Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 12:15, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы - изучение теоретических основ налогового контроля в финансовом и правовом аспектах; оценка эффективности контрольной работы на примере конкретного налогового органа; определение направлений совершенствования налогового контроля в современных условиях.
5.
установление причин и условий,
способствующих совершению
6.
принятие мер по обеспечению
поступления в бюджет
7. осуществление контроля за другими вопросами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, контроль за которыми возложен на налоговые органы в соответствии с законодательными и другими нормативными правовыми актами, в пределах компетенции налоговых органов.
Основным видом налогового контроля в Республике Беларусь является налоговая проверка. Вышеупомянутое Положение подразделяло проверки, проводимые налоговыми органами, на камеральные, выездные и рейдовые. Однако Постановлением МНС РБ “О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденное приказом Государственного налогового комитета Республики Беларусь ” внесены коррективы, в соответствии с которыми налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам--на комплексные, целевые, рейдовые и встречные.
Камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом по месту своего нахождения на основе данных налоговых деклараций, расчетов, бухгалтерской отчетности и пояснительных записок к ней, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, представленных налогоплательщиком, а также объяснений, представленных налогоплательщиком или его представителями, и имеющихся у налогового органа документов и сведений. Камеральная налоговая проверка проводится без выдачи предписания на ее проведение, а также без уведомления налогоплательщика о начале ее проведения. По результатам камеральной проверки при нарушении действующего законодательства составляется акт камеральной проверки с указанием нарушенной статьи закона и суммы финансовой санкции. Этот акт рассматривают в течение 5 дней, а затем по нему выносят решение. Решение составляется в 3-х экземплярах на специальных бланках. Величина санкций составляет 10% от суммы за несвоевременно представленные отчеты и несвоевременную уплату налогов. Большинство налогов должно быть уплачено до 22 числа месяца, следующего за отчетным, кроме налога на землю. Этот налог уплачивается до 20 числа каждого месяца. Не требуется оформления акта камеральной проверки при взыскании пени за несвоевременную уплату налогов.
Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете налогоплательщиком операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на размеры объектов налогообложения, с последующим сравнением выведенных в ходе проверки фактических размеров объектов налогообложения с отраженными плательщиком в расчетах по налогам (бухгалтерским отчетам, балансам, декларациям), представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.
Выездная налоговая проверка (кроме встречной проверки, либо выездной налоговой проверки, проводимой по назначению вышестоящего налогового органа или по постановлению правоохранительного органа) проводится должностными лицами ИМНС, на учете в которой состоит налогоплательщик, и (или) должностными лицами МНС, ИМНС по областям (г. Минску), ИМНС по городам, имеющим районное деление.
Выездная налоговая проверка может быть плановой или внеплановой. Осуществляется она по мере необходимости. Практически до 1998 года налоговые органы в соей деятельности руководствовались нормативным документами, в соответствии с которыми ежегодному охвату налоговыми проверками подлежало не менее 50% плательщиков от общего числа состоящих на налоговом учете, проверки должны были проводиться не реже раза в два года. Ежегодный рост числа налогоплательщиков и невозможность пропорционального роста численности работников налоговых органов приводили к невыполнению вышеназванных требований и стремлению к количественному выполнению в ущерб качеству проверок. Поэтому был утвержден Порядок перехода на систему выборочного метода проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, согласно которому налоговые органы республики с 1 октября 1997 года перешли на систему выборочных проверок.
Естественно, в такой ситуации возникает проблема выбора субъекта налогового контроля на основе проведения предварительного анализа состояния налогоплательщиков по имеющимся в налоговых органах сведениям, документам. Последующему налоговому контролю в обязательном порядке подлежат те налогоплательщики, которые по имеющимся данным, в том числе и сообщениям граждан, преднамеренно уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, допускают нарушения налогового законодательства, выявляемые при камеральных проверках. При этом используется информация о налогоплательщиках, подлежащих первоочередной проверке по результатам проверки правильности исчисления налогооблагаемых показателей.
