Правовой статус кредитной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:45, контрольная работа

Краткое описание

Правовой статус кредитных организаций регулируется нормами различных отраслей права.
- в общих аспектах, как правовой статус субъекта предпринимательской деятельности - нормами конституционного права;
- непосредственно, как правовой статус субъекта гражданско-правовых отношений - нормами гражданского права;
- как правовой статус субъекта банковских отношений, то есть субъект взаимоотношений с Банком России, по поводу соблюдения и исполнения;

Содержание

1. Правовой статус кредитной организации ………………….……………..…3
2. Основные направления надзора Центрального банка за деятельностью кредитных организаций…………………………………………………………..5

Список используемой литературы………………………………………..…….12

Вложенные файлы: 1 файл

кредит право сайт.docx

— 22.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1. Правовой статус кредитной организации ………………….……………..…3

2. Основные направления надзора Центрального банка за деятельностью кредитных организаций…………………………………………………………..5

 

Список используемой литературы………………………………………..…….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Правовой статус кредитной  организации.

 

 

Правовой статус кредитных организаций  регулируется нормами различных отраслей права.

- в общих аспектах, как правовой  статус субъекта предпринимательской  деятельности - нормами конституционного  права;

- непосредственно, как правовой  статус субъекта гражданско-правовых  отношений - нормами гражданского  права;

- как правовой статус субъекта  банковских отношений, то есть  субъект взаимоотношений с Банком  России, по поводу соблюдения  и исполнения;

- правил проведения банковских  операций - нормами банковского права.

 Правовой статус кредитной  организации регулируется конституционным,  гражданским и банковским правом. Конституция РФ устанавливает  определенные нормы, которые регулируют  основы правового положения юридического  лица, которые тем самым являются  основами правового положения  и кредитной организации. Стало  быть, следует различать конституционный,  гражданско-правовой, а также - банковский  статусы кредитной организации.

 Гражданское право регулирует  имущественные и личные неимущественные  отношения кредитной организации.

 Во-первых, сюда входит организационно-правовая  форма кредитной организации.  Правда, как будет показано дальше, ее специфика применительно к  кредитным организациям, а также  отношения между кредиторами  и должниками, дополнительно регулируются  еще и банковскими законами.

 Во-вторых, это все те сделки, которые может заключать кредитная  организация со своими клиентами  (договор банковского вклада, договор  банковского счета, договор банковского  кредита и другие сделки участником  которых может выступать кредитная  организация). А затем, на основании  этих сделок, кредитная организация проводит ту или иную банковскую операцию, предусмотренную банковским правом. Поэтому между гражданско-правовым статусом и банковским статусом кредитной организации есть взаимосвязь.

 Следует различать общий  и специальный правовые статусы  кредитных организаций.

 Общий правовой статус кредитной  организации - это статус ее  обычных условий деятельности. Однако  в условиях, когда кредитная организация  находится на грани краха, к  ней могут быть применены меры  по предупреждению ее несостоятельности.  В этих условиях на основании  и в порядке предусмотренными  Федеральным законом "О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций"  к ней могут быть применены  Центральным банком меры ограничивающие  права ее участников и органов  управления кредитной организацией. Такой правовой статус кредитной  организации можно назвать специальным.

 Конституция Российской Федерации  и другие федеральные законы  предусматривают определенные гарантии  правового статуса кредитной  организации. Например, статьи 8, 34, 35 Конституции РФ предусматривают  гарантии против незаконной конкуренции,  против монополизации. Важно,  чтобы эти гарантии реально  действовали в банковской системе.

 Следует различать правовой  статус и правовое положение  кредитной организации.

 Общий правовой статус (правоспособность, права и обязанности) у всех  российских кредитных организаций  одинаков.

 Правовое положение у всех  разное в зависимости от того, в какие гражданско-правовые отношения  вступает кредитная организация.  Их может быть больше или,  наоборот, меньше. Здесь все зависит  от предпринимательской деятельности  кредитной организации, от того, насколько эффективен ее банковский  бизнес.

 Однако и здесь должны  быть созданы соответствующие  гарантии. Смысл их состоит в том, чтобы в экономике страны были созданы одинаковые условия для предпринимательской деятельности всех субъектов. Для этого закон должен предусматривать равные условия бизнеса, с одной стороны, и более гибкие формы этого бизнеса - с другой.

 Пока же Федеральный закон  "О банках и банковской деятельности", на наш взгляд, предусматривает  примитивный набор возможностей  для выбора организационно-правовых  форм банковского предпринимательства.

 Если анализировать только  догму банковского права, то  получается, что банковское законодательство  предусматривает только универсальные  банки и другие кредитные организации.  В ряде случаев закон не  содержит признаков такого понятия,  как государственный банк, хотя  на практике некоторые банки,  на наш взгляд, являются государственными. Нет в законодательстве понятий  специализированного и регионального  банка. В этом смысле набор  статусов весьма однообразен.

 Такое могло бы подходить  к стабильной экономике, но  никак не к переходной экономике  России.

