10. Конституционные основы местного самоуправления2[2].
Конституционная самоорганизация населения, порядок образования местного самоуправления, компетенция местного самоуправления, гарантии самостоятельности и охраны прав местного самоуправления.
11. Избирательная система.
12. Конституционные основы
развития сфер общественной
Конституционная ориентация на «общее благо», регулирование собственности, предпринимательства, труда, социальных отношений, экологии, обороны, международных отношений.
Административное право
Эта отрасль права – одна из самых объемных по своему содержанию, поскольку регулирует вопросы организации и деятельности разветвленного аппарата управления, т.е. всех звеньев системы органов исполнительной власти, а также «управленческий разрез» всех сфер экономического и социального развития.
Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 333
Административно-властные полномочия
используются здесь в наиболее широких
масштабах. В то же время по-новому
предстоит осмыслить содержание
и соотношение общей и
Ниже рассматриваются основные проблемы административного права3[3].
1. Административное право
– отрасль российского права.
Предмет, метод, система,
2. Исполнительная власть.
Признаки исполнительной
власти, понятие органа исполнительной
власти, классификация органов
3. Государственная служба.
Понятие службы, принципы государственной службы, прохождение службы, классификация служащих, права, обязанности, ответственность и поощрение служащих.
4. Правовые акты управления.
Понятие и признаки акта
органа исполнительной власти, классификация
актов, подзаконный характер актов
управления, процесс подготовки и
принятия осуществления актов
5. Управленческие договоры.
Особенности договоров в сфере управления, виды договоров, субъекты договорных отношений, предмет договора, ответственность сторон.
6. Обеспечение законности в управлении.
Содержание и гарантии законности. Приостановление и отмена актов управления, судебный контроль в сфере управления
7. Административная
Понятие и признаки административных правонарушений, виды административных правонарушений, основания приме-
Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 334
нения мер ответственности, виды ответственности, процедуры применения мер ответственности.
8. Методы управления.
Понятие и виды методов управления, убеждения, организация, регистрация и разрешения, регулирование, пресечение, контроль, надзор, принуждение.
9. Административный процесс.
Административно-процессуальные отношения и нормы, регламенты и процедуры, стадии административного процесса.
10. Государственное управление в сфере экономики.
Предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере управления, полномочия органов исполнительной власти в сфере экономики, их взаимоотношения, программы, государственный заказ, управление федеральной собственностью, методы регистрации, разрешений, регулирования, статус предприятий и иных хозяйствующих субъектов законодательства в сфере управления экономикой.
11. Государственное управление в социально-культурной сфере.
Разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов, система органов исполнительной власти в социально-культурной сфере, их полномочия и взаимоотношения, виды управленческих действий, государственная поддержка, стимулирование, правовое положение социально-культурных учреждений, отраслевое законодательство,
12. Государственное управление в политической сфере.
Полномочия Российской Федерации
и ее субъектов в политической
сфере, компетенция федеральных
органов исполнительной власти в
области международных
13. Таможенное регулирование.
Финансовое право
Это отрасль права, регулирующая
отношения в области
Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 335
торговой и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Субъектами финансовых отношений являются Российское государство и его органы, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица – хозяйствующие субъекты и др. Всегда одной из сторон финансовых отношений является орган, обладающий властными полномочиями4[4].
Рассмотрим кратко некоторые институты финансового права.
Бюджетное законодательство
Установление бюджетной системы, правовое регулирование государственных доходов и расходов федерации и ее субъектов, местного самоуправления, нормативы формирования бюджета, бюджетный процесс, права и обязанности субъектов бюджетно-правовых отношений, ответственность за невыполнение бюджетных обязательств, гарантии бюджетного самообеспечения, дотации, механизм регулирования бюджетного дефицита, субвенции и бюджетные кредиты.
Налоговое законодательство
- одна из важнейших
отраслей законодательства, пока
еще слабо развитых в России.
Способствует финансовому
Долгие годы налоговые
нормы содержались в
Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 336
Можно выделить следующие составные элементы налогового законодательства и права. Это прежде всего понятие и виды налогов, распределение налогов по уровням – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги, принципы налогообложения.
Требуется установить права,
обязанности и ответственность
налогоплательщиков, основания возникновения,
изменения и прекращения
Бесспорным путеводителем
здесь может быть «Базовый мировой
налоговый кодекс и Комментарии»,
подготовленный в 1992 г. специалистами
Гарвардского университета в рамках
международной налоговой
Порядок платежей и денежных расчетов в государстве признан обеспечить устойчивый порядок взаимных расчетов, денежного обращения, внесения обязательных платежей и использования их в публичных интересах. С этим связаны эмиссия денег, выпуск и погашение займов, долговых обязательств, механизм регулирования инфляции, столь же важным являются валютное регулирование и валютный контроль государства.
Важное значение имеют принципы и процедуры кредитования, сберегательного дела.
К финансовому праву можно
отнести, те части страхового законодательства
и таможенного