Современные проблемы и тенденции построения системы налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 02:57, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью написания курсовой работы является изучение налоговой системы в России. Достижение поставленной цели требует решения ряда задач:
- изложить исторические этапы развития налогообложения;
- дать оценку основным элементам системы налогообложения;
- охарактеризовать основные принципы системы налогообложения;
- сравнить отечественный и мировой опыт построения системы налогообложения;
- проанализировать основные проблемы и перспективы развития системы налогообложения в России.

Содержание

Введение
3
1 Понятие и сущность налоговой системы
5
1.1 История развития налогообложения
5
1.2 Принципы рационального налогообложения
7
1.3 Роль налоговой политики в формировании системы налогообложения
9
2 Принципы и элементы построения налоговой системы России
11
2.1 Сущность и содержание налогообложения
11
2.2 Основные элементы налога и налогообложения
13
2.3 Функции и виды налогов
15
Глава 3 Современные проблемы и тенденции построения системы
налогообложения в России

24
3.1 Основные принципы формирования системы налогообложения в
экономике с развитым рынком

24
3.2 Анализ основных показателей функционирования налоговой системы России

27
3.3 Проблемы и перспективы развития системы налогообложения в
России

32
Заключение
37
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Налогов систем ПОЛИТ ЛУЧШЕЕ.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

 

3.3 Проблемы и перспективы  развития налоговой системы России

 

 

Практика показывает, что следствием увеличения ставок и массы изымаемых государством налогов фактически всегда является усиление инфляционных тенденций. Увеличение массы налогов либо напрямую приводит к росту цен (это касается товаров первой необходимости, спрос на которые неэластичен по цене,  а также невзаимозаменяемых  товаров и тех, что производятся предприятиями - монополистами), либо через сокращение вследствие роста цен спроса (на товары, на которые он эластичен по цене)  ведет к ухудшению финансового положения хозяйствующих субъектов, что с позиций всей экономики чревато дальнейшим углублением экономического кризиса и спадом производства. Иногда предприятия стремятся искусственно удерживать низкие цены на свою продукцию с тем, чтобы, с одной стороны снизить абсолютную массу  налоговых  платежей в бюджет, а с другой,  путем создания искусственного дефицита осуществлять конечную реализацию своих товаров при посредничестве теневых коммерческих структур. В результате все равно срабатывает стихийный механизм рынка: потребитель оплачивает продукт по рыночной, равновесной цене. В то же время для государства теряется смысл увеличения налогов, поскольку  основная масса прибыли присваивается производителем и посредником бесконтрольно. Главные направления любой налоговой политики должны исходить не только из центральной  функции  налогов  -  пополнение государственной  казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и  регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления  льгот,  через  систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны [14, с.218].

Российская налоговая система оказалась не в состоянии обеспечить потребность государства в самом необходимом уровне  доходов. Не выполняла она и другую важнейшую функцию - стимулирования производства и товаропроизводителей. Практика свидетельствует о том,  что изъятие у налогоплательщика до 30%  его дохода - тот рубеж,  за которым начинается процесс сокращения сбережений и, стало быть, инвестиций в экономику. Если же налоги лишают предприятия и население 40 - 50% и даже еще большей доли доходов, это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства. Понятно, что в результате такой ситуации - уменьшение прибыли, соответственно налоговых поступлений в бюджет. Нельзя забывать и о такой «детали»: чем выше предельные ставки налогов, тем сильнее стремление налогоплательщика уклониться от них. В результате имеем то, что имеем: падение производства, полное отсутствие интереса предпринимателей не только к расширению производства, но и вообще к тому, чтобы им заниматься. Происходит в совершенно неоправданных масштабах перелив капитала в сферу торговли и посредничества. Небывалых размеров достигло укрывательство  от уплаты налогов.

Таким образом, ясно: необходимы серьезные изменения в налоговой политике государства, способные сделать налоговую систему эффективно выполняющей свои  функции. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию. Требуются изменения, которые стимулировали бы  товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство,  инвестировать.  А для этого необходимо, с одной стороны, ослабить налоговый пресс, с другой, - установить дополнительные льготы для тех, кто станет вкладывать средства в производство.

Если до недавнего  времени считалось, что высокий  уровень налогов и степень  прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило,  высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада  является  снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц [5, с.42].

Когда повышаются налоги, чистые доходы граждан снижаются. Каждый в отдельности должен работать больше, чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов. Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того, чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте. Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда, дополнительным увольнениям, росту безработицы. Даже, если иногда складывается впечатление, что работник трудится с большей отдачей, стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов, производительность труда его в действительности снижается, тормозя экономический рост страны в целом. Налоговая политика должна быть стабильной, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений, что мешает, в свою очередь, формированию рыночных отношений. Таким образом, назрела необходимость серьезно заняться решением вопросов комплексного совершенствования налогового законодательства.

