Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:29, реферат
Проблема оптимизации налогообложения в России - сравнительно новая проблема. Налоговые схемы оптимизации стали появляться по мере усложнения государственной системы сбора налогов. На современном этапе данная проблема злободневна и для сельскохозяйственных товаропроизводителей, для которых определяющим критерием оптимизации налоговых платежей должно стать достижение максимального объема ресурсов, остающихся в их распоряжении, при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли от хозяйственной деятельности.
Проблема оптимизации
налогообложения в России - сравнительно
новая проблема. Налоговые схемы оптимизации
стали появляться по мере усложнения государственной
системы сбора налогов. На современном
этапе данная проблема злободневна и для
сельскохозяйственных товаропроизводителей,
для которых определяющим критерием оптимизации
налоговых платежей должно стать достижение
максимального объема ресурсов, остающихся
в их распоряжении, при условии дальнейшего
обеспечения роста прибыли от хозяйственной
деятельности.
Оптимизировать налогообложение организации,
т.е. определить наиболее выгодный порядок
уплаты налогов и снизить риски, связанные
с этим, позволяет налоговое планирование.
Так как налоговые платежи представляют
одну из статей расходов, планирование
налогов можно считать составным элементом
бюджетирования. В процессе организации
системы управленческого учета важно
установить горизонтальные связи со всеми
участками налогового планирования, что
позволит снизить риск возникновения
неблагоприятных налоговых последствий
при принятии управленческих решений.
Специалисты и практики определяют налоговое
планирование по-разному:
- как использование компанией приемов
и способов, а также всех предоставленных
законом льгот с целью максимально снизить
налоговые обязательства;
- как планирование порядка, оснований
и процедуры уплаты налогов;
- как те или иные целенаправленные действия
налогоплательщика, которые позволяют
последнему избежать или в определенной
степени уменьшить его обязательные выплаты
в бюджет, производимые им в виде налогов,
сборов, пошлин и других платежей;
- как совокупность плановых действий,
направленных на увеличение финансовых
ресурсов организации, регулирующих величину
и структуру налоговой базы, воздействующих
на эффективность управленческих решений
и обеспечивающих своевременные расчеты
с бюджетом по действующему законодательству;
- как планирование финансово-хозяйственной
деятельности организации в целях минимизации
налоговых платежей;
- как искусство освобождать капитал от
налогов.
Следует отметить, что все ранее указанные
определения не раскрывают сущности процесса
налогового планирования - выбора оптимального
сочетания (построения) форм правоотношений,
а также возможных вариантов их соотношения
в рамках действующего законодательства
о налогах и сборах с целью направленного
воздействия на элементы налогообложения
и предопределения размера налоговых
обязательств. На взгляд автора, налоговым
планированием следует считать процесс
формирования размера налоговых обязательств
хозяйствующего субъекта, осуществляемый
посредством выбора оптимального сочетания
различных вариантов осуществления предпринимательской
деятельности и размещения активов, направленный
на достижение минимального уровня налоговых
обязательств.
Налоговое планирование представляет
собой комплекс мер, направленных на уменьшение
налогового бремени. Данные меры подразделяют
на долгосрочные (перспективные) и текущие.
Долгосрочное (перспективное) налоговое
планирование представляет собой использование
налогоплательщиком таких приемов и методов,
которые уменьшают его налоговые обязательства
в течение длительного времени или в процессе
всей деятельности налогоплательщика,
и включает:
- выбор наиболее выгодного с точки зрения
налогообложения места расположения организации,
ее структурных подразделений и руководящих
органов;
- выбор организационно-правовой формы
организации и ее организационно-хозяйственной
структуры (деление производственных
и хозяйственных процессов вплоть до создания
для этих целей группы взаимосвязанных
самостоятельных организаций), позволяющих
минимизировать налоговые платежи;
- выбор режима налогообложения, в том
числе возможность применения специальных
налоговых режимов, предусмотренных ст.
18 Налогового кодекса РФ, и особых систем
налогообложения (например, упрощенной
системы налогообложения субъектов малого
предпринимательства, единого сельскохозяйственного
налога, единого налога на вмененный доход).
