Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:39, реферат
К сожалению, закрепляя поправками в НК РФ право на ознакомление налогоплательщика с материалами налоговой проверки, законодатель не установил никакого механизма данного права, который бы понуждал налоговые органы более внимательно относится к правам налогоплательщиков. Как следствие последним для защиты своих новых прав приходится прибегать к уже имеющимся в законе инструментам.
Обжалование соответствующих действий налогового органа в административном или судебном порядке (ст. 137, 138 НК РФ) – первый из таких способов защиты.
Введение……………………………………………………………………3
1.Проблемы реализации прав налогоплательщиков…………………..5
2.Обеспечение гарантий реализации прав налогоплательщиков……..7
Заключение………………………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………………………...11
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
Костромской государственный технологический университет
Кафедра «Бухгалтерского учёта и аудита»
Дисциплина «Налоговое администрирование»
РЕФЕРАТ
«Проблемы реализации прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)»
Исполнитель Воронцова Анна Александровна
Научный руководитель к.э.н., доцент Семенова О.Ю
Кострома
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Проблемы реализации прав налогоплательщиков…………………..5
2.Обеспечение гарантий
реализации прав
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...11
Введение
В последние годы в работе налоговых органов по осуществление налогового контроля прочно укрепился подход, направленный преимущественно на выявление схем ухода налогообложения через сделки с недобросовестными контрагентами, фирмами, оказывающими услуги аутстаффинга и т.п. Это привело к тому, что основную часть материалов налоговой проверки стали составлять докозательства в отношении именно таких контрагентов налогоплательщика, а не его самого.
В такой ситуации с точки зрения защиты прав и законных интересов налогоплательщика для него, безусловно, чрезвычайно важное значение приобретает возмложность ознакомится с такими доказательствами и представить свои возражения налоговому органу ещё в ходе административной процедуры рассмотрения налогового спора.
Однако практика последних лет показала, что добится о налоговых органов соблюдения такого, казалось бы, очевидного права налогоплательщика, нелегко. До недавнего времени единственным положением, котрое могло помочь налогоплательщику, был пункт 4 статьи 101 НК РФ, который предусматривает право лица участвоват в процедуре рассмотрения и изучения материалов проверки, в том числе полученнных не от самого налогоплательщика. Хотя эта норма далеко не всегда помогала в решении обозначенной проблемы.
Придание материалам налоговой проверки характера сведений, предназначенных только для служебного пользования, равно как и отсутствии в НК РФ норм, регулирующих этот аспект взаимоотношений налогоплательщика с налоговыми органами, привели к тому, что ВАС РФ в 2010 году вынужден был указать правоприменителям на то, что действующее законодательство не содержит указания на воспрепятствования налогоплательщику знакомится с материалами выездной налоговой проверки.
Примечательно, что ещё до появления закона 229-ФЗ ВАС
Восточно-Сибирского округа рассмотрел и разрешил в пользу заявителей ряд о законности отказа налоговых органов ознакомить налогоплательщика с материалами проводимых в отношении их налоговых проверок. Позицию ВАС Восточно-Сибирского округа поддержал и ВАС РФ в Определении от 04.10.2010 ВАС- 10356/2010 об отказе в передаче одного из указанных дел в Президиум ВАС РФ: суд превой инстанции, частично удовлетворяя требования общества, руководствовался частью 2 статьи 24 Конституции РФ, пунктом 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 32,статьями 100 и 101 НК РФ и исходил из того, что одним из обязательных условий привлечения налогоплательщика к налоговой ответствености выступляет его ознакомление с актом налоговой проверки, а также материалами проверки, на основании которых составлен акт о выявленных нарушениях.
На сегодняшний день пробел в нормативном регулировании, породивший рассматриваемую проблему, казалось бы, устранен законом 229-ФЗ в НК РФ внесены поравки в пункт 2 статьи статьи 101 НК РФ, соглано которым лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренным пунктом 7 данной статьи решения знакомится со всеми материалами дела, включая материалы дополнительным мероприятий налогового контроля. В статью 100 НК РФ добавлен 3.1, обязывающий налоговые ограны прикладывать к акту проверки и передать налогоплательщику документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах,выявленные в ходе проверки.
Вопрос о возможности налогоплательщика снимать копии с документов, предоставленных для ознакомления остался неразрешенным. Этот вопрос прочно и удачно решён во всех процессуальных кодексах, однако в налоговой процедуре по-прежнему остается без ответа, несмотря на то, что не раз поднимался в судебной практике, хотя и безуспешно. Вопрос норм соотношения пункта 3.1 статьи 100 и пункта 2 статьи 101 НК РФ заслуживает отдельного внимания. Налогоплательщики уже начали сталкиваться с отказами налоговых органов в ознакомлении с материалами проверки со ссылкой на то, что все необходимые документы, подтверждающие выводы налогового органа, уже представлены налогоплательщику с актами проверки.
Очевидно, что эти две нормы не исключают друг друга, а наоборот, дополняют одна другую.
Характер положений пункта 3.1 статьи 100 НК РФ очевидно неполноценен, поскольку они обязывают инспекцию предоставить налогоплательщику копи только тех документов, которые подтверждают факт совершения им налоговых правонарушений.
