Понятие и сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 16:49, реферат

Краткое описание

Государство - это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении - как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении - как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

Содержание

1. Понятие и сущность государства
2. Общие признаки государства
3. Причины возникновения государства
4. Функции государства
5. Теории происхождения государства
6. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

оп сро.docx

— 30.69 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования Республики Казахстан

Государственный Университет имени Шакарима г. Семей

 

 

 

 

 

СРО

 

На тему: Понятие и сущность государства

 

 

Выполнила: Шарипова Н. АГ-314

                                                         Проверил: Пашенцев А.П.

 

 

 

 

 

 

 

2015 г.

План

1. Понятие и сущность  государства

2. Общие признаки государства

3. Причины возникновения  государства

4. Функции государства

5. Теории происхождения государства

6. Список использованной  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность государства.

Государство - это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении - как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении - как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

В современной науке государство в узком смысле понижается как учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т. п.

Общие признаки государства.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Это следующие общие признаки.

1. Публичная власть, отделенная  от общества и не совпа­дающая с организацией всего населения, наличие слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчиваемая  границами государства. За­коны  и полномочия государства распространяются  на людей, проживающих на определенной  территории. Само оно строится  не по кровно-родственному, религиозному или какому-нибудь еще признаку, а на основе территориальной и обычно этнической общности людей.

3. Суверенитет, то есть  верховная власть на определенной  территории. В любом обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т. д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное  применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства: оружие, тюрьмы и т. п., а также органы: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура.

5. Право на взимание  налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.

6. Обязательность членства  в государстве и невозможность  проживания вне государств. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство  общества как целого и защиту  общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков государства имеет не толь­ко научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются три минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Причины возникновения государства.

Государство появляется в результате разложения родоплеменного строя, постепенного обособления от общества слоя вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

а) развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа - государства;

б) возникновение в ходе развития производства частной собственности, классов и эксплуатации (марксизм). Не отрицая влияния этих факторов, большинство современных ученых все же не связывают существование государства непосредственно с возникновением частной собственности и классов. В некоторых странах его образование исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе исторического развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все более становится надклассовой, общенациональной организацией;

в) завоевание одних народов другими (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумплович и др.). Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно. Однако его не следует абсолютизировать, упуская из виду другие, зачастую более важные факторы;

г) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Имеется в виду прежде всего рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, а также запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений между родами. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

д) психологические (рациональные и эмоциональные) факторы. Одни авторы (Т. Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считают страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Дж. Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа — государства, способного лучше обеспечить права людей, чем их традиционные формы общежития.

е) антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо в высшей степени коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития. Государство, подобно семье и селению, «есть естественная форма общежития». Оно возникает в результате развития человеческой природы и с помощью права вносит в жизнь людей справедливые, нравственные начала. Идеи Аристотеля используются современными естественно-историческими концепциями государства, которые рассматривают его как органически присущую человечеству на определенной стадии развития форму общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад.

Итак, государство - особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма.

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления деятельности государства, его предназначения. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и др.

  • Экономическая функция заключается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.
  • Социальная функция государства - забота о человеке как о члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т. д.
  • Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т. д.
  • Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.
  • Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач раз­вития общества.
  • Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении людям равных возможностей его получения и т. д.
  • Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами, а также функцию обороны страны.

Теории происхождения государства.

Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами. Ее представители  исходят из того, что источником государственной власти является божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в бога, божественное начало всего сущего.

Одной из известных с древних времен является патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, а он должен проявлять о них отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, государства.

Договорная теория, как и другие, зародилась в глубокой древности. Ее родоначальником является древнегреческий философ Эпикур, считавший, что государство покоится на общественном договоре. Люди создали государство на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

а) углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов;

б) демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений.

Типология государственного устройства

  • По форме правления
  • монархия (абсолютная, конституционная);
  • республика (президентская, парламентская, президентско-парламентская).

По административно- территориальной организации

  • унитарное государство;
  • федерация;
  • конфедерация.

По политическому режиму

  • авторитарное;
  • тоталитарное;
  • демократическое

По социально-экономической, классовой природе

  • рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое;
  • буржуазной (социалистической) ориен­тации.

Форма государства - способ организации и осуществления государственной власти, т. е. она раскрывает, как организована власть, какие органы власти имеются, какие методы используются для осуществления власти. Форма правления - организация верховной государственной власти, структура и порядок взаимоотношения высших государственных органов, должностных лиц и граждан. Существуют две формы правления: монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному (обычно наследственному) правителю, а также государство во главе с таким правителем. Существует неограниченная (абсолютная) и конституционная монархия. Неограниченная (абсолютная) монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх - единый носитель суверенитета.

Республика - форма государственного правления, при которой органы власти формируются по принципу выборности. Высшая власть находится у выборных представительных органов. Глава государства выбирается населением. Существует парламентская, президентская и смешанная республика.

Парламентская республика - ведущая роль принадлежит парламенту, правительство формируется парламентскими партиями. Правительство несет ответственность перед парламентом. Президент избирается парламентом или коллегией выборщиков. Президент - номинальный глава государства. В парламенте одна политическая партия.

Президентская республика - форма государственного устройства, когда президент является главой государства и главой исполнительной власти. Он избирается народом и поэтому несёт ответственность. Президент не может распустить парламент, а парламент распустить правительство. Президенту необходима поддержка парламента по главным вопросам. Отношения между ветвями власти основываются на взаимозависимости сдержек и противовесов.

Смешанная республика - соединяется сильная президентская власть и эффективный контроль парламента за правительством.

Информация о работе Понятие и сущность государства