Под текущим налоговым планированием
понимается совокупность методов, позволяющих
налогоплательщику уменьшать налоговое
бремя в течение ограниченного периода
времени и/или в каждой конкретной хозяйственной
ситуации. При этом элементы текущего
налогового планирования носят не только
инициативный, но и обязательный характер.
К числу последних можно, например, отнести:
- принятие организацией учетной политики;
- выбор варианта налогового учета.
Процесс налогового планирования складывается
из нескольких этапов:
1. Определение суммы всех налоговых обязательств
и общей налоговой нагрузки организации,
сроков и порядка уплаты налогов в текущем
периоде.
2. Анализ законодательных и нормативных
актов, разъяснений Минфина России, мнений
специалистов, а также судебной практики
по каждому отдельно взятому налогу (по
отдельным вопросам в рамках уплаты одного
налога).
3. Определение всех возможных вариантов
поведения для той или иной ситуации.
4. Анализ рисков, связанных с выбором каждого
варианта.
5. Выбор оптимального варианта поведения
- методов и способов, предусмотренных
законодательством. Отражение выбранных
методов в учетной политике организации.
6. Анализ эффективности выбранной схемы
(варианта).
Показатель эффективности налогового
планирования (уровень налоговой нагрузки),
который организация получает, применяя
разработанную в процессе налогового
планирования схему так же, как и экономию
от системы налогообложения, которая уже
сложилась на практике, можно рассчитать
по следующей формуле:
Показатель Сумма Объем
эффективности = налогов, : реализованной
x 100%.
налогового начисленная продукции
планирования за период за период
Мировой опыт налогообложения свидетельствует
о том, что оптимальный уровень налоговой
нагрузки на налогоплательщика должен
составлять 30 - 40% от дохода. По мнению отечественных
экономистов, в России при существующем
финансово-экономическом положении предприятий
и ориентации на стимулирование предпринимательской
деятельности наиболее приемлемым уровнем
налоговой нагрузки является 35 - 40% к вновь
созданной стоимости. Предприятия и предприниматели
аграрного сектора экономики ведут деятельность
в особых условиях, поэтому в сельском
хозяйстве целесообразный уровень изъятия
налогами составляет 30 - 35% от добавленной
стоимости.
С учетом ранее сказанного автор предлагает
следующие рекомендации по оценке эффективности
налогового планирования для сельскохозяйственных
товаропроизводителей.
Если показатель эффективности налогового
планирования (Э )
н. п
находится в пределах 15 - 20% и держится
в этом пределе в течение
нескольких отчетных (налоговых) периодов,
то, следовательно,
система налогового планирования работает
достаточно эффективно и
не нуждается в корректировке. Организации
можно ограничиться
анализом изменений в законах, чтобы вовремя
корректировать свои
действия и избегать рисков.
Если показатель Э находится в пределах
20 - 35% и держится
н. п
в этом пределе в течение нескольких отчетных
(налоговых) периодов,
то система налогового планирования работает
недостаточно
эффективно и нуждается в корректировке,
которая может быть
выполнена за счет внутренних резервов
предприятия силами
бухгалтерии и использования консультаций
специалистов.
Если показатель Э находится в пределах
35 - 60% и держится
н. п
в этом пределе в течение нескольких отчетных
(налоговых) периодов,
это означает, что система налогового
планирования работает
неэффективно и требуется корректировка
финансовой схемы бизнеса,
создание специализированных подразделений
для решения этой задачи
и переход к доминирующему положению этих
служб или специалистов
над остальными подразделениями организации.
При получении показателя Э более 60% следует
задуматься о
н. п
продолжении данного вида бизнеса и возможных
методах
предупреждения полной потери финансовых
средств.
На основании действующего законодательства
о налогах и сборах РФ сельскохозяйственные
товаропроизводители вправе уплачивать
налоги и сборы с использованием следующих
налоговых режимов:
- общего режима налогообложения (ОРН);
- единого сельскохозяйственного налога
(ЕСХН);
- упрощенной системы налогообложения
(УСНО), предусматривающей два варианта:
первый - с объектом налогообложения "доходы",
второй - с объектом налогообложения "доходы,
уменьшенные на величину расходов".
Проведем оценку эффективности налогового
планирования в крупных и средних сельскохозяйственных
организациях Южно-Предгорной экономической
зоны.
