Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:37, курсовая работа
Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти .
Содержание
Введение - 3
1. Понятие и классификация участников налоговых правоотношений - 5
1.1. Налогоплательщики, как участники налоговых правоотношений - 5
1.2. Налоговые органы - 9
2. Представительство в налоговых правоотношениях - 20
2.1. Законный представитель налогоплательщика - 22
2.2. Уполномоченные представители - 25
3. Иные участники налоговых правоотношений - 29
3.1. Банки -29
3.2. Налоговые агенты - 32
Заключение - 35
Список использованной литературы
Введение
Налоговые
правоотношения – это урегулированные
нормами налогового права общественные
финансовые отношения, возникающие
по поводу установления и взимания
налогов с организаций и
Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ1 разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти2.
Установленные
в законном порядке налоги реализуются
через налоговые
Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.
Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких обязанностей.
Цель данной работы – определение основных участников налоговых правоотношений и их прав и обязанностей.
Задачами работы является:
1. Определение основных участников налоговых правоотношений.
2.
Установление прав и
В первой главе рассматриваются понятия и классификации участников налоговых правоотношений: налогоплательщиков и налоговых органов..
Во второй главе рассматривается представительство в налоговых правоотношениях и виды представительства: законный и уполномоченный.
В
третьей главе рассматриваются
иные основные участники налоговых
правоотношений: банки и налоговые
агенты.
1. Понятие и классификация участников налоговых правоотношений
1.1. Налогоплательщики, как участники налоговых правоотношений
Налогоплательщики – организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы.3 Основу налогово-правового статуса налогоплательщиков составляет совокупность закрепленных налоговым законодательством субъективных прав и обязанностей в сфере налогообложения.
Налогоплательщики имеют право:
- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию;
- получать от Министерства Финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации (далее РФ) о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления – по вопросам применения регионального законодательства и муниципальных нормативно-правовых актов о местных налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы;
-получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
-
представлять свои интересы в
налоговых правоотношениях
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- получать копии акта налоговой проверки и решении налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налогового законодательства;
-
не выполнять неправомерные
-
обжаловать акты налоговых
Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели – помимо этих обязанностей, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:
-
об открытие или закрытие
-
о всех случаях участия в
российских и иностранных
-
о всех обособленных
-
о прекращении своей
-
об изменении своего места
нахождения – в срок не
Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их субъективных прав и законных интересов. Отличие субъективных прав от законных интересов: субъективные права всегда закрепляются нормативно;
Законные
интересы представляют собой любые
правомерные возможности (право
на признание действий добросовестными,
право применять налоговое
Юридические
обязанности
-
уплачивать законно
- встать на учет в налоговых органах;
-
вести учет своих доходов (
-
представлять в налоговый
-
представлять налоговым
- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
-
предоставлять налоговому
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательным актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности уплатить какой-либо налог является, прежде всего, наличие у него соответствующего объекта налогообложения. Другие обязанности связаны и обусловлены этой основной обязанностью.
Неспособность
юридического лица – коммерческой организации
или индивидуальных предпринимателей
уплаты налогов является основанием для
признания этого лица в установленном
законом порядке банкротом. Если юридическое
лицо ликвидируется в судебном порядке
или по решению собственника, то обязанность
уплаты недоимки по налогу возлагается
на ликвидационную комиссию.
1.2. Налоговые органы
В соответствии с действующим налоговым законодательством налоговыми органами являются Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные подразделения, а также органы налоговой полиции. Министерство РФ по налогам и сборам образует единую централизованную систему инспекционных органов, входящих в систему центральных органов государственного управления и осуществляющих контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных налоговых платежей.
Полномочия таможенных органов и обязанностью их должностных лиц в области налогообложения и сборов предусмотренные ст.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Ст.34 НК РФ определяет в целом статус таможенных органов в области налогообложения и сборов. Таким образом, в Кодексе впервые закреплена норма, что таможенные органы в определённых случаях обладают определёнными полномочиями налоговых органов4.
В соответствии с Таможенным кодексом РФ при пересечении таможенной границы России в определённых случаях подлежат уплате налоги (НДС и акцизы) и сборы (таможенная пошлина).5 Данные таможенные платежи являются предметом регулирования как Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), так и НК РФ. Соответственно деятельность таможенных органов в деле взимания данных "пограничных" налогов и сборов регулируется как ТК РФ, так и НК РФ, а также федеральными законами о налогах и сборах и иными федеральными законами. Причём НК РФ и федеральные законы о налогах и сборах применяются к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой данных таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц только в случаях, прямо предусмотренных НК.
В
целом говоря о полномочиях таможенных
органов в сфере
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются конституцией, НК РФ и другими федеральными законами, законодательными актами РФ, нормативными актами Президента и Правительства РФ, нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Налоговые органы решают поставленные перед ними задачи по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Анализ
установленных Кодексом прав налоговых
органов позволяют сделать
1. Право требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
2. Право проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ
3. Право изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.
4. Право вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и иных обязанных лиц для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими налогов. Таким образом, налоговым органам предоставляется право не только получать от налогоплательщиков необходимые объяснения по вопросам, возникающим при проверках, как это предусмотрено действующим законодательством, но и вызвать их или иных обязанных лиц для дачи пояснений непосредственно в налоговые органы.
5. Право проводить при налоговой проверке инвентаризацию имущества, принадлежащего налогоплательщику. Из этого следует, что налоговые органы при налоговой проверке будут в праве осуществлять проверку фактического наличия имущества у налогоплательщика и сравнить полученной при проверке результат с данными бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждаются совместно Минфином и Министерством РФ по налогам и сборам. В настоящее время проверка фактического наличия имущества налогоплательщика осуществляется на основании представляемых налогоплательщика документов (балансов, инвентаризационных описей, актов инвентаризации и т.д.).
Информация о работе Правовой статус налоговых представителей