Сущность и функции налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

Налоговое законодательство - это совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в законах РФ, актах представительных органов местного самоуправления, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения: устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налоговых обязательств, защиту прав налогоплательщиков и иных участников налоговых правоотношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………2
1. Понятие, структура и значение законодательства о налогах и сборах в РФ………….3
2. Налог как правовая категория (понятие, юридические признаки, значение, содержание, функции)……………………………………………………………………………..13
3. Основные элементы налогообложения………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

дисц 3.docx

— 49.40 Кб (Скачать файл)

«Налоги есть форма перераспределения  национального дохода, - верно утверждает С.Д. Цыпкин. - Налоги связаны с наличием различных форм собственности. Уплата налогов всегда означает переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность государства». В этом состоит одно из существенных отличий налогового права от гражданского, которое согласно п.1 ст.1 ГК РФ основывается на признании неприкосновенности собственности. Парыгина, В.А., Тедеев А.А. «Налоговое право РФ». Р-н-Д: Феникс 2002г

Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги и  сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные  НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают  признаки налогов, к которым относятся:

1. императивно-обязательный  характер;

2. индивидуальная безвозмездность;

3. денежная форма;

4. публичный и нецелевой  характер налогов. Налоговый кодекс  РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

Рассмотрим указанные  признаки подробнее.

Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным  взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как  безвозмездные перечисления.

Налоги не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.

Возникновение и исполнение налоговой обязанности не основано на соглашениях государства с  налогоплательщиком и тем более  не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность  вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены  к минимуму. В сфере налогообложения  господствует императивный метод правового  регулирования, предполагающий детальную  юридическую регламентацию поведения  и минимизацию свободы субъектов  самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной  нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или  властных предписаний. Требования налоговых  органов и налоговые обязательства  налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. "О налогах  не договариваются" - известная аксиома  налогового законодательства. Налоговое  правоотношение носит односторонний  характер, где стержневым юридическим  элементом выступает, с одной  стороны, обязанность налогоплательщика  уплатить законно установленные  налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в  лице налоговых органов требовать  своевременной и полной уплаты налоговых  платежей.

Индивидуально безвозмездный  характер. Уплата налога не порождает  встречной обязанности государства  совершить в пользу данного, персонально  определенного налогоплательщика  конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика  здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. "Налог обязывает  вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или  оказывать влияние на действия государства  в будущем". Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора  предполагает встречные действия государства  в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или  парковки автотранспорта, обеспечение  правосудием, совершение регистрационных  или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой  сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том  числе и через суд.

Денежный характер. НК РФ определяет налог как исключительно  денежный платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц. Уплата налогов  производится в наличной или безналичной  форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами  Российской Федерации, а также в  иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной  валюте.

Действующее законодательство не предусматривает какие-либо натуральные  формы уплаты налога.

Налог должен быть уплачен  за счет средств, принадлежащих налогоплательщику  на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.

Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи - безусловный  атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую  часть доходных источников государства  и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит  в финансовом обеспечении реализуемой  государством внутренней и внешней  политики, то есть в обеспечении  нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд  Российской Федерации, уплата налоговых  платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти. Демин, А.В. «Налоговое право России». Красноярск: Юридический институт, 2006г.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что в налоговой  обязанности налогоплательщиков "воплощен публичный интерес всех членов общества". Разумеется, некоторая часть налоговых поступлений идет на содержание государственного аппарата. Однако подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц - бюджетополучателей. Государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и всех остальных членов общества. Постановление КС РФ от 17.12.1996г. №20-П «По делу о проверке конституционных пунктов 2 и 3 ч.1 ст.11 Закона РФ от 24.06.1993 «О федеральных органах налоговой инспекции»».

Нецелевой характер налогов  вытекает из закрепленного ст.35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов: все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета. Доходы бюджета, включая прежде всего налоговые доходы, не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации. «Бюджетный Кодекс РФ» от 31.07.1998 N 145-ФЗ ( в ред. 29.112010)// "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823,

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная функция).

Стимулирующая функция.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части  государственного бюджета. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию -- изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития -- фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись -- регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами -- путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ -- наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов -- стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Демин, А.В. «Налоговое право России». Красноярск: Юридический институт, 2006г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды налогов и сборов

Налоги можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по субъекту налога:

а) с физических лиц (налог  на доходы физических лиц);

б) с организаций (налог  на прибыль, налог на имущество организации);

в) общие;

2) по объекту налогообложения:

а) поимущественные;

б) подоходные;

в) на операции;

г) на действия;

3) по форме возложения  налогового бремени:

а) прямые (обращены непосредственно  к доходам и имуществу налогоплательщиков; в них юридические и фактические  налогоплательщики совпадают в  одном лице);

б) косвенные (в них юридические  и фактические налогоплательщики  не совпадают);

4) по назначению - предназначенные  для финансирования государственных  задач, без указания на конкретные  цели;

5) по порядку установления:

а) федеральные (ст. 13 НК РФ);

6) региональные (ст. 14 НК  РФ);

в) местные (ст. 15 НК РФ). Парыгина, В.А., Тедеев А.А. «Налоговое право РФ». Р-н-Д: Феникс 2002г

В соответствии со ст. 12 НК РФ существуют следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено  п. 7 ст. 21 НК РФ.

Федеральные налоги являются основным видом налогов в РФ и  играют ведущую роль при формировании федерального бюджета РФ.

Федеральные налоги подразделяются на три основные группы:

1) платежи, полностью  поступающие в федеральный бюджет (например, налог на добавленную  стоимость);

2) платежи, регулирующие  доходы бюджета, т. е. полностью  или в определенной доле передаются  в бюджеты субъектов РФ и  в местные бюджеты (например, налог  на прибыль организаций, налог  на доходы физических лиц, акцизы);

3) платежи, имеющие целевую  направленность и поступающие  в экономические фонды; эти  платежи включаются в федеральный  бюджет.

Согласно положениям, закрепленным в ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам  и сборам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость (гл. 21 НК РФ);

2) акцизы (гл. 22 НК РФ);

3) налог на доходы  физических лиц (гл. 23 НК РФ);

Информация о работе Сущность и функции налога