Понятие налог, сбор, неналоговый платеж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 23:30, реферат

Краткое описание

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Содержание

Введение………………………………………………………………стр.3-4
1.Принципы налогообложения и их характеристика……………..стр.5-10
2.Понятие налог, сбор, неналоговый платеж……………………...стр.11-12
2.2 Критерии разграничения налогов сборов и других обязательных платежей……………………………………………………………..стр.13-14
3. Задача……………………………………………………………...стр.15-16
Список используемой литературы…………………………………стр.17

Вложенные файлы: 1 файл

налоги и налогообложение..docx

— 82.30 Кб (Скачать файл)

Принцип гласности. Это требование официального опубликования налоговых  законов, нормативных актов, затрагивающих  налоговые обязанности налогоплательщика. Исходя из этого принципа государство обязано информировать налогоплательщика о действующих налогах и сборах, давать разъяснения и консультации о порядке исчисления и уплаты налогов.

Принцип одновременности. В  нормально функционирующей налоговой  системе не допускается обложение  одного и того же объекта несколькими  налогами. Иными словами, один и тот  же объект может облагаться налогом  только одного вида и только один раз  за определенный законодательством  налоговый период.

Принцип определенности. Без  соблюдения этого принципа невозможна рациональная и устойчивая налоговая  система. Данный принцип означает, что  налоговые законы не должны толковаться  произвольно, а налоговые законы должны быть законами прямого действия, исключающими необходимость издания  поясняющих их инструкций, писем, разъяснений  и других нормативных актов. Вместе с тем налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим  условиям, должна существовать возможность  ее уточнения с учетом изменений  политической и экономической конъюнктуры.

Третье направление —  юридические принципы налогообложения.

Принцип законодательной  формы установления. Этот принцип  предусматривает, что налоговое  требование государства о необходимости  заплатить налог и обязательство  налогоплательщика должны следовать  из закона, значит, налоги не могут быть произвольными. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами их конституционных  прав. Но поскольку налогообложение  всегда означает определенное ограничение  прав, при установлении налогов нужно  принимать во внимание то, что права  и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения  обороноспособности и безопасности государства.

Принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается  в том, что акты, регулирующие отношения  в целом и не связанные с  вопросами налогообложения, не должны содержать норм, устанавливающих  особый порядок налогообложения. Это  означает, что если в неналоговых  законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять  их можно только в том случае, когда они соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.

В российской экономической  литературе нередко выделяют еще  один принцип налогообложения, а  именно научный подход к формированию налоговой системы. Суть этого принципа авторы видят в том, что величина налоговой нагрузки на налогоплательщика  должна позволять ему иметь доход  после уплаты налогов, обеспечивающий нормальную жизнедеятельность. Недопустимо  при определении ставок налога исходить из сугубо сиюминутных интересов  пополнения государственной казны  в ущерб развитию экономики и  интересам налогоплательщика.

Отметим, что использование  любого принципа налогообложения требует  серьезного научного подхода и анализа. Применение всей системы принципов  либо отдельно взятого принципа не является общепринятым в мировой  теории и практике. Вместе с тем  существуют принципы, которые неоспоримы и признаются в качестве аксиомы. Исторически основополагающими  принципами, которые должны быть заложены в основу любой налоговой системы, являются принципы, разработанные Адамом Смитом и Адольфом Вагнером.

Некоторые принципы, такие  как множественность налогов, удобство, экономность, достаточно легко выполнимы. Абсолютное же следование другим принципам, например принципам равенства и  справедливости, соразмерности, невозможно, но государство должно стремиться к  их соблюдению при построении эффективной  налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие налог, сбор, неналоговый платеж.

Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

    Сбор — это обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий.

Различия сборов и налогов (рис. 1.3)

 

Неналоговые платежи относятся  к государственным доходам, поступающим  на обязательной основе.

Неналоговые платежи характеризуются  большим разнообразием, отличаясь  друг от друга по субъектам платежей, методом их взимания, источником поступления. К неналоговым доходам относятся:

* платежи за оказание  различных услуг (государственная  пошлина, сбор за клеймение  измерительных приборов, таможенная  пошлина);

* доходы от использования  объектов федеральной собственности  и собственности субъектов Федерации  (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);

* платежи, носящие штрафной  характер (суммы, полученные от  реализации конфискованного имущества;  штрафы, взимаемые за нарушение  финансового законодательства, и  т.д.);

* поступление от продажи  государственных ценных бумаг,  объектов федеральной собственности  и собственности субъектов Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Критерии разграничения налогов сборов и других обязательных платежей.

