Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 08:28, контрольная работа
Налоги – основной источник формирования доходов государства, важнейший элемент экономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Функции налогов………………………………………………………….......3
2. Особенности норм налогового права………………………………………8
3.Решение задачи……………………………………………………………….13
4. Список использованной литературы……………………………………...14
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Функции налогов………………………………………
2. Особенности норм налогового права………………………………………8
3.Решение задачи……………………………………
4. Список использованной литературы……………………………………...14
Введение
Налоги – основной источник
формирования доходов государства, важнейший
элемент экономической политики государства.
Поэтому оно уделяет особое внимание правовым
основам налогообложения. Они представляют
собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
В Конституции Российской Федерации определено,
что каждый обязан законно платить установленные
налоги и сборы. Законы, устанавливающие
новые налоги или ухудшающие положение
налогоплательщиков, обратной силы не
имеют.
В совместном ведении Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации находится
установление общих принципов налогообложения
и сборов в Российской Федерации.
Основным законодательным документом
по налогам и сборам в Российской Федерации
является Налоговый кодекс Российской
Федерации (НК РФ).
Выполнение его требований обязательно для
налогоплательщиков, нарушение каких-либо
положений указанных в Налоговом кодексе
Российской Федерации есть серьезное
противозаконное действие наказуемое
в административном или уголовном порядке.
Существует также целый перечень документов
по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих
Налоговый кодекс Российской Федерации.
К таким документам можно отнести Постановление
Правительства Российской Федерации,
касающееся вопросов налогообложения,
Инструкции, Методические рекомендации
Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам и другие документы.
1. Основные функции налогов
Функции налогообложения
- это проявление его сущности и
свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно
реализуется их социальное назначение
как инструмента стоимостного распределения
и перераспределения доходов государства.
На практическом уровне налогообложение
выполняет несколько функций, в каждой
из которых реализуется то или иное назначение
налогов. Взаимодействуя между собой,
эти функции образуют систему.
Рассматривая современную систему налогообложения,
разные авторы выделяют разные функции
налогов.
К числу основных функций налогов относятся:
фискальная; распределительная(
Фискальная
функция: фиск (от латинского fiscus - корзина)
в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., -
единый общегосударственный центр Римской
империи, куда стекались все виды доходов,
налогов и сборов, производились государственные
расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение
термином "фиск" государственной
казны). Фискальная функция является основной
функцией налогообложения. Посредством
данной функции реализуется главное предназначение
налогов: формирование и мобилизация финансовых
ресурсов государства, а также аккумулирование
в бюджете средств для выполнения общегосударственных
или целевых государственных программ.
Все остальные функции налогообложения
можно назвать производными от фискальной.
Распределительная
функция: распределительная (или как её
ещё называют — перераспределительная)
(социальная) функция налогов состоит
в перераспределении общественных доходов
между различными категориями населения.
Смысл функции в том, что происходит передача
средств в пользу более слабых и незащищенных
категорий граждан за счет возложения
налогового бремени на более сильные категории
населения. Результатом этого является
изъятие части дохода у одних и передача
ее другим. Примером реализации фискально-распределительной
функции могут служить акцизы, устанавливаемые,
как правило, на отдельные виды товаров,
в первую очередь, на предметы роскоши,
а также механизмы прогрессивного налогообложения.
Посредством
налогов в государственном бюджете концентрируются
средства, направляемые затем на решение
народнохозяйственных проблем, как производственных,
так и социальных, финансирование крупных
межотраслевых, комплексных целевых программ
- научно-технических, экономических и
др. С помощью налогов государство перераспределяет
часть прибыли предприятий и предпринимателей,
доходов граждан, направляя ее на развитие
производственной и социальной инфраструктуры,
на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие
отрасли с длительными сроками окупаемости
затрат: железные дороги и автострады,
добывающие отрасли, электростанции и
др. Перераспределительная функция налоговой
системы носит ярко выраженный социальный
характер. Соответствующим образом построенная
налоговая система позволяет придать
рыночной экономике социальную направленность,
как это сделано в Германии, Швеции, многих
других странах. Это достигается путем
установления прогрессивных ставок налогообложения,
направления значительной части бюджета
средств на социальные нужды населения,
полного или частичного освобождения
от налогов граждан, нуждающихся в социальной
защите.