Ранее плановая выездная налоговая проверка проводилась на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителя начальника) ИМНС. Теперь графики проверок полугодовые. Плановая документальная проверка проводится на основании графика проверок, утверждаемого руководителем налогового органа в срок не позднее 40 календарных дней до начала следующего полугодия. Основанием для проведения плановой проверки являются результаты анализа налоговых расчетов налогоплательщика, а также иные сведения, собираемые и накапливаемые налоговыми органами в порядке, устанавливаемом Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.
Графики проверок не являются документами для служебного пользования и могут быть доступными для ознакомления налогоплательщиками. Налоговые органы извещают налогоплательщика о включении в график проверки не позднее месяца до даты намечаемой плановой выездной налоговой проверки.
При обращении налогоплательщика или его представителей и при наличии у плательщика уважительных причин (отсутствие по болезни или находящихся в очередном отпуске ответственного должностного лица, нахождение ответственного должностного лица в командировке, проведении проверки аудиторской организацией и др.) плановая выездная налоговая проверка может быть перенесена руководителем (его заместителем) инспекции ИМНС на более поздний период.
Плановые выездные налоговые проверки одного и того же налогоплательщика проводятся не более одного раза в год. Изменения в Положении предусматривают, что плановая выездная налоговая проверка проводится один раз в три года при одновременном наличии трех условий:
-
соответствия удельного веса
общей суммы уплаченных
-
отсутствие задолженности по
начисленным налоговым
- наличие до 1 июля безусловно положительного аудиторского заключения достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предыдущий год.
Внеплановая выездная налоговая проверка проводится по поручению Президента Республики Беларусь, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Государственного секретариата Совета безопасности Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, правоохранительных, судебных и иных уполномоченных на то государственных органов, а в исключительных случаях - по поручению руководителя ИМНС. Внеплановая выездная налоговая проверка проводится на основании письменного приказа (распоряжения) руководителя (его заместителя) ИМНС.
Перед началом проверки проводится тщательная подготовительная работа, в ходе которой анализируются имеющиеся у ИМНС данные о налогоплательщике, и на основании такого анализа разрабатывается программа проверки, предусматривающая перечень вопросов, подлежащих проверке, а также период, подлежащий проверке.
На проведение выездной налоговой проверки выдается предписание в письменной форме, содержащее ряд реквизитов, в том числе наименование налогового органа, наименование, адрес, УНН проверяемой стороны; фамилия, имя, отчество. должность контролеров, цель и сроки выездной проверки. Предписание заверяется подписью руководителя и печатью ИМНС. Срок проверки обычно не должен превышать 30 календарных дней. В отдельных случаях он может быть продлен.
В ходе проведения проверки выясняются вопросы, зафиксированные в программе проверки, а также все иные аспекты финансово-хозяйственной деятельности, существенные для принятия обоснованного решения.
По результатам выездной налоговой проверки составляется акт. Ответственность за достоверность данных, содержащихся в акте, несут проверяющие. В изложении акта должны быть соблюдены объективность, ясность и точность описания выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документами предположений и данных о деятельности проверяемого субъекта. В необходимых случаях для подтверждения изложенных в акте фактов к нему прилагаются копии или выписки из документов (счетов, ведомостей, ордеров, банковских поручений, чеков, нарядов, актов, приказов, писем и тому подобное), а также справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов.
Акт подписывается проверяющими и налогоплательщиком. Один экземпляр акта остается у плательщика.
Рейдовая налоговая проверка связана с контролем за субъектами предпринимательской деятельности и физическими лицами в части их хозяйственной деятельности, осуществляющими прием наличных денежных средств при реализации продукции, товаров, оказании услуг за наличные. Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности налогоплательщиков независимо от места постановки их на налоговый учет. При проведении рейдовых проверок на рынках или по поручению вышестоящей ИМНС предписания на проведение рейдовой проверки могут выдаваться и в районы, не относящиеся к административной территории, обслуживаемой ИМНС, сотрудники которой направляются на рейдовую проверку].
