Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 13:38, реферат
Федеративная республика Германия как государство прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное государство с выраженной социальной ориентацией. К числу государств, имеющих высокоцентрализованную финансовую систему, относится и Германия. Основной чертой системы налогообложения в этой стране является закрепленное в Конституции положение, регулирующее разделение налоговых доходов между бюджетами различного уровня (федеральные, земельные, местные), причем разделению подлежат практически все источники доходов.
Введение ……………………………………………………………….….3
1. Особенности налоговой системы Германии ………………………….4
1.1. Налоговая реформа…………………………………………. …….…..4
1.2. Налоговое законодательство …………………………………..…..…7
1.3. Принципы и построение налоговой системы Германии ……….….9
2. Виды налогов ………………………………………….…………..…..13
2.1. Налоги на владение …………………………………….……..….…13
2.2. Налоги на операции в сфере обращения …………………………..18
2.3. Налоги на потребление (акцизы) …………………………………..19
2.4. Социальные отчисления ……………………………………………20
Заключение ………………………………………………….……………22
Список использованной литературы ……………………………………23
Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет. Весь налогооблагаемый доход для целей налогообложения разделяется на семь видов. В частности, выделяются доходы от: самостоятельной деятельности, промышленной деятельности, работы в сельском и лесном хозяйствах, использования наемного труда, капитала, сдачи в аренду и др. Поскольку под налог подпадает все, то исключения приведены в законе отдельным списком из 69 пунктов. Из них важнейшими не облагаемыми налогом видами доходов, по моему мнению, являются:
интеграционные пособия (Eingliederungshilfe), пособия по безработице (Arbeitslosengeld и -hilfe), пособия на детей (Kindergeld) и прочие выплаты, производимые Arbeitsamt'ом;
стипендии;
Unterhaltsgeld, получаемые
из фондов Европейского
пособия по материнству (Mutterschaftsgeld), по воспитанию маленьких детей (Erziehungsgeld);
социальная помощь(Sozilahilfe)
компенсации (Abfindungen),
выплачиваемые работодателем
выплачиваемые работодателем возмещения всевозможных расходов, связанных с трудовой деятельностью — командировочные и т. п.;
подарки от работодателя на сумму не более 30 EUR, к свадьбе или рождению ребенка — не более 358 EUR; страховые взносы, выплачиваемые за вас работодателем;
страховые возмещения;
доходы от приработков по совместительству в качестве преподавателя, воспитателя, сиделки, музыканта, тренера, от занятий искусством и т. п. — но не более 1 848 EUR в год;
полученные вами рекламные подарки и чаевые — но не более чем на 1 224 EUR в год;
мелкие гонорары, комиссионные и прочие одноразовые заработки — но не более чем на 410 EUR в год.
Как видно, даже очень и очень сокращенный список довольно-таки обширен.5
Налог с корпораций (Kцrperschaftsteuer) уплачивают юридические лица (акционерные общества, различные товарищества, а также государственные организации, в том случае если они занимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложения является прибыль, полученная вышеуказанными налогоплательщиками в течение календарного года. При формировании объекта налогообложения широко используется ускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом. В отношении налога с корпораций существует ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Неограниченная налоговая повинность распространяется на все доходы тех юридических лиц, дирекция которых или местонахождение располагается на территории ФРГ (юридическое лицо является налоговым резидентом ФРГ).
Проблема двойного налогообложения, возникающая повсеместно при включении дивидендов, выплачиваемых акционерам из чистого дохода корпораций в облагаемый личный доход физического лица, решена в Германии посредством зачета суммы налога, уплаченного корпорацией при формировании налогооблагаемой базы у акционеров по подоходному налогу.
Налог на прибыль корпораций является основным налогом, который уплачивают юридические лица.
Налог на корпорации
делится в пропорции 50% на 50% между
федеральным и земельным
Промысловый налог (Gewerbesteuer) в Германии относится к числу основных местных налогов.
По доходной составляющей промыслового налога под налогообложение, кроме прибыли, подпадает сумма, равная 0,3% от величины процентов за пользование заемными средствами капитального характера, взятыми на длительный срок. Учитываются также убытки, полученные от деятельности других предприятий (при долевом участии в нем налогоплательщика). Условия налогообложения по этой части налога дифференцированы по категориям налогоплательщиков. Местные власти могут увеличивать базовую ставку промыслового налога, в результате чего ставка этого налога колеблется от 15 до 24% прибыли фирмы в зависимости от земли и общины.