Точное толкование нормы приводит к выводу об отсутствии у инспекции обязанности представлять документы, опровергающие выводы налогового органа или просто свидетельствующие в пользу налогоплательщика, даже если они упоминаются в акте налоговой проверки.
Пункт 3.1 статьи 100 НК РФ о предоставлении сведений, составляющих охраняемую законом тайну, в форме заверенных налоговым органом выписок также вызывает проблемы. На практике это приводит к тому, что налогоплательщик получает вместе с актом проверки не дополнительные материалы и доказательства налогового органа, а только те их текстовые фрагменты, которые и так в полном объеме содержаться в акте налоговой проверки.
С учет формулировки этой нормы в части охраны так называемых
тайных сведений остается открытым вопрос о соотношении права лица на ознакомление с затрагивающими его права и свободы материалами и документами и необходимости соблюдать тайну соответствующей информации (налоговую, банковскую, служебную).
Суды достаточно разрешили
2. Обеспечение гарантий реализации прав налогоплательщиков
К сожалению, закрепляя поправками
в НК РФ право на ознакомление
налогоплательщика с
Обжалование соответствующих действий налогового органа в административном или судебном порядке (ст. 137, 138 НК РФ) – первый из таких способов защиты.
Безусловно, данный способ универсален, но он неэффективен в ситуации, когда речь идет о защите права на ознакомление с материалами проверки. Дело в том, что реализовать это право налогоплательщик должен в рамках непродолжительной административной процедуры рассмотрения налогового спора до принятия налоговым органом решения по итогам проверки (п. 7 ст. 101 НК РФ).
На
практике возникают
Признание
дефектной всей процедуры
При выборе этого пути решение по проверке должно быть признано принятым с нарушениями требований пункта 14 статьи 101 НК РФ, то есть признано недействительным вследствие нарушения существенных условий процедуры его принятия. Очевидно, что под угрозой отмены принятого решения налогового органа по процедурным основаниям налоговые органы будут стремиться обеспечить реализацию права налогоплательщика, которое не придется более отстаивать в суде.
Вместе с тем вопрос о возможности такого толкования и применения пункта 14 статьи 101 НК РФ остается открытым.
Действительно, арбитражные суды указывают, что нарушение права на ознакомление – это нарушение права налогоплательщика на участие в процедуре рассмотрения материалов проверки (с точки зрения не формального, а содержательного наполнения этого права). Этот вывод подтвердил и ВАС РФ: «Суд правомерно указал, что факт отсутствия в законе прямого указания на наличие соответствующей обязанности у налогового органа не означает, что налогоплательщик лишен права обладать полной информацией о вменяемом ему нарушении и налоговый орган не должен обеспечить налогоплательщику возможности для защиты своих прав и законных интересов, в том числе путем представления ему для ознакомления всех имеющих доказательств, а также под готовки им объяснений и возражений».
В пользу такой позиции говорит возможная аналогия с процессуальным правом: вряд ли можно было бы признать законным судебный акт, принятый без обеспечения возможности стороны ознакомиться заблаговременно с доказательствами другой стороны. Это равносильно тому, как если бы обвиняемому в совершении преступления для защиты своих прав дали бы только текст обвинительного заключения: здесь уже недолго остается до полного абсурда, красочно описанного в романе Ф. Кафки «Процесс».
Безусловно, право налогоплательщика на ознакомление с материалами проверки сопоставимо и тесно связано с правом на подготовку им объяснений и возражений или правом на участие в рассмотрении материалов проверки. То есть соблюдение этого права существенно с точки зрения процедуры, и его нарушение должно приводить к безусловному признанию принятого решения налогового органа недействительным.
Заключение
По моему мнению, учитывая рассмотренные проблемы, следует внести определенные изменения в действующую редакцию Налогового Кодекса РФ. В частности, добавить в абзац второй пункта 2 статьи 101 НК РФ, где установлено право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, его право «делать выписки из них, снимать копии за свой счет». Первое предложение пункта 3.1 статьи 100 НК РФ изложить в новой редакции. Внесение изменений в пункт 14 статьи 101 НК РФ и включение в перечень оснований для признания решения налогового органа недействительным рассматриваемого процедурного нарушения вряд ли целесообразно, поскольку закон достаточно регулирует этот вопрос. Важнее, чтобы это регулирование находило адекватное отражение в судебной практике.
Список использованной литературы
1.Требования к составлению акта выездной налоговой проверки (п. 1.15), утверждённые Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892
2. Решение от 09 апреля 2009 года № ВАС-2199/09 ВАС РФ
3. Решение ВАС РФ от 28 мая 2010 года № ВАС-4281/10
4. Постановление ФАС СЗО от 24 февраля 2010 года по делу № А05-10066/2009
5. Определение ВАС РФ от 04 октября 2010 года № ВАС-10356/2010
6. Постановления Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 года № 12566/07
7. Постановление Президиума ВАС РФ от 20 апреля 2010 года по делу № А53-16885/2008
8. Налоговый Кодекс Российской федерации. – М.: Эксмо, 20011
Информация о работе Проблемы реализации прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)