Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:02, контрольная работа
Краткое описание
Целью написания данной работы является исследование основных принципов налогообложения юридических лиц в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в работе будут решены следующие задачи: - рассмотреть теоретические основы налогообложения юридических лиц. - изучить принципы налогообложения юридических лиц. - систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе научные подходы к данной проблеме. - предоставить определённые выводы по проделанной работе.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 1. Сущность и основы налогообложения юридических лиц…………………....5 2. Основные принципы налогообложения юридических лиц…………………..7 Заключение…………………………………………………………………….....23 Список используемой литературы……………………………………………...24
Конституционный Суд
Российской Федерации отметил: "Общие
принципы налогообложения и сборов относятся
к основным гарантиям, установление которых
федеральным законом обеспечивает реализацию
и соблюдение основ конституционного
строя, основных прав и свобод человека
и гражданина, принципов федерализма в
Российской Федерации".
Рассматриваемый принцип
достаточно четко закреплен в действующем
российском законодательстве. Статья
71 п. "з" Конституции РФ относит федеральные
налоги и сборы к ведению Российской Федерации.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные
конституционные законы и федеральные
законы, имеющие прямое действие на всей
территории РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Федеральным законом, как следует из ч.
3 ст. 75 Конституции РФ, устанавливается
система налогов, взимаемых в федеральный
бюджет, и общие принципы налогообложения
и сборов в РФ. При этом Конституция РФ
предусматривает и определенную законодательную
процедуру для принятия федеральных законов
по вопросам налогов и сборов: такие законы
после принятия их Государственной Думой
подлежат обязательному рассмотрению
в Совете Федерации (ст. 106).
Статья 57 Конституции
РФ устанавливает, что каждое лицо должно
уплачивать законно установленные налоги
и сборы. Исходя из приведенных выше конституционных
положений необходимым условием признания
федеральных налогов и сборов "законно
установленными" является установление
их федеральным законодательным органом
путем принятия федерального закона с
соблюдением установленной Конституцией
РФ законодательной процедуры.
Следует подчеркнуть,
что принцип регулирования налоговых
отношений законом является базовым. Его
содержание не стоит сводить лишь к проблеме
установления налогов и сборов актами
представительных органов власти, к вопросам
ограничения делегирования ими своих
полномочий и т.п. Как вытекает из упоминавшейся
выше ст. 4 НК РФ, рассматриваемый принцип
в целом означает ограничение нормотворческих
полномочий исполнительных органов власти
в сфере налогообложения, они, по общему
правилу, не вправе изменять или дополнять
законодательство о налогах и сборах.
Обращает на себя внимание также тот факт,
что принцип регулирования налоговых
отношений законом толкуется в практике
Конституционного Суда РФ чрезвычайно
широко. При этом он, по существу, подается
как воплощение режима законности в налоговой
сфере, в таком широком понимании он включает
в свое содержание все иные налогово-правовые
принципы (основные начала законодательства
о налогах и сборах). Так, в п. 5 постановления
от 23 декабря 1999 г. N 18-П, в п. 2 определения
от 14 декабря 2000 г. N 258-О Конституционный
Суд РФ, раскрывая нормативное содержание
конституционного принципа законного
установления обязательных платежей,
подчеркивает, что данный принцип не ограничивается
требованиями к правовой форме акта, устанавливающего
тот или иной обязательный платеж, и к
процедуре его принятия; содержание этого
акта также должно отвечать определенным
требованиям, поэтому не может считаться
законно установленным обязательный платеж,
не соответствующий конституционным принципам
и отражающим их основным началам законодательства
о налогах и сборах.
Таким образом, реализация
принципа законности осуществляется в
нормативно-правовых актах, которые ограничивают
неправомерные действия и решения государства
в налоговой сфере. Этот принцип на конституционном
уровне ставит препоны налоговому произволу,
создает основы определенного и законного
налогообложения.
Принцип
всеобщности налогообложения
Всеобщность налогообложения
может быть сведена к следующей максиме:
все классы и сословия, все граждане обязаны
уплачивать законно установленные налоги.
Известно, что почти до середины ХIХ в.
принцип всеобщности налогообложения
не соблюдался в большинстве стран Западной
Европы и России. Общество делилось на
податные (крестьяне, ремесленники, купцы)
и неподатные (духовенство, дворяне) сословия.
Но постепенно эта несправедливость преодолевалась.