С позиций стоящих  перед Россией экономических  проблем и осуществляемых ныне преобразований целями  налоговой  политики должны стать раскрепощение сил рынка, преодоление спада производства, стабилизация экономики, стимулирование развития приоритетных сфер деятельности и структурных сдвигов. В сложившейся ситуации в качестве временной меры вплоть до выхода из экономического кризиса центр тяжести федеральных налогов необходимо переместить с прямых на косвенные, при этом представляется целесообразным осуществлять следующие мероприятия:

  1. Придать незыблемость на длительную перспективу недавно введенному порядку, согласно которому из налогооблагаемой прибыли всех предприятий производственной и непроизводственной сферы исключаются все средства, направляемые на инвестиции.
  2. Широко применять прогрессивное налогообложение находящихся в личном пользовании особо престижной недвижимости, крупных земельных  участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того, находятся они во владении физического или юридического лица, при отсутствии налогов на недвижимость пределах социальных норм потребления, которые необходимо  специально разработать и утвердить для обоснования налоговых льгот.
  3. Реализовать комплекс мер по увеличению уровня собираемости налогов,  включающего целенаправленную работу  налоговых и таможенных органов, торговой инспекции, правоохранительных органов, и изменение законодательства, регламентирующего их деятельность (особо следует отметить меры по борьбе с не учитываемым наличным оборотом, включая обязательность использование кассовых аппаратов, получение клиентами - физическими лицами счетов и т. п.) 
  4. Постоянно совершенствовать технику налогообложения, преследуя цель выравнивания налоговой нагрузки между гражданами с различным уровнем доходов и благосостояния, предприятиями, находящимися в объективно разных условиях хозяйствования, а также на повышение нейтральности налоговой системы по отношению к инфляции, изменением обменного курса рубля, способы финансирования производства, величине задолженности предприятиям и т. д.
  5. Снижать ставки по основным видам налогов при отмене значительной части налоговых льгот, нередко неэффективных и создающих либо лазейки в законодательстве, либо  неодинаковые экономические условия в различных секторах хозяйства,  препятствуя тем самым рациональному использованию ресурсов.
  6. Постепенно и продуманно изменять технику взимания налогов в целях ликвидации нормативных просчетов, допускающих легальное уклонение от их уплаты.
  7. Уменьшать число налогов, сборов и платежей путем их объединения или частичного упразднения.

Таким образом, на основе проведенных  исследований можно сделать ряд  основных выводов:

-  налоги как очень  мощное орудие могут сыграть  свою  роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования при помощи реформирования налоговой системы.

- действующая налоговая  система в ее основных–экономическом  и правовом аспектах подвергается обоснованной критике. Непомерное налоговое бремя для предприятий–основной экономический порок российской системы налогообложения. Её фискально-карательный характер постоянно  усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения.

- правовая форма   налогообложения также весьма  несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов.

 

Заключение

 

 

Подводя итоги проделанной  работы необходимо сделать следующие  выводы:

- необходимы  серьезные  изменения  в налоговой политике государства,  способные сделать налоговую  систему  эффективно выполняющей  свои  функции.  Жизнь  показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию. Требуются изменения, которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство,  инвестировать. А для этого необходимо, с одной стороны, ослабить налоговый пресс, с другой, - установить дополнительные льготы для тех, кто станет вкладывать средства в производство;

- необходима дифференциация налоговых ставок (в  первую очередь, налога  на прибыль) с установлением минимально возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и  максимальной для предприятий торговли, снабжения и посреднических организаций;

- одновременно с этим законодательно установленную ставку налога на прибыль следовало бы увеличивать или уменьшать  в  зависимости от роста (снижения) объема производства в сопоставимых ценах.  В частности,  целесообразно установить  порядок, при котором  за каждый процент прироста (снижения) объема производства ставка налога соответственно снижается  (повышается)  на 0,5-0,7 пункта.  На первом этапе этот порядок можно было бы установить для  приоритетных  отраслей  народного   хозяйства,  распространив в дальнейшем на остальные предприятия.  Во избежание увеличения объема технической работы  налогоплательщиков и налоговых органов ставку налога следовало бы корректировать  раз в год по предоставлении годового отчета;

- серьезному анализу должен быть подвергнут налог на добавленную стоимость.  В условиях динамичных инфляционных  процессов и  огромной его ставки этот налог стал сегодня одним  из решающих факторов сдерживания развития производства в связи  с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так-то резко выросшие  цены.  Поэтому с раздающимися порой предложениями о его ликвидации согласиться нельзя.  Нужно отрабатывать его механизм,  имея в виду  существенное снижение ставки.

