Правовые средства избежания двойного налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 18:27, реферат

Краткое описание

Организация национальных налоговых систем в странах Европейского Союза и Российской Федерации, осуществляемая в условиях процесса глобализации мировой экономики, накладывает определенные ограничения на отдельные субъекты международной налоговой конкуренции, однако позволяет им минимизировать налоговое бремя за счет перевода доходов от бизнеса между различными налоговыми юрисдикциями.
Позитивное влияние равноправной (добросовестной) налоговой конкуренции на развитие экономической деятельности, национального и международного налогового законодательства можно оценить по конкретным позициям.

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Помимо вышеназванных  общих методов избежания двойного налогообложения применяют и  специальные. Прежде всего в отношении  достаточно распространенных в условиях глобализации бизнеса косвенных налогов (НДС, импортные пошлины, акцизы, налоги с продаж) и индивидуальных подоходных налогов. Так, при экспорте и импорте товаров использую кредит на заграничные налоги и налоговую скидку, а применительно к конкретной сделке в текст торгового контракта (договора об оказании услуг, кредитного соглашения) включают налоговую оговорку.

Добросовестная  налоговая конкуренция предполагает определенное соперничество между  налоговыми системами различных  стран на основе уровня налоговых  ставок, а также порядка расчета  налогооблагаемого дохода. Одновременно большое значение придается таким  важнейшим для мобильных факторов производства налогам, как налог на прибыль компаний, налог на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов, роялти, налог на финансовые операции. С точки зрения величины общего налогового бремени по данным видам налоговых платежей в мировой экономике можно выделить две группы стран:

- юрисдикции, не  имеющие существенных различий  в уровне и характере налогообложения  отечественных и зарубежных инвесторов, физических и юридических лиц  - резидентов и нерезидентов;

- юрисдикции с резко различающимися налоговыми режимами для резидентов и нерезидентов, предоставляющие льготы иностранным инвесторам в отдельных сферах экономики.

Вторую группу стран составляют государства, где  создан режим, благоприятный для  уклонения от уплаты налогов и легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Борьба с этими негативными явлениями стала еще одним средством для решения проблемы устранения международного двойного налогообложения.

Проблема легализации  криминальных доходов состоит в  том, что отмывание денег является преступлением особого рода. Оно включает ряд действий, каждое из которых в отдельности допускается законом, но в целом они складываются в попытку сокрытия доходов от преступной деятельности. Именно эти трудности не позволяют ряду стран признать отмывание денег преступлением.

Однако современная  тенденция правового регулирования  связана с восприятием большинством государств процесса отмывания денег  как уголовного преступления. Для  этого имеется несколько оснований. Одним из них стала теория, согласно которой практически бесполезно бороться с преступниками, если не затрагивать их доходы: чистая прибыль одновременно является и мотивом (личное обогащение) основного преступления, и средством (оборотный капитал) для совершения преступлений в будущем.

Имеются основания  и более практического свойства. Законы, касающиеся отмывания денег, рассматриваются в качестве удобного средства не только для расширения рамок деятельности правоохранительных органов с целью охватить прежде не подлежавшие уголовной ответственности категории участников преступных действий, но и для создания основы для вынесения потенциально более суровых приговоров лицам, обвиненным в совершении основного преступления. Еще более важное значение имеет тенденция к использованию законов о конфискации имущества, которые становятся привычным элементом в борьбе с отмыванием денег, в качестве средства для финансирования деятельности правоохранительных органов.

Международное сотрудничество при расследовании  преступлений и решении задач уголовного правосудия в современных условиях не может быть ограничено только рамками взаимодействия в борьбе с преступлениями международного характера, ответственность за которые предусмотрена нормами международного уголовного права.

Поэтому в Конвенцию ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. (Венская конвенция) были включены положения, предусматривающие развитие международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег. В частности, определены обязательства государств-участников вести борьбу с отмыванием денег, рассматривая его как отдельный самостоятельный состав преступления. При этом банкам было предписано ввести систему мер по распознаванию признаков отмывания денег для последующего обращения в правоохранительные органы.

Формулировки  составов преступлений, указанных в  Венской конвенции 1988 г., во многом заимствованы из законодательства США. Однако Конвенция  относит к преступлениям лишь действия, совершенные преднамеренно. В российской правовой системе это определение соответствует термину "умышленно".

Позднее Страсбургская  конвенция Совета Европы 1990 г. значительно  расширила перечень деяний, отмывание  доходов от которых является преступлением. Конвенция базируется на основных принципах международного права (уважение прав человека, сотрудничество, добросовестное выполнение обязательств) и включает формы и процедуры международного сотрудничества по борьбе с отмыванием денег.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к мерам, направленным на противодействие легализации незаконных доходов, относятся:

1) обязательные  процедуры внутреннего контроля;

2) обязательный контроль;

3) запрет на  информирование клиентов и иных  лиц о принимаемых мерах по  противодействию легализации доходов,  полученных преступным путем;

4) иные меры, принимаемые в соответствии с  федеральными законами.

