Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2015 в 09:40, реферат

Краткое описание

Прокурорский надзор в сфере оперативно-розыскной деятельности представляет собой одно из направлений прокурорского надзора в сфере уголовной юстиции. Вместе с тем он имеет свои особенности, касающиеся объекта, предмета, организации и полномочий.
Под оперативно-розыскной деятельностью понимают вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченными на то законом в пределах их компетенции посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Вложенные файлы: 1 файл

прокурор.docx

— 33.90 Кб (Скачать файл)

Представление оперативными подразделениями результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, и означает передачу в установленном законом порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.

Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона о государственной тайне.

Данные о результатах ОРД не представляются прокурорам, если:

* невозможно обеспечить безопасность  субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

* их использование в уголовном  процессе создает реальную возможность  расшифровки (разглашения) сведений  об используемых или использованных  при проведении негласных оперативно-розыскных  мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах  ОРД, о лицах, внедренных в организованные  преступные группы, штатных негласных  сотрудниках и лицах, оказывающих  им содействие на конфиденциальной  основе, а также об организации  и тактике проведения оперативно-розыскных  мероприятий, отнесенных законом  к государственной тайне.

Решение о непредставлении результатов ОРД по указанным мотивам оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела. О принятом решении обязательно уведомляется инициатор запроса;

4) наличие полномочий у лиц, осуществляющих  ОРД, на проведение только тех  оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным  законом.

Так, в соответствии с Законом об ОРД при ее осуществлении проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом;

 

5) наличие оснований для осуществления  оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение  которых разрешение дано судом.

 

Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

 

* возбужденное уголовное дело;

 

* ставшие известными органам, осуществляющим  ОРД, сведения о: а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного  противоправного деяния, а также  о лицах, его подготавливающих, совершающих  или совершивших, если нет достаточных  данных для решения вопроса  о возбуждении уголовного дела; б) событиях или действиях, создающих  угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности  РФ; в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; г) лицах, без вести пропавших, и обнаружении неопознанных трупов;

 

* поручения следователя, органа  дознания, указания прокурора или  определения суда по уголовным  делам, находящимся в их производстве;

 

* запросы других органов, осуществляющих  ОРД, по основаниям, указанным в  федеральном законе;

 

* постановление о применении  мер безопасности в отношении  защищаемых лиц, осуществляемых  уполномоченными на то государственными  органами в порядке, предусмотренном  законодательством РФ;

 

* запросы международных правоохранительных  организаций и правоохранительных  органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ. Кроме приведенных оснований органы уполномочены осуществлять ОРД, прямо не связанную с добыванием информации непосредственно в криминальной среде для нужд уголовного преследования. В пределах своих полномочий они вправе также собирать данные, имеющие профилактический характер, которые необходимы для принятия следующих решений о; а) допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; б) допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; в) допуске к участию в ОРД или к материалам, полученным в результате ее осуществления; г) установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; д) обеспечении безопасности органов, осуществляющих ОРД; е) выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

 

Осуществляя надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, прокурор должен обращать внимание на соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

В Законе об ОРД указаны следующие специфические условия проведения оперативно-розыскных мероприятий:

 

* технические и другие специальные  средства при проведении оперативно-розыскных  мероприятий применяются только  в том случае, если это не  наносит ущерба жизни и здоровью  людей, а также не причиняет  вреда окружающей среде;

 

* проведение оперативного эксперимента  возможно только лишь для выявления, предупреждения, пресечения или  раскрытия тяжкого или особо  тяжкого преступления;

 

* о проведении таких оперативно-розыскных  мероприятий, как оперативное внедрение, проверочная закупка, контролируемая  поставка предметов, веществ и  продукции, оборот которых ограничен  или запрещен, оперативный эксперимент, должно быть вынесено соответствующее  постановление, которое утверждается  руководителем органа, осуществляющего  ОРД;

 

* о проведении оперативно-розыскных  мероприятий, ограничивающих конституционные  права и свободы граждан, к  которым относятся контроль почтовых  отправлений, телеграфных и иных  сообщений, прослушивание телефонных  переговоров, а также проникновение  в жилище, должно быть вынесено  мотивированное постановление одним  из руководителей органа, осуществляющего  ОРД. Основанием для принятия  этих решений может быть информация  о подготовке или совершении  преступления, по которому обязательно  предварительное следствие, или  событиях (действиях), создающих угрозу  государственной, военной, экономической  или экологической безопасности  РФ;

 

* для проведения некоторых оперативно-розыскных  мероприятий требуется судебное  решение. Следует учитывать, что  срок действия вынесенного судьей  постановления не может превышать  шести месяцев, но при необходимости  он может быть продлен на  основании вновь представленных  материалов;

 

6) своевременность уведомления  судей органами, осуществляющими  ОРД, о их проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, при действиях, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

 

При осуществлении прокурорских проверок надзирающим прокурорам необходимо обращать внимание на то, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, как уже отмечалось, представляются прокурору только с письменного согласия.


Информация о работе Сущность, задачи и правовая основа прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель