Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:11, реферат
Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:
– как отрасль права; – как самостоятельную научную правовую теорию;
– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях. Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.
Состав административных правонарушений
в области налогов и сборов
и ответственность за их совершение указаны
в гл. 15 КоАП (ст. 15.3-15.7 и ст. 15.11). За совершение
административных правонарушений в сфере
налогообложения в настоящее время применяются меры административной ответственности в
форме административного штрафа.
Назначение административного наказания
юридическому лицу не освобождает от административной
ответственности за данное правонарушение
виновное физическое лицо, равно как и
привлечение к административной или уголовной
ответственности физического лица не
освобождает от административной ответственности
за данное правонарушение юридическое
лицо.
При малозначительности совершенного
административного правонарушения судья,
орган, должностное лицо, уполномоченные
решить дело об административном правонарушении,
могут освободить лицо, совершившее административное
правонарушение, от административной
ответственности и ограничиться устным
замечанием.
Уголовная Ответственность За Налоговые Преступления
Особенности совершения отдельных
противоправных деяний в налоговой
сфере, размеры и характер нанесенного
посредством их ущерба обусловили необходимость
отнесения их к группе наиболее опасных
противоправных посягательств – преступлений.
В отношении указанной категории деяний
был введен специальный термин «налоговое
преступление».
Налоговое преступление – это совершенное
в налоговой сфере противоправное деяние,
преступный характер которого признан
действующим уголовным законодательством
территории, к юрисдикционной принадлежности
которой оно отнесено.
В уголовном законодательстве России
в настоящее время криминализовано три
вида налоговых преступлений:
– уклонение от уплаты налоговых платежей
(ст. 194, 198 и 199 УК);
– нарушение обязанностей по удержанию
и перечислению налоговых платежей (ст.
199.1 УК);
– воспрепятствование принудительному
взысканию налоговых платежей (ст. 199.2
УК).
Состав лиц, привлекаемых к уголовной
ответственности. Уголовной ответственности
за совершение налогового преступления
подлежит только вменяемое физическое
лицо, достигшее ко времени совершения
преступления шестнадцатилетнего возраста.
Если несовершеннолетний достиг предусмотренного
возраста, но вследствие отставания в
психическом развитии, не связанного с
психическим расстройством, во время совершения
общественно опасного деяния не мог в
полной мере осознавать фактический характер
и общественную опасность своих действий
(бездействия) либо руководить ими, он
не подлежит уголовной ответственности.
Не подлежит уголовной ответственности
лицо, которое во время совершения общественно
опасного деяния находилось в состоянии:
– невменяемости, т. е. не могло осознавать
фактический характер и общественную
опасность своих действий (бездействия)
либо руководить ими вследствие хронического
психического расстройства;
– временного психического расстройства;
– слабоумия;
– иного болезненного состояния психики.
Виды налоговых преступлений. Действующее
уголовное законодательство РФ придерживается
позиции отнесения налоговых преступлений
к группе экономических преступлений.
В действующем УК налоговые преступления
рассматриваются в гл. 22 «Преступления
в сфере экономической деятельности»
разд. 8 «Преступления в сфере экономики».
В тексте УК содержатся пять статей, посвященных
налоговым преступлениям:
– ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных
платежей, взимаемых с организации или
физического лица»;
– ст. 198 «Уклонение от уплаты налога и
(или) сбора с физического лица»;
– ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов или
сборов с организации»;
– ст. 199.1 «Неисполнение обязанностей налогового
агента»;
– ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо
имущества организации или индивидуального
предпринимателя, за счет которых должно
производиться взыскание налогов и (или)
сборов».
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ. НДС, Акцизы, Налог На Доходы Физических Лиц, Единый Социальный Налог, Налог На Прибыль Организаций, Налог На Добычу Полезных Ископаемых, Водный Налог. - НК
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ
Сбор За Пользование Объектами Животного Мира
Основным нормативным актом, обеспечивающим
правовое регулирование уплаты сборов
за пользование объектами животного мира,
с 1 января 2004 г. является часть вторая НК
(разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.1 «Сборы
за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических
ресурсов»).
Сбор За Пользование Объектами Водных
Биологических Ресурсов
Основным нормативным актом, обеспечивающим
правовое регулирование уплаты сборов
за пользование объектами водных
биологических ресурсов, с 1 января
2004 г. является часть вторая НК (разд.
8 «Федеральные налоги» гл. 25.1 «Сборы за
пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических
ресурсов»).
Государственная Пошлина
Государственная пошлина – сбор,
взимаемый с лиц при их обращении
в уполномоченные государственные
органы, органы местного самоуправления,
иные органы и (или) к должностным лицам,
за совершением в отношении этих лиц юридически
значимых действий, за исключением действий,
совершаемых консульскими учреждениями
РФ. При этом для целей уплаты государственной
пошлины выдача документов (их копий, дубликатов)
приравнивается к юридически значимым
действиям.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
Транспортный Налог
Транспортный налог является региональным
налогом, обязательным к уплате на территории
того субъекта РФ, на территории которого
он введен законом соответствующего субъекта
РФ.