При определении  признаков операций с денежными средствами или иным имуществом, которые должны подлежать обязательному контролю, законодатель руководствовался предписаниями "Сорока рекомендаций" FATF, где закреплены критерии сомнительности характера финансовой операции. В число подобных операций входят:

- снятие со  счета или зачисление на счет  юридического лица денежных средств  в наличной форме в случаях,  когда это не обусловлено характером  его хозяйственной деятельности;

- обмен банкнот  одного достоинства на банкноты  другого достоинства;

- внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств в наличной форме;

- зачисление  или перевод на счет денежных  средств, предоставление или получение  кредита (займа), операции с ценными  бумагами, в случае если хотя  бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве, в котором не предусмотрено раскрытие или представление информации при проведении финансовых операций. Перечень таких государств (территорий) определяется Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ на основе перечней, утвержденных международными организациями, занимающимися противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

- перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета, открытого на анонимного владельца;

- помещение  ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных  ценностей в ломбард;

- выплата физическому  лицу страхового возмещения или  получение от него страховой  премии по страхованию жизни  и иным видам накопительного  страхования и пенсионного обеспечения  и др.

Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются в уполномоченный орган организациями, осуществляющими эти операции. К ним Закон относит кредитные организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации почтовой, телеграфной связи и иные некредитные организации, осуществляющие перевод денежных средств, а также ломбарды.

Практика международного сотрудничества в сфере противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, выработала несколько направлений взаимодействия правоохранительных органов: сотрудничество вне рамок уголовного судопроизводства (обмен информацией и другие непроцессуальные формы взаимодействия); оказание правовой помощи, в том числе по уголовным делам и в рамках исполнения судебных решений.

Вместе с  тем получила широкое распространение  еще одна форма международного сотрудничества - взаимодействие с международными организациями, такими как FATF, Группа Эгмонт, Интерпол, Европол и др. Членство в подобных организациях позволяет государствам получать доступ к единым базам данных, которые содержат информацию из всех стран-участниц, в максимально короткие сроки, а также в наиболее полном объеме.

Иногда возникают  ситуации, когда два государства  не имеют правовой базы для взаимодействия. В этом случае сотрудничество осуществляется исходя из принципа "международной вежливости".

В Российской Федерации  стадии международного сотрудничества определяются на основании положений  ст. 10 Федерального закона "О противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Во-первых, это  сбор информации. Так, в Докладе о  выполнении Россией Резолюции Совета Безопасности ООН N 1373 "О борьбе с  международным терроризмом" отмечалось, что в целях перекрытия каналов финансирования деятельности незаконных вооруженных формирований правоохранительными службами РФ были выявлены свыше 170 коммерческих структур - участников внешнеэкономической деятельности, которые находились под контролем организованных преступных группировок. В контакте с соответствующими службами других стран установлены зарубежные контрагенты этих преступных структур.

Во-вторых, предварительное  расследование. На этой стадии сотрудничество заключается главным образом  в направлении и исполнении запросов о правовой помощи по конкретным уголовным делам.

В-третьих, судебное разбирательство. Здесь достаточно важную роль играет исполнение запросов и судебных поручений.

В-четвертых, исполнение судебных решений. На данной стадии ведущее  место занимает признание приговоров и решений, вынесенных судами иностранных государств, в целях их дальнейшего исполнения национальной юрисдикцией.

Россия, будучи членом Совета Европы, принимает участие  в работе его Комитета МАНИВЭЛ  и Комитета по пересмотру Страсбургской конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г., одним из направлений деятельности которых является актуализация правовых механизмов противодействия отмыванию преступных доходов.

Тем не менее  в данной сфере существует еще ряд проблем, требующих безотлагательного решения на уровне федерального законодательства:

- организация  аналитической работы с целью  внедрения положительных моментов  деятельности зарубежных финансовых  служб в практику российских  правоохранительных органов;

- необходимость  активного участия в выработке  типологий и методологий финансовых  преступных схем, используя опыт  иностранных коллег;

- оказание практической  помощи подразделениям российских  спецслужб, занимающимся финансовыми  расследованиями;

- создание межведомственной  комиссии по вопросам координации  в указанной сфере в соответствии  с изменениями в структуре  федеральных органов исполнительной  власти и приоритетами нового  этапа экономических преобразований;

- повышение  уровня соответствия национальной системы противодействия легализации преступных доходов международным стандартам с отражением соответствующей оценки в отчетах FATF;

- повышение  степени прозрачности финансово-банковской  деятельности, усиление контроля  над обращением наличных денежных средств в зонах с высоким уровнем риска совершения преступлений;

- осуществление  качественного перехода от выявления,  раскрытия и пресечения отдельных  преступлений к комплексным упреждающим  мерам по нейтрализации и пресечению  деятельности крупных организованных преступных группировок, причастных к легализации криминальных доходов;

- расширение  базы международного сотрудничества  Российской Федерации в области  противодействия легализации преступных  доходов, включая развертывание  деятельности Евразийской региональной группы по типу FATF;

- продолжение  работы по подготовке национальной  Концепции противодействия легализации  доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма.

Решение указанных  вопросов может сыграть важную роль в обеспечении эффективности международного сотрудничества Российской Федерации по борьбе с уклонением от уплаты налогов и отмыванием преступных доходов и будет способствовать изменению внутреннего законодательства в соответствии с нормами международного права.

 

Литература

 

 Погорлецкий  А.И. Налоговая конкуренция в  современной системе мирохозяйственных  связей // Финансовый мир / Под  ред. В.В. Иванова и В.В. Ковалева. М., 2004. Вып. 2. С. 276, 277.

Информация о работе Правовые средства избежания двойного налогообложения