Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Содержание

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И НАЛОГОВ
1.1Таможенные пошлины: понятие ,виды
1.2 НДС при перемещении товаров через границу РФ
2 ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД
3 НАПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ И НАЛОГИ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовичок Матвеев7777.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

     НК  РФ содержит норму, согласно которой  при перемещении физическими  лицами товаров, не предназначенных  для производственной или иной предпринимательской деятельности, может применяться упрощенный либо льготный порядок уплаты НДС в соответствии с таможенным законодательством.

     Кажется, что здесь возникает противоречие. Действительно, мы знаем, что плательщиками  НДС физические лица не выступают. Однако вспомним также, что плательщиками НДС признаются лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ. Согласно этому Кодексу лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов является он.

     В качестве декларанта имеют право  выступать:

     российское  лицо, которое заключило внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена; лицо, имеющее право владения и (или) право пользования товарами на территории РФ;

     иные  лица, выступающие в качестве, достаточном  в соответствии с гражданским  законодательством РФ и (или) с ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

     любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством  РФ распоряжаться товарами на территории РФ.

     Обратим внимание на отсутствие в этом перечне  указаний на то, что обязанные лица должны быть непременно лицами юридическими. Отсюда можно сделать обоснованный вывод: операции по перемещению товаров  через границу облагаются вне  зависимости от того, юридическим или физическим лицом является декларант.

     Как отмечалось в третьем параграфе  настоящей главы, организации и  предприниматели в установленных  случаях имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика  НДС, связанных с исчислением и уплатой налога. Однако в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров в РФ, освобождение ни при каких обстоятельствах не применяется.

     Каждому плательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика.

     Налогоплательщики, уплачивающие НДС в связи с  перемещением товаров через границу, несут обязанности, предусмотренные  не только налоговым, но и таможенным законодательством.

     В таможенном законодательстве вместо термина  «налогоплательщик» применяют термин «лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов». Этим лицом является непосредственно декларант. Если же декларирование производится таможенным брокером (представителем), ответственным за их уплату является он. При этом, если иное не предусмотрено ТК РФ, уплатить таможенные пошлины, налоги вправе любое заинтересованное лицо.

     Иными словами, как в налоговом, так  и в таможенном законодательстве предусмотрено право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах и таможенным законодательством. Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное им представлять его интересы в отношениях с налоговыми и таможенными органами. Не могут быть представителями должностные лица налоговых и таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

     Уполномоченный  представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности. Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

     Объект  налогообложения «таможенного» НДС — это факт перемещения товаров через границу. Из перечисленных в третьем параграфе настоящей главы четырех объектов нас здесь интересуют только первый и четвертый:

     реализация  товаров (работ, услуг) на территории РФ;

     ввоз  товаров в РФ.

     Ясно, что ввоз — это перемещение товаров через таможенную границу. Но вывоз товаров — это тоже их перемещение через границу. Однако ссылка на вывоз как объект обложения НДС отсутствует. Из этого вовсе не следует, что вывоз товаров не является объектом обложения и вывозимые из РФ товары не облагаются НДС.

     При вывозе также возникает объект обложения, но он завуалирован в таком объекте, как реализация товаров на территории РФ. Действительно, ст. 147 НК РФ содержит норму, согласно которой местом реализации товаров признается территория РФ, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на ее территории. Очевидно, что непременным условием вывоза товаров из РФ является их отгрузка или транспортировка. Отсюда следует, что вывоз товаров можно интерпретировать как их реализацию на территории РФ, а потому рассматривать как объект налогообложения НДС. Другое дело, что эта операция облагается по нулевой ставке. О природе такой ставки будет сказано далее.

     Объектом  «таможенного» НДС являются также  операции реализации работ и услуг на территории РФ. Работы и услуги также могут «перемешаться» через таможенную границу.