Для персональных налогоплательщиков (физических лиц и товариществ) установлен необлагаемый минимум, на который уменьшается (в сумме 48000 евро) облагаемый доход. В новых землях (бывшая ГДР) он равен 84000 евро.
Вторая составляющая промыслового налога в качестве объекта обложения, как уже указывалось, была представлена капиталом.
Земельным налогом (grundsteuer) облагается в Германии земельные участки, находящиеся в собственности юридических и физических лиц. Взимание налога осуществляются общинами. Ставка налога состоит из двух частей, одна из которых устанавливается централизованно, другая представляет собой надбавку общины.
У юридических лиц, плательщиков данного налога, разрешено вычитать земельный налог в качестве издержек при налогообложении прибыли.
Налог на имущество (vermoegensteuergesetz) важное место занимают в налоговой системе Германии, история которых насчитывает уже более 920 лет. Налогом на имущество облагается собственность юридических и физических лиц. Как и в случае подоходного налога, при взимании этого налога различается ограниченная и неограниченная налоговая повинность. Базой для исчисления по этому налогу является стоимость совокупного имущества налогоплательщика к началу календарного года, уменьшенная на необлагаемый минимум. Ставка поимущественного налога для юридических лиц 0,6% ежегодно от стоимости налогооблагаемого имущества, для физических лиц — 1,0%.
При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу вычитаются долги и обязательства, а также установленные законом льготы. Так, не принимаются в расчет процентные и беспроцентные задолженности, сберегательные вклады, банковские активы, активы почтовых счетов, западногерманские и иностранные платежные средства, акции и паи ниже общей суммы в 11000 евро; по физическим лицам — страховки, пособия из фонда занятости населения и т.п.
Благородные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монеты и медали учитываются только в том случае, если их стоимость превышает 10000 евро, украшения и предметы роскоши — 10000 евро в совокупности, произведения искусств, коллекции — при стоимости выше 20000 евро.
Налог на наследство и дарение (Erbschafts- und Schenkungssteuer) взимается по ставкам, дифференцированным в зависимости от степени родства и стоимости приобретенного имущества.
В соответствии с § 1,2 Закона о налогообложении наследства и дарения, приобретение по случаю смерти (то есть получение наследства) подлежит уплате пошлины с наследства. Налоговую повинность отдельно взятое лицо несет тогда, если наследодатель (то есть умерший) на момент своей смерти или наследник на момент смерти наследодателя является местным жителем Германии. Согласно положениям закона, под местными жителями понимаются, в первую очередь, физические лица, которые имеют местожительство или постоянно проживают в Германии.
2.2. Налоги на операции в сфере обращения
К налогам на операции в сфере обращения относятся налог с оборота, или налог на добавленную стоимость, налог с оборота при импорте, налог на автомобили, отчисления казино, налог на страхование. Данная группа налогов носит характер обратных налогов.
Наиболее значимым с фискальной точки зрения в Германии среди налогов на юридических лиц является налог на добавленную стоимость (Umsatzsteuer), который заменил ранее взимаемый налог с оборота. Как и любой другой косвенный налог, он ложится бременем на потребителя, а юридические лица являются его техническими сборщиками.
Объектом обложения этим налогом является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение. Схема исчисления этого налога построена так, что все товары, услуги, попадая конечному потребителю, оказываются обложенными этим налогом в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услуги на пути к потребителю. Ряд товаров и услуг освобожден от обложения налогом на добавленную стоимость. К ним относятся экспортные поставки, отдельные обороты морского судоходства и авиатранспорта, а также ряд других услуг, связанных с ввозом, вывозом и транзитными экспортно-импортными операциями. По этим товарам и услугам предусмотрен предварительный вычет НДС.
Налог на автомобили (1.7% в общей сумме налогов) имеет ярко выраженный стимулирующий характер, а именно стимулируется использование автомобилей с бензиновыми моторами или дизельными (но с особенно низким выбросом загрязняющих веществ), а также использование катализаторов. Сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов: от объёма цилиндра, то есть мощности двигателя, и наличия (либо отсутствия) катализатора. Владельцы менее мощных машин, оснащённых катализатором, от налога освобождены.
