Проблема оптимизации налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:29, реферат

Краткое описание

Проблема оптимизации налогообложения в России - сравнительно новая проблема. Налоговые схемы оптимизации стали появляться по мере усложнения государственной системы сбора налогов. На современном этапе данная проблема злободневна и для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для которых определяющим критерием оптимизации налоговых платежей должно стать достижение максимального объема ресурсов, остающихся в их распоряжении, при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли от хозяйственной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема оптимизации налогообложения в России.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

Проблема оптимизации налогообложения в России - сравнительно новая проблема. Налоговые схемы оптимизации стали появляться по мере усложнения государственной системы сбора налогов. На современном этапе данная проблема злободневна и для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для которых определяющим критерием оптимизации налоговых платежей должно стать достижение максимального объема ресурсов, остающихся в их распоряжении, при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли от хозяйственной деятельности. 
Оптимизировать налогообложение организации, т.е. определить наиболее выгодный порядок уплаты налогов и снизить риски, связанные с этим, позволяет налоговое планирование. 
Так как налоговые платежи представляют одну из статей расходов, планирование налогов можно считать составным элементом бюджетирования. В процессе организации системы управленческого учета важно установить горизонтальные связи со всеми участками налогового планирования, что позволит снизить риск возникновения неблагоприятных налоговых последствий при принятии управленческих решений. 
Специалисты и практики определяют налоговое планирование по-разному: 
- как использование компанией приемов и способов, а также всех предоставленных законом льгот с целью максимально снизить налоговые обязательства; 
- как планирование порядка, оснований и процедуры уплаты налогов; 
- как те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют последнему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей; 
- как совокупность плановых действий, направленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирующих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих своевременные расчеты с бюджетом по действующему законодательству; 
- как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации в целях минимизации налоговых платежей; 
- как искусство освобождать капитал от налогов. 
Следует отметить, что все ранее указанные определения не раскрывают сущности процесса налогового планирования - выбора оптимального сочетания (построения) форм правоотношений, а также возможных вариантов их соотношения в рамках действующего законодательства о налогах и сборах с целью направленного воздействия на элементы налогообложения и предопределения размера налоговых обязательств. На взгляд автора, налоговым планированием следует считать процесс формирования размера налоговых обязательств хозяйствующего субъекта, осуществляемый посредством выбора оптимального сочетания различных вариантов осуществления предпринимательской деятельности и размещения активов, направленный на достижение минимального уровня налоговых обязательств. 
Налоговое планирование представляет собой комплекс мер, направленных на уменьшение налогового бремени. Данные меры подразделяют на долгосрочные (перспективные) и текущие. 
Долгосрочное (перспективное) налоговое планирование представляет собой использование налогоплательщиком таких приемов и методов, которые уменьшают его налоговые обязательства в течение длительного времени или в процессе всей деятельности налогоплательщика, и включает: 
- выбор наиболее выгодного с точки зрения налогообложения места расположения организации, ее структурных подразделений и руководящих органов; 
- выбор организационно-правовой формы организации и ее организационно-хозяйственной структуры (деление производственных и хозяйственных процессов вплоть до создания для этих целей группы взаимосвязанных самостоятельных организаций), позволяющих минимизировать налоговые платежи; 
- выбор режима налогообложения, в том числе возможность применения специальных налоговых режимов, предусмотренных ст. 18 Налогового кодекса РФ, и особых систем налогообложения (например, упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства, единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход). 
Под текущим налоговым планированием понимается совокупность методов, позволяющих налогоплательщику уменьшать налоговое бремя в течение ограниченного периода времени и/или в каждой конкретной хозяйственной ситуации. При этом элементы текущего налогового планирования носят не только инициативный, но и обязательный характер. К числу последних можно, например, отнести: 
- принятие организацией учетной политики; 
- выбор варианта налогового учета. 
Процесс налогового планирования складывается из нескольких этапов: 
1. Определение суммы всех налоговых обязательств и общей налоговой нагрузки организации, сроков и порядка уплаты налогов в текущем периоде. 
2. Анализ законодательных и нормативных актов, разъяснений Минфина России, мнений специалистов, а также судебной практики по каждому отдельно взятому налогу (по отдельным вопросам в рамках уплаты одного налога). 
3. Определение всех возможных вариантов поведения для той или иной ситуации. 
4. Анализ рисков, связанных с выбором каждого варианта. 
5. Выбор оптимального варианта поведения - методов и способов, предусмотренных законодательством. Отражение выбранных методов в учетной политике организации. 
6. Анализ эффективности выбранной схемы (варианта). 
Показатель эффективности налогового планирования (уровень налоговой нагрузки), который организация получает, применяя разработанную в процессе налогового планирования схему так же, как и экономию от системы налогообложения, которая уже сложилась на практике, можно рассчитать по следующей формуле: 
 
Показатель Сумма Объем 
эффективности = налогов, : реализованной x 100%. 
налогового начисленная продукции 
планирования за период за период 
 
Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять 30 - 40% от дохода. По мнению отечественных экономистов, в России при существующем финансово-экономическом положении предприятий и ориентации на стимулирование предпринимательской деятельности наиболее приемлемым уровнем налоговой нагрузки является 35 - 40% к вновь созданной стоимости. Предприятия и предприниматели аграрного сектора экономики ведут деятельность в особых условиях, поэтому в сельском хозяйстве целесообразный уровень изъятия налогами составляет 30 - 35% от добавленной стоимости. 
С учетом ранее сказанного автор предлагает следующие рекомендации по оценке эффективности налогового планирования для сельскохозяйственных товаропроизводителей. 
Если показатель эффективности налогового планирования (Э ) 
н. п 
находится в пределах 15 - 20% и держится в этом пределе в течение 
нескольких отчетных (налоговых) периодов, то, следовательно, 
система налогового планирования работает достаточно эффективно и 
не нуждается в корректировке. Организации можно ограничиться 
анализом изменений в законах, чтобы вовремя корректировать свои 
действия и избегать рисков. 
Если показатель Э находится в пределах 20 - 35% и держится 
н. п 
в этом пределе в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов, 
то система налогового планирования работает недостаточно 
эффективно и нуждается в корректировке, которая может быть 
выполнена за счет внутренних резервов предприятия силами 
бухгалтерии и использования консультаций специалистов. 
Если показатель Э находится в пределах 35 - 60% и держится 
н. п 
в этом пределе в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов, 
это означает, что система налогового планирования работает 
неэффективно и требуется корректировка финансовой схемы бизнеса, 
создание специализированных подразделений для решения этой задачи 
и переход к доминирующему положению этих служб или специалистов 
над остальными подразделениями организации. 
При получении показателя Э более 60% следует задуматься о 
н. п 
продолжении данного вида бизнеса и возможных методах 
предупреждения полной потери финансовых средств. 
На основании действующего законодательства о налогах и сборах РФ сельскохозяйственные товаропроизводители вправе уплачивать налоги и сборы с использованием следующих налоговых режимов: 
- общего режима налогообложения (ОРН); 
- единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН); 
- упрощенной системы налогообложения (УСНО), предусматривающей два варианта: первый - с объектом налогообложения "доходы", второй - с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". 
Проведем оценку эффективности налогового планирования в крупных и средних сельскохозяйственных организациях Южно-Предгорной экономической зоны. 
По данным Департамента сельского хозяйства и продовольствия Краснодарского края, в 2005 г. из 8140 сельскохозяйственных товаропроизводителей (организации, предприниматели, фермерские и крестьянские хозяйства) 2395 уплачивали ЕСХН, 4818 находились на ОРН, 927 - на УСНО. 
В 2005 г. из 85 подведомственных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий Южно-Предгорной экономической зоны 48 уплачивали единый сельскохозяйственный налог, 36 находились на ОРН и всего одна организация уплачивала единый налог по УСНО. Для анализа налоговой нагрузки автором были отобраны 39 сельскохозяйственных предприятий, уплачивающих ЕСХН, и 31 - на общем режиме налогообложения. 
 
Достаточно эффективный режим налогообложения, требующий незначительной корректировки за счет внутренних резервов (в рамках учетной политики при неизменном режиме налогообложения), характерен для 29% организаций, находящихся на ОРН и 15%, уплачивающих ЕСХН. 
Высокий уровень налоговой нагрузки (от 35 до 60%), который требует пересмотра налоговой политики, наблюдается у 10% организаций, находящихся на ОРН, и всего у 5%, уплачивающих ЕСХН. 
Для двух сельскохозяйственных организаций зоны, находящихся на ОРН, уровень налогового изъятия превысил критический и составил 68 и 69% соответственно. 
На первый взгляд, уплата ЕСХН для сельскохозяйственных организаций обеспечивает более низкий уровень налоговой нагрузки по сравнению с применением общего режима налогообложения. Уплата ЕСХН дает право не платить НДС, единый социальный налог и налог на имущество. 
Однако следует отметить, что на налоговую нагрузку кроме статуса налогоплательщика и режима налогообложения оказывают влияние и другие факторы, такие как: 
- рентабельность деятельности; 
- наличие основных средств (строений, сельскохозяйственной техники и т.п.), степень износа и планирование их обновления в ближайшей перспективе; 
- действие в субъекте федерации региональных льгот по налогу на имущество; 
- доля заработной платы (соответственно, доля ЕСН) в расходах предприятия; 
- структура потребителей производимой продукции (плательщики НДС или нет); 
- доля дохода от несельскохозяйственной деятельности. 
Автором изучено влияние трех факторов: прибыль от продаж в 
расчете на 100 руб. себестоимости реализованной продукции (x ); 

внеоборотные активы в расчете на 100 руб. имущества (x ) и расходы 

на оплату труда в расчете на 100 руб. затрат (x ) на 

результативный показатель - сумма начисленных налогов в расчете на 
100 руб. выручки (y). Выбранные факторы эффективны, так как они: 
1) обеспечивают среднюю и высокую корреляцию с результативным признаком (табл. 2); 
2) рациональны, т.е. легко определяются по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. 
 
 
 
Так как по генеральной совокупности организаций, уплачивающих ЕСХН, связь между совокупностью факторов и результативным показателем тесная, можно вывести уравнение регрессии: 
 
Y = 0,025 - 0,097x + 0,082x + 0,205x . 
1 2 3 
 
Из уравнения следует, что при специальном режиме налогообложения (ЕСХН) повышение доли внеоборотных активов в структуре имущества и доли оплаты труда в расходах организации приводят к увеличению налоговой нагрузки, а повышение рентабельности производства - к снижению результативного показателя. 
Для генеральной совокупности организаций, находящихся на ОРН, в уравнение регрессии включены два фактора без учета влияния структуры активов: 
 
Y = 9,039 - 0,217x + 0,519x . 
1 3 
 
Так, для организаций, находящихся на ОРН, при повышении рентабельности налоговая нагрузка снижается, а при повышении доли оплаты труда в расходах организации налоговая нагрузка растет. 
Полученные уравнения регрессии, по мнению автора, целесообразно использовать плановыми отделами сельскохозяйственных предприятий Южно-Предгорной зоны Краснодарского края: 
1) в процессе бюджетирования и налогового планирования на среднесрочную перспективу; 
2) для оценки эффективности выбранного налогового режима в прошедшем налоговом периоде.

Информация о работе Проблема оптимизации налогообложения в России