Так, в Габсбургской монархии императором
Иосифом II в 70-80-х годах ХVIII в. налоги были
распространены на все классы общества.
Аналогичная реформа была осуществлена
в России императором Александром II в
60-70-х годах ХIХ в.
Принцип всеобщности
налогообложения был научно обоснован
английским философом и политэкономом
Дж.Ст. Миллем в работе "Основания политической
экономии" в главе "Общие принципы
системы налогов". По Миллю, этот принцип
проявляется в том, что государство при
обложении налогами исключает всякие
привилегии для каких-либо групп и сословий,
как имущественные, так и личные. Освобождение
малоимущих от отдельных прямых налогов
не является нарушением этого принципа,
поскольку такой подход будет способствовать
улучшению жизни этих граждан и приближению
их доходов к средним.
Принцип всеобщности
налогообложения закреплен в ст. 57 Конституции
РФ, согласно которой каждый обязан платить
законно установленные налоги, и в ст.
8 Конституции РФ, устанавливающей, что
каждый гражданин России несет равные
обязанности перед обществом. При этом
следует указать на весьма важную деталь:
в то время как статья 57 Конституции РФ
закрепляет налоговую обязанность лишь
в отношении физических лиц, НК РФ распространяет
требование всеобщности налогообложения
и на организации. Разумеется, НК РФ делает
исключения для отдельных граждан.
Например, в соответствии
с п. 7 ст. 395 НК РФ освобождаются от уплаты
налога на земельный участок физические
лица, относящиеся к коренным малочисленным
народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Подобные исключения, связанные с налоговыми
льготами, вполне вписываются в принцип
всеобщности обложения и только подтверждают
"доброе правило социальной справедливости".
Принцип
налоговой платежеспособности
Данный принцип предполагает
учет фактической способности к уплате
налога исходя из экономических возможностей
налогоплательщика. Принцип налоговой
платежеспособности имеет в финансовой
и финансово-правовой литературе и другие
названия: "принцип равного налогового
бремени", "принцип равномерности
налогообложения", "принцип достаточности".
Наиболее кратко и понятно сформулировал
этот принцип Дж.Ст. Милль: с крупных доходов
следует взимать большую долю налога,
с небольших - меньшую долю налога. Иначе
говоря, принцип налоговой платежеспособности
требует, чтобы каждый налогоплательщик
платил налог сообразно со своим имущественным
положением. Коснулся этого принципа и
Н.И. Тургенев, который писал: "Налоги
должны быть распределены между всеми
гражданами в одинаковой соразмерности,
пожертвования каждого на общую пользу
должны соответствовать его доходу".
Принцип налоговой
платежеспособности ориентирует государство
в сфере налогообложения на сопоставление
экономических возможностей различных
налогоплательщиков и учета той доли свободных
средств, которая изымается у них посредством
налогов. Месячный доход в 25 тыс. руб., который
получен в результате собственного труда
налогоплательщика, работающего инженером,
врачом, преподавателем, имеющим семью
из нескольких человек, должен оцениваться
государством в плане взимания с него
доли налога иначе, чем доход той же величины,
но приносимый процентами на денежные
средства, находящиеся на банковском счете.
Пункт 3 ст. 3 НК РФ устанавливает,
что "налоги и сборы должны иметь экономическое
обоснование и не могут быть произвольными".
Еще раньше на принцип налоговой платежеспособности
обратил внимание Конституционный Суд
РФ, который в Постановлении от 4 апреля
1996 г. указал, что данный "принцип требует
учета фактической способности к уплате
налога, исходя из правовых принципов
справедливости и соразмерности".
Принцип равного налогового бремени
В научной
литературе этот принцип часто называют
принципом равенства в налогообложении,
что не меняет его сущности. Данный принцип
является конституционным и закреплен
в ст. 57 Конституции Российской Федерации,
согласно новелле этой статьи: "Каждый
обязан платить законно установленные
налоги и сборы". Кроме того, частью
2 ст. 8 Конституции РФ устанавливается,
что каждый гражданин несет равные обязанности,
предусмотренные Конституцией РФ. В соответствии
с этим принципом каждый член общества
обязан участвовать в финансировании
публичных затрат государства и общества
наравне с другими.
Конституционные положения
рассматриваемого принципа развиваются
в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не
могут не только устанавливаться, но и
фактически взиматься различно исходя
из социальных (принадлежность или не
принадлежность к тому или иному классу,
социальной группе), расовых или национальных
(принадлежность либо не принадлежность
к определенной расе, нации, народности,
этнической группе), религиозных и иных
различий между налогоплательщиками.