2.3.Налоги на потребление (акцизы)
Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет (кроме пива). В число подакцизных товаров и услуг входят: жидкое и минеральное топливо, игристые вина, кофе, пиво, табак и табачные изделия, спиртоводочные изделия.
Эта группа налогов делится на три подгруппы: налог на продовольственные товары (налоги на сахар, соль), налоги на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво), другие налоги на потребление (например, налоги на нефтепродукты). Они все, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают её в цену и перекладывают тем самым на потребителей.
Ставки федеральных акцизов следующие:
- бензин - 0.70-0.77 Евро на литр в зависимости от содержания в нём свинца;
- мазут для отопления - 6.7 цента на 1 кг;
- табачные изделия - 9.3 цента на 1 сигарету;
- кофе - 3.1 Евро на 1 кг;
- крепкие спиртные напитки - 160 Евро на 100 литров;
- шампанское - 1.4 Евро на 0.75 литра;
- на страховые сделки - 12% со страхового полиса.
2.4. Социальные отчисления (Sozilahilfe)
Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и во многих странах, делится в равной пропорции между работодателями и работником. В Германии мобилизация средств на социальные выплаты происходит по схеме, основы которой были заложены еще в позапрошлом веке по инициативе рейхсканцлера Бисмарка. Взносы на социальные нужды работодатели и наемные работники выплачивают примерно в равном соотношении (принцип паритета). При этом исходной величиной, в соответствии с которой происходит начисление взносов, является брутто-доход служащего. Также отсутствует как регрессивная, так и прогрессивная шкала социального налогообложения
В настоящее время система социальной защиты ФРГ предусматривает отчисление взносов по нескольким обязательным видам страхования, к которым относятся пенсионное страхование (Rentenversicherung), страхование на случай безработицы (Arbeitslosenversicherung), на случай болезни (Krankenversicherung) и на случай необходимости ухода (Pflegeversicherung).
Расходы еще по одному виду социального страхования – от несчастного случая на производстве (Unfallversicherung) – берет на себя работодатель. На нем же лежит ответственность по ежемесячному отчислению взносов в соиальные и больничные кассы. Больничные кассы являются "перевалочными базами", куда первоначально поступают социальные взносы. Они собирают все поступления, а затем пересылают их в соответствующие учреждения.
В настоящее время в Германии существуют следующие размеры социальных отчислений:
- страхование на случай безработицы: 4,2 процента,
- пенсионное страхование: 19,9 процента,
- медицинское
страхование: 14,25 процента (здесь взят
средний показатель, его величина
может варьировать в
- страхование на случай необходимости ухода: 1,7 процента.
Половину этих взносов платит сам работник, другую половину - работодатель. Но для него сумма социальных взносов несколько больше, так как он платит полностью взносы по страхованию от несчастного случая на производстве и доплачивает дополнительные 0,9 процента на медицинское страхование.
Подобное разделение действует в Германии для работников наемного труда и для некоторых представителей свободных профессий, занимающихся творческой деятельностью. В последнем случае часть социальных отчислений берет на себя специальная социальная касса (Kьnstlersozialkasse)
Заключение
Не вызывает сомнений, что Германия – страна с высокими налогами, но это самая богатая страна Европы, а также самая мощная экономика среди стран ЕС. Немецкие банки имеют безупречную репутацию и высокий рейтинг надежности. И за уплату этих налогов Германия предоставляет налогоплательщикам и жителям страны большие блага и надежные социальные гарантии. Налоги в ФРГ обеспечивают около 80 % бюджетных доходов, поэтому они рассматриваются правительством как главное средство воздействия государства на развитие экономики, в связи с чем в стране действует разветвленная и многообразная система налогов, охватывающая все стороны жизнедеятельности общества. Большинство налогов Германии имеют свою специфику, приобретенную в ходе исторического процесса.
Основываясь на вышеизложенном, хотелось бы высказать своё мнение по поводу налоговой системы страны. Я считаю, что налоги в Германии слишком завышены, например я бы советовала уменьшить подоходный налог и налог на имущество. А если уменьшить социальные отчисления со стороны как работодателя, так и со стороны работника, соответственно уменьшились бы и социальные выплаты гражданам. И, как мне кажется, если бы уменьшилась уверенность в завтрашнем дне у людей, которые получают социальную помощь, уменьшилась бы и число безработных.