Предлагаются конкретные мероприятия и рекомендации по совершенствованию налоговой системы страны, в частности:

- постепенное снижение  числа налогов и налоговых  ставок с целью снижения налогового  бремени хозяйствующих субъектов,  что позволит им аккумулировать  дополнительные денежные средства  на развитие;

- реформирование системы  налогового администрирования с целью сокращения уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для субъектов налога;

- обеспечение стабильности  налогового законодательства хотя  бы в среднесрочной перспективе;

- совершенствование методик исчисления налогов;

- совершенствование налогового  документооборота;

- упростить методики  исчисления налогов;

- в законодательстве  недостаточно проработаны вопросы налогообложения природных ресурсов;

- необоснованно высокие  размеры санкций за налоговые  правонарушения;

- необходимо пересмотреть  пропорции соотношения налоговых  доходов федерального и региональных  бюджетов;

- введение инвестиционных льгот по налогу на прибыль и др.;

- опыт налоговой системы в России говорит о том, что только законодательная форма дает оптимальную возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.

Список использованных источников

 

 

  1. Астанов К.Л. О реформе налоговой политики // Финансы. – 2011. - №10. – с. 29 – 31.
  2. Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики. М.: Финансы, 2010. – 390с.
  3. Булатова А. С. Экономика. Учебник. - М.: Бек, 2010. – 404с.
  4. Виновский Е.В. Налоговые споры // Финансы. – 2011. - №6. – с.28-30.
  5. Гусев Д.В. Налоговый климат // Финансы. – 2010. - №5. – с. 41 – 43.
  6. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: Инфра-М, 2010. – 289с.
  7. Дубов В.В. Действующая  налоговая  система  и  пути  её  совершенствования // Финансы. –2011. - № 4. – с.19 – 24.
  8. Камаев В. Д., Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. - М.: 2007. – 712с.
  9. Караваева Н.В. Отдай часть, чтобы сохранить остальное. Налоговая политика в CC столетии // ЭКО. -  2011. -  №8. – с. 117 – 133.
  10. Международная научная конференция по проблемам двойного налогообложения // Финансы. - 2010. - №4. – с. 45 – 48.
  11. Оганян К.Г. Основные направления совершенствования налогообложения // Финансы. -  2010. - №5. – с. 34 – 35.
  12. Основы современной налоговой системы Российской Федерации. – Интернет, www.bashnalog.ru.
  13. Пансков В. Идёт ли в России налоговая реформа? // Российский экономический журнал. -  2011. - №12. – с. 23 – 26.
  14. Пансков В.Г. Налоги и налогобложение в Российской Федерации. М.:МЦЭФР, 2009. – 487с.
  15. Пансков В.Г. Организационные вопросы налоговой реформы // Финансы. -  2011. - №1. – с. 33 – 37.
  16. Петкова Н. Коллизии  налоговой  системы  и  налоговый  кодекс // Российский экономический журнал. – 2009. - № 5. – с. 13 – 17.
  17. Сажина М.А. Налоговую  систему  России  необходимо  совершенствовать // Финансы. – 2010. - № 7. – с. 11 - 23.
  18. Сокирко В.В. Прошлое и настоящее налогообложения // ЭКО. - 2009. -  №8. – с.74 – 80.
  19. Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие – 4е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и кредит, 2010. – 367с.
  20. Черник Д.Г., Дадашева А.З. Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь, 2009. – 511с.
  21. Шушанян Р.Ф. Конфликты в российской налоговой сфере // ЭКО. – 2009. -  №10. – с.166 – 175.
  22. Финансы: Учебник для вузов/ Под. Ред. проф. А.М. Ковалевой. – 3-е   изд. перераб. и доп. – М.; Финансы и статистика , 2008.- 380с.
  23. Финансы: Учебник для вузов/ Под. Ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б.М. Сабанти.- М.: Издательство «Перспектива»; 2010. – 520с.
  24. Финансы: Учебник для вузов/ Под. Ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.:ЮНИТИ, 2009.- 527с.
  25. Финансы: Учебник/ В.М.Родионова, Ю.Я. Вавилов/ под ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика – 2009. – 455с.
  26. Ясин Е.А. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2010.- № 2.- С. 28-33.
  27. Ясин Е.А. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2010.- № 4.- С. 3-7.
  28. www.nalog.ru
  29. www.minfin.ru
  30. www.mineconom.ru



Информация о работе Современные проблемы и тенденции построения системы налогообложения в России