     Так, при реализации товаров на экспорт (кроме нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, экспортируемых в государства СНГ) осуществляются работы и услуги, непосредственно связанные с производством и реализацией этих товаров. Одновременно с товарами реализуются за рубеж и сопутствующие работы и услуги. Они также облагаются налогом и также по нулевой ставке. Облагаются работы и услуги, непосредственно связанные с транзитной перевозкой товаров через Россию, поскольку транспортируются товары на транспортных средствах, являющихся в соответствии с международным правом иностранной территорией.

     Территория  иностранных дипломатических и  приравненных к ним представительств, расположенных в РФ, также является суверенной территорией иностранных государств. Поэтому облагается реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования их дипломатического или административно-технического персонала, включая проживающих вместе с ними членов семей.

     НК  РФ содержит перечень операций, не подлежащих налогообложению. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ. Однако это положение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, аккредитованных в этом государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором РФ.

     Не  подлежит налогообложению реализация на территории РФ товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли.

     Не  подлежит налогообложению (освобождается  от налогообложения) ввоз на таможенную территорию РФ:

     товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) РФ, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ»;

     медицинских товаров отечественного и зарубежного  производства по перечню, утверждаемому  Правительством РФ, медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями  и учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, а также сырья и комплектующих изделий для их производства; материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством РФ);

     художественных  ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством РФ к особо  ценным объектам культурного и национального наследия народов РФ;

     всех  видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными  государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов;

     товаров, произведенных в результате хозяйственной  деятельности российских организаций  на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства  с правом землепользования РФ на основании международного договора;

     технологического  оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы организаций;

     необработанных  природных алмазов;

     товаров, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования их дипломатического и административно-технического персонала, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

     валюты  РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг — акций, облигаций, сертификатов, векселей;

     продукции морского промысла, выловленной и  переработанной рыбопромышленными  предприятиями РФ;

     судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;

     товаров, за исключением подакцизных (по перечню  Правительства РФ), перемещаемых через  границу РФ в рамках международного сотрудничества в области исследования и использования космоса, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов. Предметом налогообложения являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. При этом товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных со взиманием «таможенного» НДС, к товарам относится и иное имущество, определяемое ТК РФ.

     Предметом обложения НДС в отличие от акцизов и таможенных пошлин являются не только товары, но и работы и услуги.

     Налоговая база. В отличие от таможенных пошлин и акцизов, при исчислении которых применяются как адвалорные, так и специфические и комбинированные ставки, НДС взимается исключительно по адвалорным ставкам. Поэтому налоговой базой при исчислении НДС может быть только стоимостная характеристика перемещаемых товаров.

     Напомним, что вывоз товаров (работ, услуг) можно толковать как их реализацию на территории РФ, а потому налоговая  база НДС определяется на общих основаниях, рассмотренных в третьем параграфе  настоящей главы.

     При ввозе же товаров в РФ налоговая  база определяется как сумма:

     таможенной  стоимости этих товаров;

     подлежащей  уплате таможенной пошлины;

     подлежащих  уплате акцизов (по подакцизным товарам). Предусмотрены два исключения из этого правила:

     1) при ввозе в РФ продуктов переработки товаров, ранее вывезенных из РФ для переработки вне таможенной территории РФ, база определяется как стоимость такой переработки;

     2) если в соответствии с международным  договором РФ отменены таможенный  контроль и таможенное оформление ввозимых в РФ товаров, база определяется как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку указанных товаров до границы РФ, и подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).

     Налоговая база определяется отдельно по каждой группе ввозимых товаров одного наименования, вида и марки.

     Если  в составе одной партии ввозимых товаров присутствуют как подакцизные  товары, так и неподакцизные товары, база определяется отдельно в отношении  каждой группы указанных товаров. База определяется в аналогичном порядке, если в составе партии ввозимых товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных из РФ для переработки вне таможенной территории РФ. При определении налоговой базы выручка плательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБР на дату реализации товаров (работ, услуг).

     Напомним, что налоговый период — это  срок, в течение которого завершается  формирование налоговой базы, окончательно определяется размер налоговых обязательств. По НДС налоговый период установлен как квартал.

Информация о работе Таможенные пошлины и налоги как инструменты государственного регулирования ВЭД