Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 17:42, курсовая работа
Налоговый механизм - совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Механизм налогообложения подразумевает принципы, формы и методы установления, изменения и отмены налогов и сборов, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты.
Целью данной работы является рассмотрение основных способов уплаты налогов, а именно , рассмотрим:
общие положения механизма налогообложения и уплаты налогов и сборов и основные способы уплаты налогов.
Введение
Глава 1. Общее понятие налогов и обязанности их уплаты.
1.1. Понятие налога
1.2. Обязательства по уплате налогов
Глава 2. Способы уплаты налогов
§ 1.1 Уплата налога по декларации
§ 1.2. Уплата налога у источника дохода (фискальным агентом)
§ 1.3. Кадастровый способ уплаты налога
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Общее понятие налогов и обязанности
их уплаты.
1.1. Понятие налога
1.2. Обязательства по уплате налогов
Глава 2. Способы уплаты налогов
§ 1.1 Уплата налога по декларации
§ 1.2. Уплата налога у источника дохода
(фискальным агентом)
§ 1.3. Кадастровый способ уплаты налога
Заключение
Список литературы
Введение
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Налог - одна из форм
финансовых отношений, осуществляемых
в виде платежей, взимаемых государством
с юридических и физических лиц с целью
их перераспределения для нужд граждан
и общества в целом. Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений в обществе
с момента возникновения государства.
Развитие и изменение форм государственного
устройства всегда сопровождаются преобразованием
налоговой системы, которая зависит от
степени развития демократических форм
государства.
Налоги олицетворяют
собой ту часть совокупности финансовых
отношений, которая связана с формированием
денежных доходов государства (бюджета
и внебюджетных фондов), необходимых ему
для выполнения соответствующих функций
- социальной, оборонной, правоохранительной,
по развитию фундаментальной науки и др.
Как составная часть экономических отношений
налоги (через финансовые отношения) относятся
к экономическому базису. Налоги являются
объективной необходимостью, ибо обусловлены
потребностями поступательного развития
общества. Необходимость налогов вытекает
из функций и задач государства. У государства
нет других приемлемых методов обеспечить
себе доход в условиях рынка.
В целом налоговая
система - сложный и эффективный механизм
регулирования хозяйственной конъюнктуры,
гибкий инструмент, воздействующий на
уровень доходности различных видов собственности
и эффективности национальных экономик
в условиях современной НТР и интернационализации
хозяйственной жизни. Однако для налоговой
политики государства (которая заключается
в манипулировании видами и ставками налогов)
характерен эффект запаздывания в отличие,
например, от кредитно-денежной политики,
в частности - операций Центрального банка
на открытом рынке.
Законодательство
Российской Федерации о налогах и сборах
состоит из Налогового кодекса и принятых
в соответствии с ним федеральных законов
о налогах и сборах. Кодекс устанавливает
систему налогов и сборов, взимаемых в
федеральный бюджет, а также общие принципы
налогообложения и сборов в Российской
Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской
Федерации;
2) основания возникновения (изменения,
прекращения) и порядок исполнения обязанностей
по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие
и прекращения действия ранее введенных
налогов и сборов субъектов Российской
Федерации и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков,
налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых
правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых
органов и действий (бездействия) и их
должностных лиц.
Налоговый механизм
- совокупность организационно-правовых
норм и методов управления налогообложением,
включая широкий арсенал различного рода
надстроечных инструментов (налоговых
ставок, налоговых льгот, способов обложения
и др.). Государство придает своему налоговому
механизму юридическую форму посредством
налогового законодательства и регулирует
его. Механизм налогообложения подразумевает
принципы, формы и методы установления,
изменения и отмены налогов и сборов, уплаты
и применения мер по обеспечению их уплаты.
Целью данной работы
является рассмотрение основных способов
уплаты налогов, а именно , рассмотрим:
общие положения
механизма налогообложения и
уплаты налогов и сборов и основные
способы уплаты налогов.
Работа включает
в себя введение, основную часть, заключение
и список использованной литературы.