 

Правильная правовая интерпретация  понятия «налог» должна базироваться на научном понимании его экономической  сущности. Ибо современная налоговая  система включает в себя кроме  непосредственно налогов еще  различные сборы, пошлины и отчисление природа и суть которых не совпадают  с экономической природой налогов, хотя с правовой точки зрения и  те и другие являются источниками  финансирования мероприятий, осуществляемых государством 

Практика налогообложения  многих стран показывает, что для  правового определения понятия« налог» превалируют в основном следующие  подходы 
• к понятию налога относят сборы, пошлины и отчисления, 
которые служат источниками средств для финансирования государственных расходов; 
налог рассматривается как одна из разновидностей фискальных платежей, взимаемых государством 

Выбор подхода к определению  налога и применение его на практике, безусловно, зависят от особенностей формирования налогового законодательства той или иной страны. Критерием  отличия налога от неналогового платежа  в Российской Федерации предложено считать признак нормативно-отраслевого  регулирования, согласно которому налоговые  отношения регламентируются нормами  налогового законодательства, а неналоговые  обязательные платежи — нормами  других отраслей права 
            

Данная методика разграничения  налогов от неналоговых платежей позволяет выделить, наряду с налогами, следующие виды платежей и изъятий:

налог — обязательный взнос  в бюджет, который непосредственно  входит в налоговую систему государства  либо установлен нормативным актом  налогового законодательства (налог  на прибыль предприятий НДС); 
неналоговый платеж ( квазиналог) — обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством, например, сбор за регистрацию предприятий; 
разовые изъятия — платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (конфискации, штрафы, реквизиции). 

До введения (до 1 января 1999 г.) части первой Налогового кодекса  в законодательстве Российской Федерации  отсутствовали различия между налогами, сборами, пошлинами. Бытовало следующее  определение: «Под налогом (сбором, пошлиной) и другим платежомпонимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Поэтому трудно было понять не только отличие налогового платежа от неналогового платежа, но и связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплателыцикаМетодика разграничения этих 
понятий базируется на условиях и признаках, имеющих экономическое и юридическое содержание. 

Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии  объекта налогообложения При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или  сбора всегда присутствуют специальная  цель и специальные интересы. Взимаются  пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие  органы по поводу оказания нужных ему  услуг. Теоретически цель взыскания  пошлины (сбора) — лишь покрытие издержек учреждение в связи с деятельностью  которого они уплачиваются ( без убытка, но и без чистого дохода). 

Современное российское налоговое  законодательство устанавливает различие между налогами и сборами. Так, в  пункте 2 статьи 8 части первой Налогового кодекса РФ дается следующее определение  сбора: « Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» . 

С учетом вышесказанного приходим к выводу, что налоговые платежи  включают в себя налоги, сборы, пошлины, иные платежи, носящие характер компенсации  за использование ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

3.Задача.

Задача:

На руководителя одного из вновь зарегистрированных предприятий, не имеющего имущества и не ведущего никакой деятельности с момента  регистрации, налоговая инспекция  наложила административный штраф за непредставление документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов.

Правомерны ли действия налоговой  инспекции?

Имеется ли в данном случае состав административного правонарушения?

Решение:

 В данном случае  действия налоговой инспекции  правомерны согласно статье 119 Налогового  Кодекса РФ и статье 15.5 Административного  Кодекса РФ.

Ст. 119 НКРФ

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством  о налогах и сборах срок налоговой  декларации в налоговый орган  по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей. 

Статья 15.5. Административного Кодекса РФ.

 Нарушение сроков представления  налоговой декларации  
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета -  
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.  
Если Расчеты в ПФ не были сданы вовремя, страхователь привлекается к ответственности на основании ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ) по результатам выездной проверки. Каждый несданный расчет сотрудники будут считать самостоятельным правонарушением. За опоздание с расчетом до 180 дней придется заплатить штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, указанной в расчете, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если опоздание превышает 180 дней, штраф составит 30% от суммы, подлежащей уплате, и 10% суммы, подлежащей уплате на основе этого расчета за каждый полный или неполный месяц. При этом сумма штрафа, начисленного за долгосрочное опоздание, не может быть менее 1000 руб.

 

Таким образом мы можем сделать вывод о том что даже если предприятие не ведет никакой деятельности это не освобождает его руководителя от сдачи отчетности в определенные законом сроки в налоговый орган по месту учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

  1. Жидкова Е. Ю.. Налоги и налогообложение. учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Эксмо. — 480 с. — (Новое экономическое образование)., 2009
  2. Евстигнеев Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000
  3. Крохина Ю. А. Налоговое право: учебник - М.: . Высшее образование, 2006. - 410 с.
  4. 6. Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О. А. Кашина. - М.: ЮНИТИ, 2000.
  5. Налоговый кодекс РФ.

Информация о работе Понятие налог, сбор, неналоговый платеж