Регулирующая функция. С развитием экономической
системы возникла необходимость определённого
корректирующего воздействия государства
на макроэкономические параметры, что
породило регулирующую (или распределительную)
функцию налогов. Чтобы понять регулирующую
функцию налогов, обратимся к тому, как
происходит государственное регулирование
экономики. Оно осуществляется в двух основных
направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит главным образом
в определении "правил игры", то есть
разработка законов, нормативных актов,
определяющих взаимоотношения действующих
на рынке лиц, прежде всего предпринимателей,
работодателей и наемных рабочих. К ним
относятся законы, постановления, инструкции
государственных органов, регулирующие
взаимоотношение товаропроизводителей,
продавцов и покупателей, деятельность
банков, товарных и фондовых бирж, а также
бирж труда, торговых домов, устанавливающие
порядок проведения аукционов, ярмарок,
правила обращения ценных бумаг и т.п.
Это направление государственного регулирования
рынка непосредственно с налогами не связано;
- регулирование развития народного хозяйства,
общественного производства в условиях,
когда основным объективным экономическим
законом, действующим в обществе, является
закон стоимости. Здесь речь идет главным
образом о финансово-экономических методах
воздействия государства на интересы
людей, предпринимателей с целью направления
их деятельности в нужном, выгодном обществу
направлении.
Таким образом, развитие рыночной экономики
регулируется финансово-экономическими
методами - путем применения отлаженной
системы налогообложения, маневрирования
ссудным капиталом и процентными ставками,
выделения из бюджета капитальных вложений
и дотаций, государственных закупок и
осуществления народнохозяйственных
программ и т.п. Центральное место в этом
комплексе экономических методов занимают
налоги.
Маневрируя
налоговыми ставками, льготами и штрафами,
изменяя условия налогообложения, вводя
одни и отменяя другие налоги, государство
создает условия для ускоренного развития
определенных отраслей и производств,
способствует решению актуальных для
общества проблем.
Посредством регулирующей функции обеспечивается
перераспределение через государственный
бюджет части доходов фирм, домохозяйств,
отраслей, регионов.
Налоговое регулирование
стало активно практиковаться, начиная
с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской
экономической политики.
Регулирующая функция осуществляется
через установление налогов и дифференциацию
налоговых ставок. Налоговое регулирование
оказывает стимулирующее или сдерживающее
влияние на производство, инвестиции и
платежеспособный спрос населения. Так,
общее понижение налогов ведет к увеличению
чистых прибылей, стимулирует хозяйственную
деятельность, инвестиции и занятость.
Повышение же налогов - обычный способ
борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.
Налоговое регулирование играет значительную
роль и во внешнеэкономической деятельности.
Изменение таможенных пошлин существенно
влияет на внешнеторговый оборот.
По мнению, крупного английского экономиста
Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе
исключительно для регулирования экономических
отношений.
Регулирующая функция
направлена на достижение посредством
налоговых механизмов тех или иных задач
налоговой политики государства. Эта функция
имеет три подфункции: стимулирующую,
дестимулирующую и воспроизводственную.
Стимулирующая подфункция
направлена на поддержку развития тех
или иных экономических процессов. Они
реализуются через систему льгот и освобождений
от налогов. Нынешняя система налогообложения
представляет широкий набор налоговых
льгот малым предприятиям, предприятиям
инвалидов, сельскохозяйственным производителям,
организациям, осуществляющим капитальные
вложения в производство и благотворительную
деятельность, и т.д.
Стимулирующее воздействие налогов реализуется
через систему выборочных льгот, исключений,
преференций при сохранении общих основ
и структуры налогового законодательства.
Такие льготы предоставляются, как правило,
с условием их целевого использования
налогоплательщиками в соответствии с
экономической политикой государства.