Глава 1. Общее понятие налогов и обязанности их уплаты.
1.1 Понятие налога.
Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы1. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной сиры не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными актами.
Налог — это обязательный,
безвозмездный платеж (взнос), установленный
законодательством и
Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, в существующие — внесены изменения. Сущность и роль налогов проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми ресурсами) и регулирующей (воздействие на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.
Классификацию налогов можно
проводить по разным признакам. Законодательство
подразделяет налоги на федеральные, налоги
субъектов Российской Федерации (региональные),
местные налоги. В основу данной
классификации положена компетенция
соответствующих органов
Итак, налог, как финансово-правовую
категорию, можно определить как
обязательный и по юридической форме
индивидуально безвозмездный
В. А. Соловьев предлагает из определения налога в п.1 ст.8 НК слово "взимание" следует исключить и изложить норму следующим образом: "Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".4
Для уяснения понятия налога больше значение имеет установление системы элементов налога.
Следует отметить, что в законодательстве и теории налогового права нет единого подхода к определению структуры модели налога. Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены:
налогоплательщики;
объект налогообложения,
налоговая база,
налоговый период,
налоговая ставка,
порядок исчисления налога,
порядок и сроки уплаты налога,
а в необходимых
случаях могут
С правовых, юридических позиций налоги - это установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения.
С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов.
Маневрируя налоговыми ставками,
льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения, вводя одни и отменяя
другие налоги, государство создает
условия для ускоренного
1.2. Общие вопросы исполнения налоговой обязанности
Центральным звеном в предмете налогового права является налоговое правоотношение между государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога. В его содержании выделяется юридическая обязанность налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы. Ее традиционно называют налоговой обязанностью, учитывая особый, базовый характер в системе субъективных прав и обязанностей налогоплательщика.
Таким образом, категория «налоговая обязанность» может употребляться в широком и узком значении. В первом случае под налоговой обязанностью понимают любую юридическую обязанность налогоплательщика, установленную налоговым законодательством, во втором - исключительно обязанность по уплате налога. Именно в узком значении - как обязанность по уплате налогов и сборов - будет употребляться термин «налоговая обязанность» в дальнейшем.
Термин «обязательство» имеет ярко выраженную частноправовую природу и основывается на свободно выраженном волеизъявлении лица тем или иным образом (по своему усмотрению) реализовать свою правосубъектность в рамках диспозитивного правового регулирования. Таким образом, обязательство - это разновидность юридической обязанности, добровольно принимаемая на себя лицом, участвующим в правоотношениях диспозитивного, как правило, договорного характера. Проще говоря, обязательство - это всегда самообязывание по схеме «я обязуюсь».
В сфере налогообложения обязательством является, например, поручительство, в силу которого третье лицо обязуется перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и пеней. Не случайно законодатель внес изменения в п. 4 ст. 74 НК РФ, заменив применительно к поручителю слова «своих обязанностей» на формулировку «взятых на себя обязательств». Возникновение же и исполнение налоговой обязанности не зависят от желания (усмотрения, волеизъявления) самого налогоплательщика, а вытекают непосредственно из закона.
Обязанность по уплате налога - единственная в системе обязанностей налогоплательщика - носит конституционно-правовой характер. В ст. 57 Конституции РФ устанавливается, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Несмотря на то, что эта норма расположена в главе второй «Права и свободы человека и гражданина», она в равной мере распространяет свое действие не только на физических лиц, но и на организации.
Налоговая обязанность
возникает, изменяется и прекращается
при наличии оснований, установленных
налоговым законодательством. Общими
основаниями являются наличие у
налогоплательщика объекта
Согласно ст.
44 НК РФ налоговая обязанность
По общему правилу
налоговая обязанность
Смерть налогоплательщика или признание умершим также прекращает налоговую обязанность, что обусловлено личным характером уплаты налога. Исключение составляют поимущественные налоги умершего лица либо лица, признанного умершим, которые погашаются в пределах стоимости наследственного имущества.
НК РФ предусматривает
возможность приостановления