Уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе я ставила задачу обобщения и систематизации правовых норм, касающихся налоговых правонарушений, предусмотренных различными отраслями правовой системы РФ.
Цель работы - рассмотреть совокупность норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 39.60 Кб (Скачать файл)

    г) Неисполнение банком решения о взыскании налога  или сбора, а также пени. Ответственность предусмотрена и за совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа (ст.135 НК РФ).

В ст.26 ФЗ « О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года в редакции от 3 февраля 1996 года закреплено правило, в соответствии с которым банки представляют справки об операциях и счетах своих клиентов налоговым органам. Ранее в законодательстве не содержалось нормы, гарантирующей исполнение данного требования банками. В 1999 году Налоговый кодекс был дополнен статьей об ответственности банков за непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов (ст. 1351 НК РФ).

По субъектному  составу можно выделить:

    1. правонарушения, совершаемые непосредственно налогоплательщиком либо его законным представителем (ст. ст. 116, 117, 118, 120, 121, 122, 124, 125, 127 НК РФ);
    2. правонарушения, совершаемые налоговыми агентами (ст. 122, 123, 125 НК РФ);
    3. правонарушения, совершаемые лицами, которые являются участниками процесса по делу о налоговом правонарушении (ст. 128, 129 НК РФ);
    4. правонарушения, совершаемые иными обязанными лицами (п. 3 ст. 119, ст. 127). Иное обязанное лицо как субъект налоговых правоотношений упоминается в ст. 58, 69, 70 и др. Кодекса. Исходя из толкования этих статей, под иным обязанным лицом следует понимать лицо (не налогоплательщика), к которому законодательством может быть обращено требование об уплате налога или сбора. Например, поручитель, который должен исполнить обязанность налогоплательщика по уплате налогов в полном объеме, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов и соответствующих пеней (ст. 74 НК РФ).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  ответственности  за совершение налоговых  правонарушений

2.1. Общая характеристика  видов ответственности  за совершение  налоговых правонарушений

Нарушения законодательства о налогах и сборах могут служить  основаниями для привлечения  физического либо юридического лица к различным видам правовой ответственности. Российское законодательство предусматривает  финансовую, в том числе налоговую, административную, уголовную и дисциплинарную ответственность налогоплательщиков (плательщиков сборов) за совершенные  ими налоговые правонарушения. Финансовая ответственность выражается в разных формах денежных взысканий, среди которых  важное место занимают финансовые санкции.

Финансовые санкции -  это меры экономического воздействия, применяемые уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами к юридическим лицам за нарушение договорных обязательств, кредитной, расчетной, бюджетной, финансовой дисциплины и за ряд других нарушений. Кроме того, финансовые санкции применяются при несоблюдении порядка ведения кассовых операций в РФ предприятиями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, правил применения контрольно-кассовых машин и в других случаях.

Налоговая ответственность является разновидностью финансовой ответственности, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, а налоговая санкция является мерой ответственности за совершение указанного деяния. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в определенных размерах, зависящих от вида нарушения законодательства о налогах и сборах.

Административная  ответственность. Под административной ответственностью как вида юридической ответственности следует понимать применение в установленном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к нарушителям законодательства о налогах и сборах мер административного воздействия. Следовательно, объективную сторону состава административного правонарушения составляют действия, которые привели к нарушению указанного законодательства. Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в Налоговом кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях РФ, Законе «О налоговых органах Российской Федерации», а также в других законодательных и нормативных актах.

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется за наиболее опасные преступления, а именно за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Налоговая ответственность  за совершение  налогового правонарушения

Налоговым законодательством  выделяют особый вид юридической  ответственности за правонарушения связанные с отношениями в  области уплаты налогов и сборов.

Юридическая ответственность  за нарушение налогового законодательства  - это комплекс принудительных мер  воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в  качестве наказания в установленном  законом случаях и порядке.

      Налоговая ответственность -  это «обязанность лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного принуждения, предусмотренные санкциями в НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и принимаемые компетентными органами в установленном процессуальном порядке»2.

      Признаки  налоговой ответственности:

    1. Материальные признаки (характеризуют налоговую ответственность в качестве охранительного налогового правонарушения: механизм, виды и меры принуждения);
    2. Процессуальные признаки (характеризуют механизм реализации материального налогового правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонарушении, которое осуществляется компетентными органами согласно НК РФ);
    3. Функциональные признаки (отражают целенаправленность существования и применение налоговой ответственности).

      Принципы  налоговой ответственности:

    1. Принцип законности;
    2. Принцип однократности привлечения к налоговой ответственности;
    3. Принцип соответствия налоговой ответственности с другими видами ответственности;
    4. Принцип разграничения налоговой санкции и налоговой обязанности (п.5 ст.108 НК РФ);
    5. Презумпция невиновности.

      В качестве меры ответственности за налоговые  правонарушения Налоговый кодекс РФ называет налоговую санкцию, которая  устанавливается и применяется  только в форме штрафа. Таким образом, налоговое правонарушение в отличие  от административного проступка  не может повлечь применения таких  мер ответственности, как предупреждение, конфискация, исправительные работы и  т. д.

      Указанный штраф представляет собой денежное взыскание в доход государства, назначаемое в пределах, предусмотренных  Налоговым кодексом РФ.

      Размеры штрафа определяются в статьях Налогового кодекса РФ либо в твердой сумме (например, в ст. 126 НК РФ — 50 рублей, в ст. 116 НК РФ — 5000 рублей), либо в  процентах от определенной величины (в ст. 122 НК РФ — от неуплаченной суммы налога, в ст. 117 НК РФ — от доходов, полученных за время уклонения  налогоплательщика от постановки на налоговый учет).

Сумма штрафа, присужденного  налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, повлекшее задолженность  по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика  сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих  пеней, в очередности, установленной  гражданским законодательством  Российской Федерации.

При совершении одним лицом двух и более налоговых  правонарушений налоговые санкции  взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более  строгой.

Налоговые санкции  взыскиваются с налогоплательщиков как в судебном порядке (если больше 5 тыс. рублей) так и по решению  руководителя налогового органа (зависит  от величины штрафа).

Если налогоплательщик не уплатил штраф добровольно  и в срок, налоговый орган подает иск в арбитражный суд или  суд общей юрисдикции о взыскании  суммы штрафа. 
 
 
 
 
 
 

2.3. Административная  ответственность  за налоговые правонарушения

    В соответствии с Законом РФ «О налоговых  органах РФ» налоговым органам  предоставлено право привлекать к административной ответственности в виде взыскания штрафа за нарушения законодательства о налогах и сборах помимо тех, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

    Административная  ответственность – это «вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение»3.

    Основные  характеристики административной ответственности:

    1. Устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.
    2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
  1. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.
  1. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.
  2. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.
  3. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.
  4. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

2.4.Уголовная  ответственность  за нарушение законодательства  о налогах и  сборах

    В настоящее время УК РФ содержит несколько  статей, предусматривающих уголовную  ответственность за налоговые правонарушения, а именно ст. 198, 199 и 194, а также  ст. 171, 172, 173,174 и др., но они связаны  с нарушениями налогового законодательства в опосредованной форме.

    Уголовная ответственность – это «предусмотренное уголовно–правовой нормой и примененное к лицу вступившим в законную силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление»4.

Уголовная ответственность, в том числе и за нарушения  законодательства о налогах и  сборах, характеризуется следующими специфическими чертами:

1) субъектами уголовной ответственности являются только граждане;

2) уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке;

3) уголовная ответственность вытекает из норм уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права;

4) она применяется за наиболее опасные общественные деяния -  преступления.

Статья 198 УК РФ «Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные  внебюджетные фонды»

Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, в процессе уплаты налогов физическими лицами.

Объективная сторона  преступления выражается в непредставлении  декларации о доходах (бездействие) или включении в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или  расходах (действии), а также в  уклонении от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.

Субъектом преступления может быть только физическое лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) - налогоплательщик, обязанный подавать декларацию о  доходах.

Субъективная  сторона преступления характеризуется  прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что, не представляя или искажая декларацию, уклоняясь от уплаты страховых взносов, оно тем самым причиняет вред в виде неуплаты налогов в бюджет или взносов во внебюджетные фонды  и желает его причинить.

Данное деяние, совершенное в крупных размерах, под которыми понимаются суммы неуплаченного  налога, превышающие 200 МРОТ, влечет за собой наложение штрафа в размере от 200 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, совершенное в особо крупных  размерах, под которым понимаются суммы неуплаченного налога, превышающие 500 МРОТ, или лицом, ранее судимым  за преступления, предусмотренные данной статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ или ранее действующими ст. 166-2, наказывается: штрафом в размере  от 500 до 1000 МРОТ или в размере  заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до одного года; либо лишением свободы на срок до 5 лет.

Информация о работе Уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений