МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
им. К.Г. Разумовского
Юридический институт
Кафедра Гражданско-правовых
дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине: "Налоговое право".
На тему: " Понятие налога и сбора. Признаки
налогов, их виды и функции".
Выполнила:
Студентка 3 курса
ЗФОс г.Москва формы обучения
специальности 030501
шифр зачетной книжки
1787-ю-08
Носова Юлия Ивановна
Научный руководитель:
Москва, 2010
Содержание:
Введение..............................................................................................................3
1. Понятие налога и сбора..................................................................................5
2.Признаки налога...............................................................................................9
3.Виды налогов....................................................................................................11
4.Функции налогов..............................................................................................13
Заключение...........................................................................................................15
Список использованной литературы..................................................................16
Введение
Налоги известны с глубокой
древности. Во времена натурального
хозяйства уже существовало изъятие
части имущества в виде оброка
у крестьян, ремесленников в пользу
тех, кто владел территориями, на которых
они проживали, и управляли ими.
Сама власть, ничего не производившая,
постоянно нуждалась в материальных
и человеческих ресурсах, необходимых
ей для собственного потребления
и выполнения специфических, только
ей присущих функций:
защита территории;
выполнение управляющих
и распределительных функций;
поддержание внутреннего
порядка;
сбор налогов и податей
с населения.
По мере развития экономических
отношений, появились и совершенствовались
новые виды налогообложения.
Налоги - основной источник
формирования доходов государства,
важнейший элемент экономической
политики государства. Поэтому оно
уделяет особое внимание правовым основам
налогообложения. Они представляют
собой обязательный, индивидуально
безвозмездный платеж, взимаемый
с организаций и физических лиц
в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
В Конституции Российской
Федерации определено, что каждый
обязан законно платить установленные
налоги и сборы. Законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не
имеют.
В совместном ведении Российской
Федерации и субъектов Российской
Федерации находится установление
общих принципов налогообложения
и сборов в Российской Федерации.
Основным законодательным
документом по налогам и сборам в
Российской Федерации является Налоговый
кодекс Российской Федерации (НК РФ).
Выполнение его требований
обязательно для налогоплательщиков,
нарушение каких-либо положений
указанных в Налоговом кодексе
Российской Федерации есть серьезное
противозаконное действие наказуемое
в административном или уголовном
порядке. Существует также целый
перечень документов по налогам и
сборам, дополняющих и расширяющих
Налоговый кодекс Российской Федерации.
К таким документам можно отнести
Постановление Правительства Российской
Федерации касающееся вопросов налогообложения,
Инструкции, Методические рекомендации
Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам и другие документы.
1.Понятие налога и
сбора.
Основные положения о налогах
закреплены в Конституции РФ. В
соответствии со ст. 57 Конституции РФ
«каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы. Законы,
устанавливающие новые налоги и
ухудшающие положение налогоплательщиков,
обратной сиры не имеют».
Налог - необходимое условие существования
государства, поэтому обязанность
платить налоги распространяется на
всех налогоплательщиков в качестве
безусловного требования государства.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться
по своему усмотрению той частью своего
имущества, которая в виде определенной
денежной суммы подлежит взносу в
казну, и обязан регулярно перечислять
эту сумму в пользу государства,
так как иначе были бы нарушены
права и охраняемые законом интересы
других лиц, а также государства.
Взыскание налога не может расцениваться
как произвольное лишение собственника
его имущества, оно представляет
собой законное изъятие части
имущества, вытекающее из конституционной
публично-правовой обязанности. Также
можно отметить, что установление
налогообложения является неотъемлемым
признаком государства и средством
обеспечения функционирования государства.
В соответствие со ст. 8 НК РФ
под налогом понимается обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Обязанность по уплате налога исполняется
в валюте Российской Федерации (статья
45 НК РФ), но в случаях отсутствия
денежных средств на счетах плательщика
(или налогового агента) налоговый
орган вправе взыскать налог за счет
иного имущества налогоплательщика в
соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.
Под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый
с организаций и физических
лиц, уплата которого является
одним из условий совершения
в отношении плательщиков сборов
государственными органами, органами
местного самоуправления, иными
уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).
Сбор - это обязательный взнос. В
отличие от налога сбор может иметь
не только денежную, но и иную форму,
но это возможно лишь в том случае
если прямо предусмотрено законодательством.
Уплата сбора (в соответствии с
целями правового документа, установившего
конкретный сбор) предполагает возникновение
некоторых публичных отношении.
Статьей 9 НК РФ установлены участники
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах. Следует
учесть, что:
- налогоплательщиками или плательщиками
сборов признаются организации
и физические лица, на которых
в соответствии с НК РФ возложена
обязанность платить налоги и
сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);
- организациями для целей НК
РФ являются организации российские
и иностранные (статья 11, 19 НК);
- физические лица - это граждане
Российской Федерации, лица без
гражданства и иностранные граждане
(пункт 2 статьи 11 НК РФ);
- налоговые агенты - это лица (то
есть организации и (или) физические
лица), на которые НК РФ возлагает
обязанности по исчислению, удержанию
у налогоплательщика и перечислению
в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК
РФ).
Участниками отношений являются также
федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный по контролю и
надзору в области налогов
и сборов, и его территориальные
органы (статьи 30 - 33 НК РФ). Федеральная
Налоговая Служба является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору
за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет
налогов и сборов.
