Региональные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении современного состояния проблемы региональных налогов и сборов в контексте налоговой системы РФ. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть состав и значение региональных налогов и сборов;
2) выделить критерии законного установления региональных налогов и сборов;
3) раскрыть особенности исчисления и взимания региональных налогов и сборов;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Региональные налоги и сборы в налоговой системе Российской Федерации…………………………………………………………………………5
1.1. Состав и значение региональных налогов и сборов……………………….5
1.2. Критерии законного установления региональных налогов и сборов…....8
Глава 2. Исчисление и взимание региональных налогов и сборов…………..12
2.1. Налог на имущество организаций………………………………………….12
2.2. Транспортный налог………………………………………………………...22
2.3. Налог на игорный бизнес……………………………………………….......32
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованных источников…………………………………………...39

Вложенные файлы: 1 файл

Региональные налоги и сборы - Курсовая работа.docx

— 145.81 Кб (Скачать файл)
  1. налоговую ставку в пределах, закрепленных налоговым кодексом;
  2. порядок и сроки уплаты налога;
  3. налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками с учетом того, что налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), не могут быть индивидуальными и иным образом вступать в противоречие с принципом о недопущении налоговой дискриминации.

В соответствии с п.4 ст. 1, абз. 1 п. 3 ст. 12 НК РФ и подп. «д» п. 2 ст.5 Федерального закона № 184-ФЗ «Об  общих принципах организации  законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» региональный налог имеет только одну форму  юридического установления – форму  закона субъекта РФ об этом налоге12.  Только закон в силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если существенные элементы налога устанавливаются исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенной процедуре. 

 

 

Глава 2. Исчисление и взимание региональных налогов  и сборов

2.1. Налог на  имущество организаций

Налог на имущество организаций  является прямым, региональным налогом. Налог уплачивают юридические лица в соответствии со стоимостью принадлежащего на правах собственности имущества. Налог на имущество организаций установлен на территории Российской Федерации с 1 января 1992 года Федеральным законом от 13.12.91 г . № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» в качестве регионального налога. Федеральным законом от 11.11.2003 г. № 139-ФЗ введена 30 глава Налогового Кодекса – «Налог на имущество организаций»13. Исходя из статуса, данный налог вводится на соответствующей территории законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации. Они же устанавливают конкретные ставки этого налога, дополнительные, сверх предусмотренных федеральным законом льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. В соответствии с Налоговым Кодексом этот налог, а также налог на имущество физических лиц и налог на землю в перспективе должны быть заменены налогом на недвижимость, экспериментальная апробация которого происходит в настоящее время в отдельных муниципальных образованиях. Решения о такой замене будут приниматься законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации. Плательщиками налога признаются: – российские организации; – иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Объектами налогообложения  признаются14:

    • для российских организаций – движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета;
    • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета;
    • для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Не признаются объектами  налогообложения:

    • земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
    • имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно, с  учетом следующих особенностей15:

    • имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной по правилам бухучета, закрепленным в учетной политике организации;
    • для основных средств, по которым начисление амортизации не предусмотрено, стоимость объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухучета в конце каждого налогового (отчетного) периода;
    • для объектов недвижимости имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство, признается инвентаризационная стоимость объектов по данным органов технической инвентаризации.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость  имущества, признаваемого объектом налогообложения. Среднегодовая стоимость  имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как чатное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости  имущества на 1-е число каждого  месяца налогового (отчетного) периода  и на 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенном на единицу. Налоговая  база в отношении каждого объекта  недвижимого имущества иностранных  организаций принимается равной инвентаризационной стоимости данного  объекта недвижимого имущества  по состоянию на 1 января года, являющегося  налоговым периодом16.

Порядок определения налоговой  базы следующий: В общем случае налоговая  база определяется отдельно в отношении имущества:

    • подлежащего налогообложению по местонахождению организаций;
    • каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
    • находящегося вне местонахождения организации, ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
    • облагаемого налогом по разным ставкам.