Налоговые льготы используются и для смягчения
социального неравенства. Таким образом,
через регулирующую функцию проявляется
социальная функция налогов. Ее суть состоит
в перераспределении доходов и богатства
в обществе. Социальная функция предназначена
обеспечивать и защищать конституционные
права граждан. К числу конкретных механизмов
реализации этой функции относятся: единый
социальный налог, стандартные налоговые
вычеты, профессиональные налоговые вычеты
и др. показатели.
Посредством прогрессивного налогообложения
изменяется соотношение между доходами
отдельных социальных групп, тем самым
сглаживается неравенство между ними
и поддерживается социальный консенсус.
Реализуется социальная функция налогов
через установление необлагаемого минимума
доходов, предоставление льгот и скидок
по налогам отдельным слоям и группам
населения (многодетным семьям, пенсионерам,
инвалидам и некоторым другим категориям
граждан).
Дестимулирующая подфункция, напротив,
направлена на установление через налоговое
бремя препятствий для развития каких-либо
экономических процессов. Это осуществляется
путем введения повышенных ставок налогов
(так, для казино до 2001 года была установлена
ставка налога на прибыль в размере 90%),
установления налога на вывоз капитала,
повышенных таможенных пошлин, налога
на имущество, акцизов и других.
Воспроизводственная подфункция предназначена
для аккумуляции средств на восстановление
используемых ресурсов. Эту подфункцию
выполняют отчисления на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, плата за воду.
Нужно отметить, что налоговое стимулирование
инвестиций, сельского хозяйства и других
отраслей народного хозяйства в отрыве
от прочих экономических факторов не приносит
желаемого результата, поскольку инвестиционные
процессы обусловлены не налоговыми льготами,
а потребностями развития производства
и расширения бизнеса.
В то же время регулирующая функция налогов
действует сразу и непосредственно при
дестимулирующем налоговом подходе. Создание
непомерного налогового бремени практически
всегда влечет спад производства из-за
потери его эффективности. Так, например,
непомерный налоговый гнет на российское
крестьянство в 30-х годах XX века (под видом
классовой борьбы с кулачеством) привел
к его ликвидации за несколько лет. В наше
время введение 70%-ного налога на прибыль
от деятельности, связанной с видео показом,
привело к исчезновению видеосалонов,
пользовавшихся большой популярностью
у населения в конце 80-х - начале 90-х годов.
Дестимулирование импорта путем установления
повышенных пошлин (политика протекционизма)
также влечет за собой резкое сокращение
ввоза тех или иных товаров.
Контрольная функция. Через налоги государство
осуществляет контроль над финансово-хозяйственной
деятельностью организаций и граждан,
а также за источниками доходов и расходами.
Путем денежной оценки сумм налогов возможно
количественное сопоставление показателей
доходов с потребностями государства
в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной
функции оценивается эффективность налоговой
системы, обеспечивается контроль за видами
деятельности и финансовыми потоками.
Через контрольную функцию налогообложения
выявляется необходимость внесения изменений
в налоговую систему и бюджетную политику
государства.
Поощрительная функция.
Порядок налогообложения может отражать
признание государством особых заслуг
определенных категорий граждан перед
обществом (предоставление налоговых
льгот участникам ВОВ, Героям Советского
Союза, Героям России и другие). Эта функция
представляет собой приспосабливание
налоговых механизмов для реализации
социальной политики государства. Из налогооблагаемого
дохода физических лиц делаются вычеты
на содержание детей и иждивенцев, в связи
со строительством или приобретением
жилья, осуществлением благотворительной
деятельности. Согласно части второй Налогового
кодекса РФ налогооблагаемый доход будет
снижаться в связи с другими социальными
расходами: платным обучением детей, покупкой
лекарств.
Функции налогов неразрывно связаны друг
с другом. Так, например, реализация фискальной
функции позволяет удовлетворять общественные
(коллективные) потребности. Посредством
регулирующей и социальной функций создаются
противовесы излишнему фискальному бремени,
то есть формируются социально-экономические
механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных,
личных и государственных экономических
интересов.
В настоящее время налоговой системе России
присущ преимущественно фискальный характер,
что затрудняет реализацию заложенного
в налоге стимулирующего и регулирующего
начала.
