Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:28, курсовая работа
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что в настоящее время современная российская налоговая система не является совершенной. В связи с этим высказываются идеи применения зарубежного опыта в этой области. Так как Россия - это федеративное государство, то российских ученых в большей степени интересует опыт налогообложения федеративных государств. Сегодня экономика России находится не в лучших условиях, и чтобы оценить сложившуюся ситуацию, нужно дать практические рекомендации, а для этого нужно сравнить её с конкретным живым примером существующей и легко поддающейся анализу страны. Я считаю, что для России, с ее федеративным устройством и президентским правлением, масштабами территории, населения и хозяйства наиболее интересен и близок пример США.
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Финансовые системы РФ и США. 6
1.1 Базисные понятия. 6
1.2 Налоговая система России. 7
1.3 Налоговая система США. 10
Глава 2. Характеристика федеральных налогов Российской Федерации. 14
2.1 Налог на добавленную стоимость (НДС). 14
2.2 Налог на доходы физических лиц. 16
2.3 Налог на прибыль организаций. 18
Глава 3. Характеристика федеральных налогов США. 20
3.1 Налоги с продаж. 20
3.2 Налоги с фонда заработной платы 21
3.3 Налог на прибыль корпораций. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 26
В основу построения налоговой системы РФ положены следующие принципы ее построения, которые регулируют налогообложение на всей территории страны:
Качественной характеристикой
любой налоговой системы
Таким образом, мы видим, что налоговая система РФ отличается своей структурой, в которой налоги подразделяются на 3 основных вида: федеральные, региональные и местные. Также существуют принципы построения системы налогообложения в РФ, которые способствуют стабильности налоговых отношений и придают им долговременный характер действия.
Налоговая система США по своей структуре схожа с бюджетной системой и является главным источником доходов федерального бюджета, бюджета штатов и местных органов. Федеральное правительство получает около 70 % всех налоговых поступлений, правительства штатов – 20 %, местные власти – 10 %.
В федеральных доходах преобладают прямые
налоги, а именно налоги на личные доходы
(индивидуальный подоходный налог), целевые
отчисления в фонды социального обеспечения,
налоги на прибыли корпораций. Доходы
штатов и местных органов власти формируются
главным образом за счет косвенных налогов
и поимущественного
Современная структура федеральных налогов включает например, индивидуальные подоходные налоги (48 % доходной части федерального бюджета 2001 г.), налоговые отчисления в фонды социального обеспечения (34 %), налоги с прибыли корпораций (10 %), акцизные сборы (4 %) и т.д. Самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Отчисления на социальное страхование — вторая по величине статья доходов федерального бюджета. Они вносятся как работодателем, так и наемным работником. В США он делится пополам5.
Свою отдельную от федеральной налоговую систему имеет каждый штат. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Структуры доходов разных штатов существенно различаются, так как не везде используются все налоги, а экономическое состояние штатов сильно различается, особенно по экономически значимым природным ресурсам. В пяти штатах взимается общий налог с продаж, в девяти – индивидуальный подоходный налог с широкой базой, еще в пяти не собирают налог с доходов корпораций.
Местные налоги в США играют, самостоятельную роль. Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Тем не менее без крупных правительственных субсидий города не обходятся. Например, в Нью-Йорке субсидия равна 32% бюджета города.
В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и регрессивностью.
Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков.
В США местные налоги составляют около 30% общегосударственных бюджетных средств.
Традиционно большую часть налогов платят физические лица (обычно, они вносят в бюджет суммы, в пять-шесть раз превышающие суммы, отчисляемые коммерческими структурами). Частные лица платят федеральные налоги по так называемой "прогрессивной" шкале – когда люди с меньшим уровнем дохода платят меньше, а более состоятельные – больше.
Структура налоговых поступлений в США по видам налогов (в %)6
Общий налог с продаж |
32 |
Подоходный налог с продаж |
30 |
Налог на прибыль корпораций |
7,9 |
Акциз на горючее |
6,3 |
Акциз на табак |
2 |
Акциз на спиртные напитки |
1,6 |
Налоги на владельцев автотранспорта |
3,5 |
Поимущественные налоги |
2 |
Налоги с наследств и дарений |
1 |
Таблица 1.