Если объект имущества  находится в разных субъектах  РФ, а также, когда объект находится  на территории субъекта РФ и в территориальных  водах (континентальном шельфе, исключительной экономической зоне), налоговая база определяется отдельно и принимается  при исчислении налога в каждом из субъектов РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта на территории соответствующего субъекта федерации. При совместной деятельности (договор простого товарищества) налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости облагаемого налогом имущества, которое17:

    • внесено налогоплательщиком по договору простого товарищества;
    • приобретено и (или) создано в процессе совместной деятельности, является общим имуществом товарищей, учитывается на отдельном балансе товарищей участником, ведущим общие дела.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами  признаются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года. Налоговая ставка устанавливается  законами субъекта Российской Федерации  и не может превышать 2,2%. Порядок  исчисления и уплаты налога:

Законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для  отдельных категорий налогоплательщиков право не начислять и не уплачивать авансовые платежи в течение  налогового периода. Для организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный  баланс, налог (авансовый платеж) уплачивается в бюджет по местонахождению каждого  из подразделений в отношении  имущества, находящегося на отдельном  балансе каждого из них. Налог  рассчитывается следующим образом:

Рис.2. –Расчет налога на имущество организаций

Для объектов имущества вне  местонахождения организации, ее обособленного  подразделения налог (авансовый  платеж) уплачивается в бюджет по местонахождению  каждого из таких объектов. Налог  рассчитывается следующим образом:

В рамках простого товарищества (совместной деятельности) определены следующие особенности18:

    • налог исчисляется и уплачивается каждым из товарищей в отношении имущества, переданного им в совместную деятельность;
    • по созданному или приобретенному в процессе договора имуществу налог исчисляется и уплачивается участниками пропорционально стоимости их вклада в общее дело;
    • сведения, необходимые для расчета налога, сообщаются участником договора лицом, ведущим учет общего имущества товарищей не позднее 20-го числа следующего за отчетным периодом месяца.

При доверительном управлении имущество, переданное в доверительное  управление, а также приобретенное  в ходе договора, подлежит налогообложению  у учредителя доверительного управления. Статья 381 НК определила налоговые льготы по налогу на имущество организаций. Освобождаются от налогообложения19:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ – в отношении имущества, используемого ими для осуществления возложенных на них функций;
  2. религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  3. общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности;
  4. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность среди их работников составляет не мене 50 процентов, а доля их в фонде оплаты труда – не мене 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и реализации товаров, работ, услуг (за исключением подакцизных товаров, брокерских услуг и иных посреднических услуг);
  5. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  6. организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, – в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  7. организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения;
  8. организации – в отношении ядерных объектов, используемых для научных целей;
  9. организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками;
  10. организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электропередачи;
  11. организации – в отношении космических объектов;
  12. имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  13. имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  14. имущество государственных научных центров.

Налогоплательщики обязаны  по истечении каждого отчетного  и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, каждого  объекта недвижимого имущества  налоговые расчеты по авансовым  платежам по налогу и налоговую декларацию не позднее 30 дней с даты окончания  соответствующего отчетного и налогового периода20.

На сегодняшний день имеется  ряд проблем практического применения налога на имущество организаций. Одна из проблем, связанных с налогом на имущество организаций, заключается в том, что в настоящее время в России этот налог уплачивается с остаточной стоимости основных фондов, в то время как общепринятой в мире практикой является взимание налога с рыночной стоимости. Так как база налога обладает относительно низкой мобильностью (перемещение основных фондов требует значительных затрат), в случае решения о передаче налоговых полномочий по данному налогу местным бюджетам, полномочия по оценке имущества логично было бы закрепить за региональным уровнем, т.к. это снизило бы административные издержки в целом и могло бы обеспечить непротиворечивость полученных оценок, что благотворно сказалось бы на развитии предприятий, которые имеют свои отделения и филиалы в разных муниципалитетах. Предприятия используют местную инфраструктуру (дороги, имущества, за местными бюджетами21. Таким образом, финансирование бюджетных услуг будет производиться за счет тех, кто ими пользуется. В этом случае налог в некотором смысле приближается к плате за оказанные услуги. Бремя налога ложится на предприятия соответствующей территории, и налогоплательщики могут реально сопоставлять стоимость услуг с их полезностью.

Налог на имущество является одним из самых проблемных для налогоплательщика обременений, и сложность его оптимизации заключается в том, что он является «прямым» налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов. В сущности, очевидно, что данный налог является достаточно высоким. Так, организация, обладающая основными средствами на сумму 100 млн. рублей обязана (если не брать в расчет амортизацию) уплачивать по большинству субъектов РФ 2,2 млн. рублей в год с данного имущества. При этом отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо по отношению к налогоплательщику, уплачивающему с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета. В связи с изложенным, оптимизация данного налога является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения. Введение  обязательного налога на недвижимость возможно только при создании необходимых условий для его введения, к которым, в первую очередь, относится разработка механизма рыночной оценки объектов недвижимости для целей налогообложения.

Информация о работе Региональные налоги и сборы