Налогоплательщиками нало
По транспортным средствам, зарегистрированным
на физических лиц, приобретенным и переданным
ими на основании доверенности на право
владения и распоряжения транспортным
средством до момента официального опубликования
гл. 28 НК, налогоплательщиком является
лицо, указанное в такой доверенности.
Объектом налогообложения признаются
зарегистрированные в установленном порядке
в соответствии с законодательством РФ
транспортные средства.
Налог На Игорный Бизнес
Налогоплательщиками налога на игорный
бизнес выступают организации или индивидуальные
предприниматели, осуществляющие предпринимательскую
деятельность в сфере игорного бизнеса.
Игорным бизнесом признается предпринимательская
деятельность, связанная с извлечением
организациями или индивидуальными предпринимателями
доходов в виде выигрыша и (или) платы за
проведение азартных игр и (или) пари, не
являющаяся реализацией товаров (имущественных
прав), работ или услуг.
Объектами налогообложения являются: –
Налог На Имущество Организаций.
Налогоплательщиками налога признаются: – российские
организации;
– иностранные организации, осуществляющие
деятельность в Российской Федерации
через постоянные представительства и
(или) имеющие в собственности недвижимое
имущество на территории РФ, на континентальном
шельфе РФ и в исключительной экономической
зоне РФ.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
Налог На Имущество Физических Лиц
Плательщиками налога на имущество
физических лиц признаются физические
лица – собственники имущества, признаваемого
объектом налогообложения. Если имущество,
признаваемое объектом налогообложения,
находится в общей долевой собственности
нескольких физических лиц, налогоплательщиком
в отношении этого имущества признается
каждое из физических лиц соразмерно его
доле в этом имуществе. В аналогичном порядке
определяются налогоплательщики, если
имущество находится в общей долевой собственности
физических лиц и предприятий (организаций).
Если имущество, признаваемое объектом
налогообложения, находится в общей совместной
собственности нескольких физических
лиц, они несут равную ответственность
по исполнению налогового обязательства.
Плательщиком налога может быть одно из
указанных лиц, определяемое по соглашению
между ними.
Объектами налогообложения признаются
жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные
строения, помещения и сооружения.
Ставки налога на строения, помещения
и сооружения устанавливаются нормативными
правовыми актами представительных органов
местного самоуправления в зависимости
от суммарной инвентаризационной стоимости.
Представительные органы местного самоуправления
могут определять дифференциацию ставок
в установленных пределах в зависимости
от суммарной инвентаризационной стоимости,
типа использования и по иным критериям.
Ставки налога устанавливаются в пределах,
указанных в табл. 17.1.
Налоговые льготы. От уплаты налога
на имущество физических лиц освобождаются
категории граждан, названные в ст. 4 Закона
о налогах на имущество физических лиц.
Органы местного самоуправления имеют
право устанавливать налоговые льготы
по налогам и основания для их использования
налогоплательщиками.
Порядок исчисления налога. Исчисление
налогов производится налоговыми органами.
Налог устанавливается на основании данных
об инвентаризационной стоимости имущества
физических лиц по состоянию на 1 января
каждого года.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно
представляют необходимые документы в
налоговые органы. При возникновении права
на льготу в течение календарного года
перерасчет налога производится с месяца,
в котором возникло это право. В случае
несвоевременного обращения за предоставлением
льготы по уплате налогов перерасчет суммы
налогов производится не более чем за
три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Платежные извещения об уплате налога
вручаются плательщикам налоговыми органами
ежегодно не позднее 1 августа.
Порядок и сроки уплаты налога. Уплата
налога производится владельцами равными
долями в два срока – не позднее 15 сентября
и 15 ноября.
По новым строениям, помещениям и сооружениям
налог уплачивается с начала года, следующего
за их возведением или приобретением.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее
по наследству, налог взимается с наследников
с момента открытия наследства. За строения,
помещения и сооружения, находящиеся в
общей долевой собственности нескольких
собственников, налог уплачивается каждым
из собственников соразмерно их доле в
этих строениях, помещениях и сооружениях.
За строения, помещения и сооружения, находящиеся
в общей совместной собственности нескольких
собственников без определения долей,
налог уплачивается одним из указанных
собственников по соглашению между ними.
В случае несогласованности налог уплачивается
каждым из собственников в равных долях.
При переходе права собственности на строение,
помещение, сооружение от одного собственника
к другому в течение календарного года
налог уплачивается первоначальным собственником
с 1 января этого года до начала того месяца,
в котором он утратил право собственности
на указанное имущество, а новым собственником
– начиная с месяца, в котором у последнего
возникло право собственности.
В случае уничтожения, полного разрушения
строения, помещения, сооружения взимание
налога прекращается начиная с месяца,
в котором они были уничтожены или полностью
разрушены. Земельный Налог
Использование земли в Российской
Федерации является платным. Формами платы
за использование земли выступают земельный
налог (до введения в действие налога на
недвижимость) и арендная плата.