Суть фискальной функции заключается
в обеспечении поступления необходимых
средств в бюджеты разных уровней для
покрытия государственных расходов. Во
всех государствах, при всех общественных
формациях налоги в первую очередь выполняли
фискальную функцию, т.е. обеспечивали
финансирование общественных расходов,
в первую очередь расходов государства.
Однако это не означает, что стимулирующая
и регулирующая функции менее важны.
Выполнение регулирующей и стимулирующей
функций достигается путём участия государства
в воспроизводственном процессе, но не
в форме прямого директивного вмешательства,
а путём управления потоками инвестиций
в отдельные отрасли, усиления или ослабления
процессов накопления капитала в различных
сферах экономики, расширения или уменьшения
платёжеспособного спроса населения. Однако
между стимулирующей и регулирующей функциями
налогов есть различия. Если регулирующее
действие ориентировано на отраслевой
и народнохозяйственный уровень, т.е. на
макроэкономические процессы и пропорции,
то стимулирующая роль более приближена
к микроэкономике и учитывает интересы
конкретного хозяйствующего субъекта.
Регулирующая и стимулирующая роль налогов
проявляется путём влияния на спрос и
предложение, инвестиции и сбережения,
масштабы и темпы роста производства в
целом и отдельных отраслях экономики.
Это воздействие достигается через изменения
размеров ставок налогов, применение льгот
и санкций, налоговых кредитов и отсрочек
платежей, а также другие.
Первичным элементом
механизма налогово-правового
Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие налоговые правоотношения, за нарушения которых (правовых норм) предусмотрены меры государственного принуждения.
Источниками объективации норм налогового права являются нормативные правовые акты и судебные прецеденты.
Нормы налогового права обладают следующими признаками:
> нормы налогового права есть правила поведения, гарантированные государством;
> они возлагают на
участников отношений
> эти нормы имеют общеобязательный характер, т. е. обращены ко всем участникам регулируемых ими общественных отношений, а не к конкретным индивидам;
> налоговая норма
всегда выражена либо в
Кроме того:
– налоговые нормы, являясь разновидностью финансово-правовых норм, прежде всего являются средством реализации публичных, а не частных интересов.
– нормы налогового права почти не имеют своего прототипа в общественной жизни,
– нормы налогового права отличаются от других норм в системе права своей нестабильностью, динамичностью.
– нормы налогового права являются обязывающими, т. е. регулируют отношения, главным образом, через установление обязанностей для субъектов налогового права.
– среди норм налогового права имеются и управомочивающие,
– регулируют не все, а только те отношения, которые возникают по поводу собирания государством и муниципальными образованиями денежных средств,
– нормы налогового права регулируют отношения с участием весьма специфичного круга субъектов.
Нормы налогового права имеют структуру, в которой выделяются:
– гипотеза,
– диспозиция,
– санкция.
Во-первых, санкции норм налогового права имеют денежный характер. Ими предусматривается пеня и штраф. Во-вторых, санкции норм налогового права имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пеня, а к карательным штрафным санкциям – штраф, а в некоторых случаях и пеня. В-третьих, чаще всего правовосстановительные и карательные санкции норм налогового права применяются одновременно. В-четвертых, денежные средства, получаемые в результате применения санкций норм налогового права зачисляются в бюджеты (государственные и муниципальные), в государственные внебюджетные фонды.
Норма налогового права не тождественна статье акта налогового права. Как правило, все элементы, из которых состоит норма, содержатся не в одной статье акта налогового права, а размещаются в разных статьях.
Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формулировке опущена, но подразумевается) и диспозицию налоговой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой налоговой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.
Нормы налогового права
весьма многообразны, что отражает
сложный и комплексный характер
налогово-правового
Их можно классифицировать:
1. В зависимости от функций, выполняемых налоговым правом, его нормы могут быть подразделены на регулятивные и охранительные.
К регулятивным нормам относятся
те, которые непосредственно
– обязывающие – устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия;
– управомочивающие – предусматривают возможность субъекта действовать в рамках требований налоговой нормы, но по своему усмотрению;
– запрещающие – устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в этой норме.