Поэтому в развитие
этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено
установление дифференцированных ставок
налогов и сборов, а также налоговых льгот
в зависимости от формы собственности
(государственная - федеральная и субъектов
Федерации, муниципальная, частная), гражданства
физических лиц (граждане РФ, граждане
иностранных государств, лица без гражданства,
лица с двойным гражданством) или места
происхождения капитала.
Исключения из этого
принципа направлены на защиту публичных
и экономических интересов общества (и
государства) и содержатся в ч. 3 п. 2 ст.
3 НК РФ: например, при ввозе товара в Российскую
Федерацию из-за рубежа допустимо установление
особых видов пошлин либо дифференцированных
ставок пошлин в зависимости от страны
происхождения товара.
Конституционный Суд
Российской Федерации в своем Постановлении
от 4 апреля 1996 г. N 9-П указал: "В целях
обеспечения регулирования налогообложения
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации принцип равенства требует
учета фактической способности к уплате
налога исходя из правовых принципов справедливости
и соразмерности. Принцип равенства в
социальном государстве в отношении обязанности
платить законно установленные налоги
и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской
Федерации) предполагает, что равенство
должно достигаться посредством справедливого
перераспределения доходов и дифференциации
налогов и сборов" (п. 5 Постановления
КС РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П).
Таким образом, равенство
в налогообложении понимается не как уплата
налога в одинаковом размере, а как экономическое
равенство плательщиков и выражается
в том, что за основу берется фактическая
способность к уплате налога на основе
сравнения экономических потенциалов
налогоплательщиков. Другими словами,
равенство в налогообложении понимается
как равномерность обложения. Она оценивается
на основе сопоставления экономических
возможностей различных налогоплательщиков
и сравнения той доли свободных средств,
которая изымается у них посредством налогов.
То есть речь идет о сравнении налогового
бремени, которое несут различные плательщики.
В настоящее время
одним из наиболее "популярных" видов
попрания этого конституционного принципа,
безусловно, придется признать принятую
и допускаемую законодательством многих
стран практику предоставления индивидуальных
налоговых льгот. В Российской Федерации
предоставление налоговых льгот индивидуального
характера запрещено положениями ст. 56
НК РФ.
Следует заметить,
что в доктрине конституционного права
многих зарубежных стран этот принцип
получил наименование "принципа равенства
перед законом, судом и налогом", а в
некоторых странах - "принципа недискриминации
при налогообложении". Например, в ст.
189 Конституции Королевства Нидерландов
прямо говорится, что "никакие привилегии
не могут предоставляться в области налогов".
В конституционном и налоговом праве
США рассматриваемый
принцип называют "принципом равной
защиты от дискриминации". Применительно
к налоговому праву этот принцип означает
наличие равного права у всех налогоплательщиков
на защиту от несправедливого налогообложения,
основанного по половому, расовому, религиозному
или иному признаку.
Современные исследователи
налогов считают, что "налоговая система
государства - это, пожалуй, наиболее яркое
проявление соотношения классовых и групповых
интересов, социальных сил, их борьбы и
компромиссов. Борьба между имущими и
неимущими слоями общества, между земельными
собственниками и капиталистами - все
это отражалось на эволюции налоговой
системы".
Действительно, учение
о равном налоговом жертвоприношении
занимает в современной финансовой науке
и в теории о справедливом налогообложении
значительное место. При этом путем сложных
выкладок делается попытка найти основу
для справедливого распределения налогового
бремени и тем самым решить сложную проблему
соразмерной прогрессии налогообложения.
Но основная идея имеет уже библейский
возраст, и ее можно проиллюстрировать
словами Христа. Справедливая жертва,
о которой он говорит, - это скромная лепта
несчастной вдовы. Апостол Марк сообщает
об этом следующими словами: "И сел Иисус
против сокровищницы и смотрел, как народ
кладет деньги в сокровищницу. Многие
богатые клали много. Придя же, одна бедная
вдова положила две лепты: Подозвав учеников
Своих, Иисус сказал им: истинно говорю
вам, что эта бедная вдова положила больше
всех, клавших в сокровищницу, ибо все
клали от избытка своего, а она от скудности
своей положила все, что имела, все пропитание
свое". Таково древнее обоснование современной
теории равной и справедливой налоговой
жертвы.