Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 20:19, контрольная работа
Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы все больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.
Введение...............................................................................................................3
Понятие, предмет и метод налогового права.....................................................4
Заключение.........................................................................................................11
Список использованной литературы................................................................12
Содержание
Введение......................
Понятие, предмет и метод налогового
права.........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой системы все больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.
Налоговые законодательные и нормативные акты содержат основные экономические и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию налогового метода в управлении экономикой и государственными финансами. Поэтому особенно актуально системное изложение общей картины правового регулирования налогообложения с учетом всей правовой среды, в которой существует налоговое право, для осмысления и понимания содержания налоговых правовых норм как оформленных правовых отношений (правоотношений), отличных в определенной мере от экономических отношений в сфере налогов.
Финансовое
обеспечение бюджетов всех
Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которых тоже в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.
Госпошлина в отличие от налога — это плата за оказанные плательщику какие-то услуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи питают бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный валовый внутренний продукт, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.
В настоящее
время налоговой системе
Объектами налогообложения являются: - прибыль (доход); - стоимость определённых товаров; - добавленная стоимость продукции, работ, услуг; - имущество юридических и физических лиц; - дарение, наследование имущества; - операции с ценными бумагами; - отдельные виды деятельности; - другие объекты, установленные законом. Существующие налоговые платежи и сборы можно разделить по объекту налогообложения на три группы: - налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы); - налоги с имущества (предприятий и граждан); - налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы и др.).
В соответствии
с действующим
Для целей
налогообложения, с точки зрения
экономических основ
Для правильного понимания предмета налогового права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых определяет его реальное место в российской правовой системе и служебную роль в финансовом праве. Налоговое право оказывает регулятивное воздействие на налоговые общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т.е. соответствующий интересам государства и общества, характер. В центре внимания налогового права находятся общественные отношения, которые непосредственно возникают в связи с практической реализацией задач и функций налогообложения. Налоговое право регулирует отношения, которые складываются по поводу осуществления соответствующими субъектами исполнительной власти возложенных на них налоговых функций, т.е. практически реализующие принадлежащие им юридически-властные налоговые полномочия. Без этих полномочий налоговый орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти и осуществлять управленческие функции.
Таким образом, управленческие налоговые отношения следует рассматривать как применение полномочий и осуществление функций субъектов исполнительной власти. Следует особо подчеркнуть многозначность таких категорий, как «сфера государственного регулирования налогообложения» и «налоговые отношения». Они охватывают все основные проявления экономической, социально-культурной и государственно-политической жизни, соответственно, обнаруживаются и там, где действуют нормы иных отраслей российского права. Иначе говоря, налоговыми, по своей сути, могут быть общественные отношения, составляющие предмет финансового, гражданского права, что, однако, не исключает их из механизма налогового регулирования.
Многие принципы и нормы налогового права, заложенные в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и проекте Налогового кодекса, являются системообразующими. Это значит, что необходимо их дальнейшее развитие в других законодательных актах о налогообложении конкретных видов субъектов. Нормы налогового права различны по направленности и, соответственно, юридическому содержанию. Существуют различные критерии классификации этих норм. Наиболее общий характер имеет деление норм на материальные и процессуальные. Материальные нормы налогового права характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых налоговым правом финансовых отношений. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна действовать налоговая система. Материальные нормы налогового права определяют основы взаимодействия налогоплательщиков и органов управления в налоговой сфере. Процессуальные нормы налогового права регламентируют государственное управление и связанные с ним управленческие отношения. Это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений налогоплательщиков, порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и т. п. Их назначение сводится к определению процедуры реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального налогового права в рамках регулируемых налоговых отношений. Содержание процессуальных налоговых норм является юридической формой экономической сущности налогов и их фискально-регулятивной функции. Процессуальные нормы — это общие правила, касающиеся разработки налоговых правовых актов, как нормативных, так и индивидуальных; единых правил совершения различного рода распорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений и прямых предписаний, контрольно-надзорных, разрешительных, регистрационных, координационных и прочих полномочий, реализуемых субъектами исполнительной власти. Такого рода правила формулируются применительно к конкретным управленческим действиям налоговых органов (должностных лиц), но далеко не во всех случаях. До сих пор налицо разрозненность, нескоординированность правовых актов различного назначения и различной юридической силы, хотя господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода правил. Все это свидетельствует о том, что налоговое процессуальное законодательство пока еще находится в стадии формирования. Практически речь может идти о различного рода налоговых процедурах и соответствующих им процедурных правилах.
Налоговый (административный) процесс рассматривается как совокупность действий, совершаемых налоговыми органами (должностными лицами) для реализации возложенных на них задач и функций. Таким образом, налоговый процесс трактуется как государственно-управленческая деятельность во всем многообразии ее проявлений. Отождествление деятельности по управлению с процессуальной на практике кажется оправданным. С юридической же стороны дело обстоит иначе. Действующее российское законодательство и подзаконные административно-правовые и финансово-правовые нормы не содержат достаточной юридической основы, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием налогового процесса. Речь может идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сторон повседневно осуществляемых налоговых действий, разнообразных по своему назначению, юридическому содержанию и последствиям.
Осуществление
налоговой деятельности
Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования. Как было отмечено, предметом регулирования налогового права служат волевыё общественные отношения, возникающие в процессе взимания налогов, сборов, пошлин и других платежей, являющихся обязательным взносом в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, которые вносятся налогоплательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Такое понятие налога дается в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Налоговое право, являясь одним из наиболее крупных под- отраслей финансового права, регулирует особый вид финансовых отношений и использует как метод регулирования финансового права, так и свой собственный метод. Налоговое право, основанное в целом на предмете и методе финансового права, имеет свои, специфические черты предмета и метода, что признается необходимым условием выделения комплекса правовых норм в подотрасль. Налоговые отношения отличаются от финансовых отношений юридическим и экономическим содержанием, государственными формами их реализации, функциями налоговых норм в государственном управлении и контроле имущественных отношений. Содержание, функции и формы налоговых мер определяют особенности метода правового регулирования. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны федеральных и региональных органов власти и управления в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектного состава (участников) налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях.
Вместе
с тем по объектам налоговых
отношений, которые охватывают
Информация о работе Понятие, предмет и метод налогового права