Также к участникам отношений регулируемых
законодательством о налогах и сборах,
относятся таможенные органы.
Налоги и сборы имеют
общие и отличительные признаки.
Общие:
Обязательность уплаты в соответствующие
бюджеты или внебюджетные фонды.
- Адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены.
- Порядок поступления и изъятие на основе законодательно закрепленной формы.
- Возможность принудительного способа изъятия.
- Контроль единой системы налоговых органов.
Отличительные признаки:
- По значению. Налог – основной источник бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение.
- По цели. Цель налога – удовлетворить публичные потребности государства, цель сбора – удовлетворить только определенные потребности или затраты государственных учреждений.
- По обстоятельствам или по признаку возмездности. В отличие от налога, сбор взимается за оказанию частному субъекту определенных услуг. Налоги – это безусловные платежи, а сборы производятся в обмен на услугу, предоставляемую плательщику государственным учреждением.
- По характеру обязанности, т.е. по способу нормативно – правового установления. Налог устанавливается только НК РФ, а сбор – актами иных отраслей права. Так, ст.11 Закона РФ «О государственной границе» установила сбор за пограничное оформление. Кроме того, НАЛОГ – четко установленная Конституцией РФ обязанность. СБОР подразумевает определенную добровольность.
- По периодичности. Налогам свойственна периодичность, сборы носят разовый характер, их уплата производится без определенной системы.
Таким образом, в отличие
от налогов сборы всегда индивидуальны,
им присущи строго определенная цель
и специальные интересы.
2. Признаки налога.
Основные признаки налога являются:
- Обязательность– один из главных критериев, установленных Конституцией РФ, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, согласно ст.41 Бюджетного кодекса РФ. Характерным элементом признака обязательность выступает добровольная уплата налога, а в случае уклонения – взыскание в принудительном порядке.
- Безвозвратность и индивидуальная безвозмедность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм, а дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, т.к. государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан. Следовательно:
- налог обладает признаком индивидуальной безвозмездности, но имеет общественно-значимый (полезный, возмездный) характер;
- общественная возмездность наделяет налог качествами «социального кредита», выдаваемого государству (муниципальному образованию) для финансового обеспечения его деятельности.
Безвозвратность
следует отличать от излишне уплаченных
или взысканных налогов, зачета или
льгот.
- Денежный характер.
Налог взимается посредством отчуждения
денежных средств, принадлежащих налогоплательщику
на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления.
В современных условиях все налоговые
платежи уплачиваются только в денежной
форме. Иное (товар, работа, услуги) не допускается.
Уплата производится в наличной и безналичной
форме, в исключительных случаях, предусмотренных
федеральным законодательством, в иностранной
валюте.
- Публичное предназначение. После отчуждения налогоплательщиком обязательных платежей, они переходят в собственность государства, перераспределяются им между всеми членами общества независимо от суммы индивидуально уплачиваемых налогов и поступают в бюджеты соответствующего территориального уровня или внебюджетные фон ды, т.е. общие фонды денежных средств. Зачисленные в них налоги утрачивают персонально - целевую идентификацию и приобретают обезличенно – безвозмездный характер. Публичный характер налогов обуславливает общественную опасность налоговых правонарушений, выражающуюся в нарушении финансовых интересов государства.
3. Виды налогов.
Многообразие видов налогов
предполагает их классификацию по различным
основаниям.
- В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПЛАТЕЛЬЩИКА:
- налоги с организаций, т.е. обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков – организаций (НДС, налог на прибыль)
- налоги с физических лиц, т.е. обязательные платежи, взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков – физических лиц (налог на доходы физических лиц, на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.).
- общие налоги для физических и юридических лиц, т.е. обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от их организационно – правового статуса. Главное – наличие какого-либо объекта в собственности лица.
- В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ОБЛОЖЕНИЯ или по объектам обложения. Критерием такого деления является установление окончательного плательщика налога:
- Прямые налоги - это подоходные и имущественные налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, определяемые размером объекта обложения и уплачиваемые производителем или собственником (налог на прибыль). Плательщиком является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода. Прямые налоги подразделяются на ЛИЧНЫЕ и РЕАЛЬНЫЕ. ЛИЧНЫЕ – уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного дохода (прибыли) и учитывающие финансовую состоятельность плательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество). РЕАЛЬНЫЕ – налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которого лежит не реальный, а предполагаемый средний доход, получение которого только ожидается (налог на вмененный доход, налог на операции с ценными бумагами);
- Косвенные налоги – это налоги на товары, услуги, оплачиваемые сверх цены или тарифа, т.е. налоги на потребление, взимаемые в процессе расходования материальных благ. Определяются размером потребления, включаются в виде надбавок к цене товара (НДС, акцизы). Плательщиком является потребитель товара, на которого перекладывается налог в виде надбавок к цене товара.
- ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УРОВНЮ:
- федеральные налоги, которые устанавливаются и вводятся Государственной Думой РФ. Согласно п.2 ст.12 НК РФ перечень федеральных налогов устанавливается непосредственно НК РФ;
- налоги субъектов федерации перечислены в НК РФ, но вводятся в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов Федерации и обязательны к уплате только на территории субъекта (налог на имущество, транспорт, недвижимость);
- местные налоги устанавливаются НК РФ, вводятся представительными органами местного самоуправления и обязательны к уплате на территории муниципального образования.