При отсутствии налоговых нарушений проверяющие составляют в итоге проверки справку в двух экземплярах, подписывают которую обе стороны. Один экземпляр направляется ИМНС по месту постановки на налоговый учет плательщика, а второй оставляется представителям налогоплательщика.
В случае обнаружения нарушений результаты проверки оформляются соответствующим актом.
Регистрация акта рейдовой проверки и принятие решения по нему производится ИМНС, выявившей нарушение. В налоговый орган, где стоит на учете плательщик, высылается сообщение о проверке данного плательщика и привлечения его к ответственности.
Таким образом, основной вид контрольного мероприятия в Республике Беларусь в рамках налогового контроля -- налоговая проверка.
Естественно, от эффективной работы контролирующих органов напрямую зависят налоговые поступления в бюджет государства. И в настоящее время в условиях уклонения от налогов со стороны субъектов хозяйствования и иных плательщиков стоит задача повышения эффективности системы налогового контроля в республике. По словам министра по налогам и сборам К. А. Сумара, “налоговые органы призваны прежде всего обеспечить наполнение казны, то есть блюсти государственные интересы”.
Контрольная служба налоговых органов за 2009 год документально проверила более половины предприятий и более трети предпринимателей от общего количества состоящих на налоговом учете. Нарушения установлены у 71,5% и 52,2% соответственно. По результатам проверок доначислено налогов и других обязательных платежей и применено экономических санкций в сумме 63,7 млрд. р., из них по юридическим лицам--59,2 млрд. р., по индивидуальным предпринимателям--3 млрд. р. Из общей суммы взыскано 39,3 млрд.р., или 78,9% допричисленных сумм.
Что касается контрольной работы налоговых органов в 2010 году, то, по данным МНС, в первом полугодии 2010 года проверено 23% налогоплательщиков -- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, стоящих на налоговом учете. 54% из них имеют нарушения.
По результатам проверок доначислено налогов и применено финансовых санкций на 54,7 млрд. р., а в бюджет взыскано 29,4 млрд. р. Это составляет 0,9% от общего поступления в бюджет, контролируемого налоговыми органами. То есть результативность налогового контроля оставляет желать лучшего.
При этом почти 60% всех нарушений приходится на субъекты хозяйствования негосударственной формы собственности. Почти 62% от общего числа проверенных предприятий пришлось на негосударственный сектор. Из них 68% имеют нарушения. А у государственного сектора этот показатель выше--76%.
Одна из сфер усиленного налогового контроля -- оборот нефтепродуктов. За первое полугодие 2010 года по результатам проверок налоговики арестовали 155,5 т. бензина и 31,1 т. дизельного топлива на общую сумму 98,6 млн. р. При этом в доход государства обращено более половины общего количества бензина и почти все дизтопливо.
В целом по республике за первое полугодие 2010 года увеличилось как количество налоговых проверок, так и сумма доначислений по их результатам. И тем не менее, по данным МНС, несмотря на результаты контрольной работы, выполнить задачу по обеспечению поступления в бюджет дополнительных доходов в размере не менее 75% от доначисленных сумм не удалось ни одной областной инспекции, кроме ИМНС по городу Минску.
В настоящее время необходимо искать пути совершенствования организации налогового контроля в республике, повышения его эффективности. С этой целью предполагается установить четкие механизмы и процедуры исполнения налогового обязательства, механизм и формы осуществления налогового контроля, при изменении (в том числе и при нарушении) сроков исполнения налогового обязательства определить механизм и формы осуществления налогового контроля. Особую актуальность в данном аспекте имеет введение самостоятельной отрасли законодательства - налогового права, в рамках которого были бы четко оговорены вопросы налогового контроля.