К охранительным нормам налогового права относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за налоговые правонарушения, а также за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
2. В зависимости от операции, которую они выполняют в процессе правового регулирования – специализированные нормы:
– общие (общезакрепительные) – фиксируют определенные элементы регулируемых отношений;
– оперативные – определяют вступление в силу налогово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т. д.;
– коллизионные – указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив);
– нормы-дефиниции – закрепляют признаки финансово-правовой категории;
– нормы-принципы – определяют основные начала законодательства о налогах и сборах.
3. По объему действия на общие и специальные.
Общие нормы распространяются на целый ряд тех или иных отношений, а специальные – на определенный вид отношений в пределах данного рода.
4. По территории действия различают налоговые нормы, охватывающие:
– всю территорию Российской Федерации;
– территорию соответствующего субъекта РФ;
– территорию соответствующего муниципального образования.
Соответственно, первые содержатся в нормативных правовых актах органов власти федерального уровня, вторые – в нормативных правовых актах субъектов Федерации, а третьи – в нормативных правовых актах муниципальных образований.
Также нормы налогового права подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы налогового права устанавливают объекты налогообложения, налоговые ставки, льготы по отдельным видам налогов, общие требования к реализации норм налогового права и т. д.
Процессуальные нормы налогового права устанавливают порядок реализации материальных норм.
К примеру, процессуальными являются налоговые нормы, определяющие порядок принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля.
В механизме правового регулирования налоговых отношений нормы-принципы и нормы-дефиниции выступают нормами общего содержания. Они устанавливают общие определения для налогового права либо исходные начала (принципы) налогообложения соответственно.
Нормы-дефиниции и нормы-принципы не формулируют деталей налогово-правового регулирования, а содержащиеся в них правила поведения не находят четкого выражения в налогово-правовом акте. Это нормы, которые определяют правовые принципы, понятия, категории, имеющие юридическое значение. Поэтому их обязательно следует учитывать при применении любых соответствующих им конкретных норм налогового права. Правило поведения в такой норме выражено в самых общих чертах и может быть выведено лишь после соответствующего анализа.
Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового права и формирующее различные подходы к их толкованию, разрешению коллизий и восполнению пробелов.
Нормы принципы обладают
значительной спецификой в структуре
механизма налогово-правового
Нормы-принципы носят абстрактно-обобщающий характер. Они регулируют ключевые аспекты налоговой сферы и представляют собой обобщающие правовые категории. Также они конкретизируются посредством иных правовых норм. Именно эта особенность норм-принципов налогового права делает их незаменимыми при толковании иных правовых норм законодательства о налогах и сборах и разрешении коллизионных ситуаций в сфере налогообложения.
Нормы-принципы имеют стабильный характер, обладают устойчивостью, что позволяет им выполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.
В НК РФ нормы-дефиниции содержатся в основном в ст. 11, однако используемые в законодательстве о налогах и сборах понятия и термины не ограничиваются приведенными в указанной статье. Одной из задач части 1 НК РФ является формирование понятийного аппарата налогового законодательства, поэтому термины и понятия определены и в соответствующих статьях первой части.
Статья 11 НК РФ предусматривает следующие способы формирования понятийно-терминологического аппарата:
– использование в НК РФ понятий и терминов, ранее определенных в других отраслях законодательства в том значении, в каком они применяются в этих отраслях. Часть 1 ст. 11 НК РФ содержит положение о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено в НК РФ.
– использование специфических понятий и терминов законодательства о налогах и сборах в значениях, определяемых в НК РФ. Такие понятия, как «налогоплательщик», «объект налогообложения», «налогооблагаемая база» и др., должны иметь единообразное определение, которое следует закреплять именно в НК РФ и распространять на все принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые правоотношения.
Задача
. В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган сделал выводы об экономической неоправданности расходов организации – налогоплательщика, учитываемым в целях главы 25 НК РФ, а именно, расходов на услуги юриста, поскольку в штате организации есть собственная юридическая служба. Результатом данной проверки явилось доначисление налога на прибыль и привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
Правомерно ли решение налогового органа? Какую позицию при решении данного вопроса занимают арбитражные суды?