Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 11:21, контрольная работа
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Введение 3
1 Структура и классификация налоговой системы 4
2 Основные недостатки действующей системы налогообложения 12
3 Пути оптимизации налоговой системы России 14
Заключение 16
Список использованной литературы 17
Ставка
налога может зависеть от категории,
к которой относится
Фиксированный размер ставок
и их относительная
Законом
«Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» введена
трехуровневая система
Первый уровень это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
Как
и в других странах, наиболее доходные
источники сосредоточиваются в
федеральном бюджете. К числу
федеральных относятся: налог на
добавленную стоимость, налог на прибыль
предприятий и организаций, акцизы, таможенные
пошлины. Эти налоги создают основу финансовой
базы государства.
Наибольшие доходы
региональным бюджетам приносит налог
на имущество юридических лиц. В основном
это соответствует мировой практике, с
той разницей, что в большинстве стран
не делается различия между налогом на
имущество юридических лиц и налогом на
имущество физических лиц.
Среди
местных налогов крупные
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании это отчисления от федеральных налогов.
Закрепленные
и регулирующие налоги полностью
или в твердо фиксированном проценте
на долговременной основе поступают
в нижестоящие бюджеты. Такие
налоги, как гербовый сбор, государственная
пошлина, налог с имущества, переходящего
в порядке наследования или дарения, имея
федеральный статус, обычно полностью
зачисляются в местные бюджеты.
Налог на прибыль
предприятий и организаций делится между
федеральным, региональным и местным
бюджетами.
Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.
Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия
Таким
образом, можно сделать вывод, что
с экономических позиций налоги представляют
главный инструмент перераспределения
доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого
финансовыми органами. Исследуя
преимущества и недостатки каждой формы
налогообложения, финансовая наука приходит
к выводу, что только посредством сочетания
прямого и косвенного обложения можно
выстроить налоговую систему, отвечающую
фискальным интересам государства и экономическим
интересам налогоплательщиков.
2.
Основные недостатки действующей системы
налогообложения
Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Мировой
опыт налогообложения показывает, что
изъятие у налогоплательщика
до 30-40% от дохода является пределом, после
которого начинается процесс сокращения
сбережений, а тем самым и инвестиций
в экономику. Если же число налогов
предусматривает изъятие у
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов к объему полученного валового внутреннего продукта.
В Российской экономике по различным оценкам от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны не поступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате законопослушные налогоплательщики, а это, в основном, легальные товаропроизводители (их около 17%), производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. Немногие предприятия могут выдержать такую нагрузку.
Другая проблема сводится к тому, что доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных или же запланированных к поступлению в бюджет налогов. Однако из-за хронических не доплатежей в бюджет долги превышают предполагаемые поступления налоговых отчислений.
Налоги должны распределяться в равной степени между федеральным центром и регионами. Однако самые собираемые налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль) уходят в Москву, а оставшиеся на местах должным образом не собираются. Некоторые местные налоги вообще не окупают затраты на их сбор (например, налог на собак).
Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны. Другое дело, что не все новшества оправданы.
Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. Налоговая система России строилась по образу и подобию налоговых систем западных стран. В некоторых случаях налоговые ставки вообще не отличаются от западных аналогов.
Проблематичен
также вопрос неравномерности распределения
налогов между категориями
Особенно сильные дебаты в настоящее время ведутся в связи с введением налога с продаж и единого налога на вмененный доход.
Вместо
посильной поддержки развития налогоплательщиков
нынешняя налоговая политика направлена
на всяческое препятствование такому
развитию.
3.
Пути оптимизации налоговой системы России.
Сегодня под налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. [6; 177]
Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:
На
сегодняшний день наиболее целесообразным
шагом в области реформирования
налоговой системы можно
расширение
прав местных органов при
имущество юридических лиц (но исключить
налогообложение оборотных
средств) и граждан;
унифицирование прямого
расширение мер по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
усиление
социальной направленности налогов. Для
этого нужно постоянно
увеличивать, с одной стороны, необлагаемый
минимум доходов граждан, а с
другой - ставку подоходного налога лиц
с очень высокими доходами, а
также расширить круг подакцизных предметов
роскоши и повысить ставки
акцизов на них.
В
перспективе, когда будет обеспечена
финансовая стабилизация и в полную силу
задействованы рычаги рыночной саморегуляции
экономики, можно ставить вопрос о формировании
сбалансированной системы взимания налогов,
выполняющей не только фискальную, но
и в должной мере
стимулирующую и регулирующую функции.
[8; 127]
Реформирование
действующей налоговой системы
должно осуществляться в направлениях
создания благоприятных налоговых
условий для товаропроизводителей,
стимулирования вложения заработных средств
в
инвестиционные программы, обеспечения
льготного налогового режима для
иностранных капиталов, привлекаемых
в целях решения приоритетных задач
развития российской экономики. Эти направления
имеют непосредственное
отношение практически ко всем федеральным
и региональным налогам. Среди них ключевое
значение получают налоги на прибыль и
на добавленную стоимость.
Заключение
На
основании всего выше сказанного
можно сделать следующие
1.
Налоги обеспечивают
2.
В России действует