Земельный налог с 1 января 2005 г. устанавливается
НК (разд. 9 «Местные налоги» гл. 31 «Земельный
налог») и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований, вводится в действие и прекращает
действовать в соответствии с НК и нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований и обязателен
к уплате на территориях этих муниципальных
образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются
организации и физические лица, обладающие
земельными участками на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования
или пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации
и физические лица в отношении земельных
участков, находящихся у них на праве безвозмездного
срочного пользования или переданных
им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются
земельные участки, расположенные в пределах
муниципального образования (в том числе
городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга), на территории которого
введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
– земельные участки, изъятые из оборота;
– некоторые земельные участки, ограниченные
в обороте (их перечень содержит п. 2, 3,
5 ст. 389 НК);
– земельные участки из состава земель
лесного фонда.
Налоговая база определяется как
кадастровая стоимость земельных участков,
признаваемых объектом налогообложения
по состоянию на 1 января года, являющегося
налоговым периодом. Стоимость земельного
участка определяется в соответствии
с земельным законодательством РФ.
Налогоплательщики-
Индивидуальные предприниматели определяют
налоговую базу самостоятельно в отношении
земельных участков, используемых ими
в предпринимательской деятельности,
на основании сведений государственного
земельного кадастра о каждом земельном
участке, принадлежащем им на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования
или пожизненного наследуемого владения.
Для остальных налогоплательщиков, являющихся
физическими лицами, налоговая база определяется
налоговыми органами на основании сведений,
которые представляются органами:
– осуществляющими ведение государственного
земельного кадастра;
– осуществляющими регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним;
– муниципальных образований.
Налоговым периодом признается календарный
год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций
и физических лиц, являющихся индивидуальными
предпринимателями, признаются первый
квартал, второй квартал и третий квартал
календарного года. При установлении налога
представительный орган муниципального
образования вправе не устанавливать
отчетный период.
Налоговые ставки не могут превышать:
– 0,3 % в отношении земельных участков:
– отнесенных к землям сельскохозяйственного
назначения или к землям в составе зон
сельскохозяйственного использования
в поселениях и используемых для сельскохозяйственного
производства;
– занятых жилищным фондом и объектами
инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса (за исключением доли в праве
на земельный участок, приходящейся на
объект, не относящийся к жилищному фонду
и к объектам инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального комплекса) или
приобретенных (предоставленных) для жилищного
строительства;
– приобретенных (предоставленных) для
личного подсобного хозяйства, садоводства,
огородничества или животноводства, а
также дачного хозяйства;
– 1,5 % в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных
налоговых ставок в зависимости от категорий
земель и (или) разрешенного использования
земельного участка.
Порядок исчисления и уплаты налога.
По общему правилу сумма налога исчисляется
по истечении налогового периода как соответствующая
налоговой ставке процентная доля налоговой
базы. Сумма налога, подлежащая уплате
в бюджет по итогам налогового периода,
определяется как разница между исчисленной
суммой налога и суммами подлежащих уплате
в течение налогового периода авансовых
платежей по налогу.
Налогоплательщики-
Индивидуальные предприниматели исчисляют
сумму налога и авансовых платежей по
нему самостоятельно в отношении земельных
участков, используемых ими в предпринимательской
деятельности.
В остальных случаях сумма налога и авансовых
платежей по нему исчисляется налоговыми
органами и уплачивается налогоплательщиком
на основании направленного в его адрес
уведомления.
Организации и индивидуальные предприниматели
не позднее 1 февраля истекшего налогового
периода представляют в налоговый орган
по месту нахождения земельного участка
налоговую декларацию по налогу.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые
льготы, должны представить документы,
подтверждающие такое право, в налоговые
органы по месту нахождения земельного
участка, признаваемого объектом налогообложения.
Налог и авансовые платежи по нему подлежат
уплате налогоплательщиками в порядке
и сроки, установленные нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных
образований (законами городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Система Налогообложения Для Сельскохозяйственных Товаропроизводителей
Система налогообложения для
Упрощенная Система Налогообложения
Упрощенная система
Система Налогообложения В Виде Единого
Налога На Вмененный Доход Для Отдельных
Видов Деятельности
Система налогообложения в виде
ЕНВД для отдельных видов
Система налогообложения в виде ЕНВД отдельных
видов деятельности применяется наряду
с общей системой налогообложения (общим
режимом налогообложения), предусмотренной
законодательством о налогах и сборах.
Специальный Налоговый Режим При Выполнении
Соглашений О Разделе Продукции
Специальный налоговый режим при
выполнении соглашений о разделе продукции
устанавливается НК (гл. 26.4) и Федеральным
законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях
о разделе продукции».
При исполнении надлежащим образом оформленных
соглашений о разделе продукции взимание
федеральных налогов и сборов заменяется
разделом произведенной продукции между
государством и инвестором. Взимание федеральных
налогов и сборов, не заменяемое разделом
произведенной продукции между государством
и инвестором, осуществляется в соответствии
с законодательством РФ о налогах и сборах
с учетом положений Федерального закона
«О соглашениях о разделе продукции».