 Учитывая, что в России пока  еще существуют проблемы с  законностью в банковской системе,  как раз было бы полезным  использование разнообразных организационно-правовых  форм и видов кредитных организаций.  Причем это должны быть не просто экономические или финансовые понятия, а четкие определения, закрепленные в законе. Пока же такой четкости нет. Поэтому банк может, например, называться сберегательным, но ничем, кроме названия, не отличаться от других банков.

 

 

2. Основные направления надзора Центрального банка за

деятельностью кредитных организаций.

 

 

Законодательство России закрепляет двухуровневую банковскую систему, в которой первый уровень представлен  Центральным Банком, принадлежащим  государству, а второй уровень состоит  из множества негосударственных (коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Двухуровневая банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком прав проведения всех видов банковских операций, его главная функция - надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом.

Интернациональный характер банковской деятельности создаёт возможность  её выведения в определённой мере из-под контроля национальных органов  банковского надзора. В связи  с этим возникла объективная необходимость  в координации усилий надзорных  органов различных государств по регулированию банковской деятельности и созданию международной системы  банковского надзора.

Приближение стандартов банковского  надзора в России к международным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзора за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.

 Все большее соответствие  мировым стандартам совершенствуемых  Банком России процедур создания  новых кредитных организаций,  надзора за банками достигается  путем постепенного ужесточения  требований, предъявляемых к кредитным  организациям.

В последнее время изменена структура  управления процессами регулирования  и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего  реагирования, введены новые более  жесткие экономические нормативы  для кредитных организаций, устанавливается  особый надзор за крупнейшими банками  федерального уровня.

Основной целью банковского  регулирования и надзора в  России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвитостью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирования коммерческого банковского сектора, обусловленной прежде всего политическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных органов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны.

Особенность функционирования банковской системы в рыночной экономике  определяет необходимость организации  контроля и надзора за деятельностью  коммерческих банков. Банковская система  выполняет жизненно важную роль посредника, аккумулируя сбережения частных  лиц и предприятий и предоставляя их другим физическим и юридическим  лицам, т. е. банки перераспределяют мобилизованные денежные средства для  наиболее эффективного и производительного  использования. Поскольку банки  являются важнейшими элементами инфраструктуры современного общества, то обеспечение  их устойчивого функционирования требует  постоянного надзора и контроля за их работой.

Можно выделить следующие виды контроля над деятельностью коммерческих банков: Государственный; Ведомственный; Независимый.

Государственный контроль над деятельностью  коммерческих банков выражается действующей  системой банковского законодательства. Все банки функционируют в  рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность Центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.

Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными  организациями, т. е. аудиторскими фирмами.

Правовые основы организации контроля и надзора определены законами РФ "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности в Российской Федерации". Закон о Центральном банке  Российской Федерации предусматривает  необходимость осуществления надзора  за соблюдением банками установленных  экономических нормативов и контроля за правильным применением ими законодательства о банковской деятельности, назначать и осуществлять проверку выполняемых банками операций, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям. В Законе о банках и банковской деятельности в Российской Федерации указывается, что, во-первых, надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляет Банк России, во-вторых, предусматривается обязательная ежегодная аудиторская проверка. Таким образом, законы, регламентирующие деятельность Центрального банка и коммерческих банков, определили органы надзора и обязательный независимый контроль за деятельностью банков.

Правовые основы осуществления  аудиторской деятельности как независимого вневедомственного контроля определены Указом Президента Российской Федерации "Об аудиторской деятельности в  Российской Федерации" от 22 декабря 1993 года N 2263. Этим указом утверждены Временные  правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, на основе которых "Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации" от 6 февраля 1991 года должно быть приведено в соответствие с новыми нормативными актами.

Коммерческие банки для повышения  надежности и обеспечения качества работы организуют и осуществляют внутрибанковский контроль или внутренний аудит. Внутренний аудит можно рассматривать как систему мер безопасности банка для обеспечения защиты интересов вкладчиков, сохранения и достижения конкретных результатов в деятельности банка. Он включает совокупность планов банка, методов и процедур, применяемых внутри него для защиты активов, увеличения прибыли, обеспечения четкого выполнения указаний руководства банка. Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение банка и подчиняется руководителю банка. Задачи внутреннего аудита могут быть разнообразными и включают проверку: правильности ведения синтетического и аналитического учета; своевременности отражения операций по счетам клиентов и внутрибанковским счетам; наличия материальных ценностей в натуре и т. д.

При проведении внешнего аудита обязательно  определяется наличие системы внутреннего  контроля и эффективности ее функционирования. Специальной проверки системы внутреннего  аудита не проводится, но в ходе работы внешних аудиторов быстро выявляется уровень учета и контроля в  коммерческом банке. Все существующие виды контроля за деятельностью коммерческих банков имеют определенную взаимосвязь, которая обусловлена единством целей и задач - обеспечение стабильной и безубыточной деятельности коммерческих банков и банковской системы в целом - при различии способов осуществления контроля.

Информация о работе Правовой статус кредитной организации