По данным Департамента сельского хозяйства
и продовольствия Краснодарского края,
в 2005 г. из 8140 сельскохозяйственных товаропроизводителей
(организации, предприниматели, фермерские
и крестьянские хозяйства) 2395 уплачивали
ЕСХН, 4818 находились на ОРН, 927 - на УСНО.
В 2005 г. из 85 подведомственных крупных
и средних сельскохозяйственных предприятий
Южно-Предгорной экономической зоны 48
уплачивали единый сельскохозяйственный
налог, 36 находились на ОРН и всего одна
организация уплачивала единый налог
по УСНО. Для анализа налоговой нагрузки
автором были отобраны 39 сельскохозяйственных
предприятий, уплачивающих ЕСХН, и 31 - на
общем режиме налогообложения.
Достаточно эффективный режим налогообложения,
требующий незначительной корректировки
за счет внутренних резервов (в рамках
учетной политики при неизменном режиме
налогообложения), характерен для 29% организаций,
находящихся на ОРН и 15%, уплачивающих
ЕСХН.
Высокий уровень налоговой нагрузки (от
35 до 60%), который требует пересмотра налоговой
политики, наблюдается у 10% организаций,
находящихся на ОРН, и всего у 5%, уплачивающих
ЕСХН.
Для двух сельскохозяйственных организаций
зоны, находящихся на ОРН, уровень налогового
изъятия превысил критический и составил
68 и 69% соответственно.
На первый взгляд, уплата ЕСХН для сельскохозяйственных
организаций обеспечивает более низкий
уровень налоговой нагрузки по сравнению
с применением общего режима налогообложения.
Уплата ЕСХН дает право не платить НДС,
единый социальный налог и налог на имущество.
Однако следует отметить, что на налоговую
нагрузку кроме статуса налогоплательщика
и режима налогообложения оказывают влияние
и другие факторы, такие как:
- рентабельность деятельности;
- наличие основных средств (строений,
сельскохозяйственной техники и т.п.),
степень износа и планирование их обновления
в ближайшей перспективе;
- действие в субъекте федерации региональных
льгот по налогу на имущество;
- доля заработной платы (соответственно,
доля ЕСН) в расходах предприятия;
- структура потребителей производимой
продукции (плательщики НДС или нет);
- доля дохода от несельскохозяйственной
деятельности.
Автором изучено влияние трех факторов:
прибыль от продаж в
расчете на 100 руб. себестоимости реализованной
продукции (x );
1
внеоборотные активы в расчете на 100 руб.
имущества (x ) и расходы
2
на оплату труда в расчете на 100 руб. затрат
(x ) на
3
результативный показатель - сумма начисленных
налогов в расчете на
100 руб. выручки (y). Выбранные факторы эффективны,
так как они:
1) обеспечивают среднюю и высокую корреляцию
с результативным признаком (табл. 2);
2) рациональны, т.е. легко определяются
по данным бухгалтерской (финансовой)
отчетности.
Так как по генеральной совокупности организаций,
уплачивающих ЕСХН, связь между совокупностью
факторов и результативным показателем
тесная, можно вывести уравнение регрессии:
Y = 0,025 - 0,097x + 0,082x + 0,205x .
1 2 3
Из уравнения следует, что при специальном
режиме налогообложения (ЕСХН) повышение
доли внеоборотных активов в структуре
имущества и доли оплаты труда в расходах
организации приводят к увеличению налоговой
нагрузки, а повышение рентабельности
производства - к снижению результативного
показателя.
Для генеральной совокупности организаций,
находящихся на ОРН, в уравнение регрессии
включены два фактора без учета влияния
структуры активов:
Y = 9,039 - 0,217x + 0,519x .
1 3
Так, для организаций, находящихся на ОРН,
при повышении рентабельности налоговая
нагрузка снижается, а при повышении доли
оплаты труда в расходах организации налоговая
нагрузка растет.
Полученные уравнения регрессии, по мнению
автора, целесообразно использовать плановыми
отделами сельскохозяйственных предприятий
Южно-Предгорной зоны Краснодарского
края:
1) в процессе бюджетирования и налогового
планирования на среднесрочную перспективу;
2) для оценки эффективности выбранного
налогового режима в прошедшем налоговом
периоде.
Информация о работе Проблема оптимизации налогообложения в России