Налогооблагаемая база системы налогообложения США представлена в таблице 27.
Таблица 2.
Рассмотрим принципы построения налоговой системы США.
Справедливость, равномерность, платежеспособность,
равенство и всеобщность
Основополагающий принцип
Налоги в США стали важной составной частью политического фольклора. Три цитаты великих. "Подоходный налог - наиболее сложная для понимания вещь в мире" (автор - великий физик Альберт Эйнштейн), "В чем разница между таксидермистом и сборщиком налогов? Таксидермист использует только твою шкуру" (автор - писатель Марк Твен) и "Подоходный налог превратил в лжецов больше американцев, чем игра в гольф" (Уилл Роджерс, американский актер и комедиограф).
Таким образом, система налогообложения США представлена не менее интересной структурой. Основное место в финансовой системе США принадлежит бюджетному механизму федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет.
НДС - это вид косвенного налога
на товары и услуги, влияющего на
процесс ценообразования и
Носителем НДС является конечный потребитель, поэтому в соответствии с принятыми принципами классификации налогов НДС обычно относят к категории косвенных налогов.
На этапе реформирования экономики в России был введен НДС: с 1 января 1992 г. одновременно с отменой налога с оборота и налога с продаж. Система применения НДС регулируется главой 21 НК РФ.
В России НДС занимает первое место среди налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета (более 41%), что составляет свыше 36% всех доходов федерального бюджета.
Введение в России НДС обеспечивает равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если же раздельный учет не обеспечен - применяется максимальная ставка - 18%.
Согласно статье 143 НК РФ, плательщиками НДС являются:
· организации;
· индивидуальные предприниматели;
· лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Плательщики подлежат обязательной постановке на учёт в налоговом органе. Иностранные организации имеют право встать на учет по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.
Организации и ИП могут быть освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. Однако такое освобождение не получают организации и ИП, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Освобождение не применяется также в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию РФ.
Организации и ИП, получившие освобождение от уплаты НДС, освобождаются от него на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. Затем оно может быть продлено. Однако, если в течение периода, в котором организации и ИП используют право на освобождение, сумма выручки от реализации без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 млн руб. либо если плательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, плательщики с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. Сумма НДС за этот месяц подлежит восстановлению и уплате в бюджет.
Согласно статье 146 НК РФ, объектом налогообложения по НДС являются такие операции, как:
· реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе предметов залога, и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказанные услуги на безвозмездной основе также признается реализацией;
· передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;
· выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
· ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
В статье 153 НК РФ указано, что налогооблагаемая база определяется исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 НК РФ.
В настоящее время в России действуют три ставки НДС:
- нулевая - для экспортных операций;
- льготная в 10% - для операций по реализации социально значимых товаров (хлеб, макароны, детские товары и т.д.);
- для всех остальных операций - 18%.
Если плательщик выпускает и реализует товары, которые облагаются по разным ставкам, то следует вести учет реализации товаров и сумм НДС по ним раздельно в разрезе применяемых ставок и указывать в расчетных документах суммы НДС по видам товаров в зависимости от применяемых ставок.
По статье 163 НК РФ, налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал.
Таким образом, мы произвели анализ налога на добавленную стоимость по элементам.
Налог на доходы физических лиц - это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. на основании гл. 23 части второй НК РФ. НДФЛ удерживается из заработной платы.
По статье 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются:
1) физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
2) физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Объектом налогообложения по статье 209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиками:
· от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
· от источников в РФ - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
В ст. 217 НК РФ приводится перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения):
· государственные пособия, кроме пособий по безработице;
· государственные пенсии;
· все виды установленных законом компенсационных выплат;
· вознаграждения донорам;
· алименты, получаемые плательщиками;
· суммы, получаемые плательщиками в виде грантов;
· стипендии учащихся, студентов, аспирантов и др. в соответствии со ст.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Информация о работе Сравнительная характеристика федеральных налогов и сборов РФ и США