Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 00:34, реферат

Краткое описание

Под налоговой системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

Вложенные файлы: 1 файл

nalogi.docx

— 29.71 Кб (Скачать файл)

ХАРАКТЕРИСТИКА  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Под налоговой  системой государства понимается совокупность налогов, сборов, пошлин, установленных  на его территории и взимаемых  с целью создания централизованного  общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

С помощью налоговой системы  государство реализует свои функции  по управлению (регулированию, распределению  и перераспределению) финансовыми  потоками в государстве и в  более широком смысле экономикой страны вообще. Наличие собственной, независимой от других государств налоговой  системы является одним из признаков  суверенного государства.

В настоящее время в  республике практически создана  систематизированная нормативно-методическая база налогообложения, позволяющая  налогоплательщику найти ответы на любые вопросы, возникающие при  исполнении им налоговых обязательств.

С 1 января 2004 года вступила в  силу Общая часть Налогового кодекса  Республики Беларусь, которая составляет основу налоговой системы Республики Беларусь [2,c.30].

В настоящее время в  экономической литературе принято  выделять следующие принципы построения налоговой системы.

Экономическая эффективность. Налоговая система не должна противоречить  интересам стабильной и самовозрастающей экономики.

Простота налогообложения. Налоговые законы должны быть по возможности простыми, а процедура взимания налогов относительно дешёвой.

Гибкость. Налоговая система должна быть в состоянии реагировать на экономическую конъюнктуру без внесения изменений в налоговое законодательство.

Определённость. Плательщики должны знать, какие, когда и на каких условиях они будут платить налоги в течение определённого периода времени в будущем.

Справедливость. Налоговая система должна обеспечить справедливый подход ко всем налогоплательщикам [3,c.40].

 

Основные функции  налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.

2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

4. Стимулирующая- тесно связана с созданием условий для экономического роста.

Элементами налоговой  системы являются налоги и сборы, как основа налоговой системы. Сюда можно отнести:

- виды налогов;

- субъект налога;

- предмет и объект налогообложения;

- источники выплаты налоговых  платежей;

- ставка налога;

- база налогообложения;

- методы налогообложения;

- налоговые льготы;

- налоговый и отчетный  периоды;

- санкции;

- порядок уплаты и сроки  перечисления налоговых платежей  и предоставления отчетов в  государственную инспекцию;

налоговое законодательство;

налоговые службы [5,c.38].

Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный или внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости от формы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог; налог на прибыль. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, акцизы и другие налоги).

По значимости различают общегосударственные и местные налоги. Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральных органов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местный бюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местных бюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категории регулирующих доходов.

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

По принципам  построения выделяют следующие налоги:

прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастает доход;

регрессивный налог характеризуется  взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е. такой налог  возрастает медленнее, чем доход;

пропорциональный налог  забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов  любой величины).

Субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством  обязано платить налог.

Юридические лица, подлежащие налогообложению:

1) юридические лица Республики  Беларусь;

2) иностранные юридические  лица и международные организации;

3) простые товарищества (участники  договора о совместной деятельности);

4) хозяйственные группы.

Физические лица, подлежащие налогообложению:

1) граждане Республики  Беларусь;

2) граждане либо подданные  иностранного государства;

3) лица без гражданства  (подданства)».

Объект налога - то, что  подлежит налогообложению:

доход;

имущество (земля, капитал, прочая недвижимость, предметы роскоши);

передача имущества (наследство и дарение, сделки купли-продажи, займа  и др.);

потребление (акцизы, налог  с продаж, налог на добавленную  стоимость);

ввоз и вывоз товаров (пошлины на экспортные и импортные  товары).

Предметом налогообложения  признается экономическая и неэкономическая  деятельность. Под экономической деятельностью понимается всякая деятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а также любая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов (прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельности можно определить основные виды:

производственная  деятельность;

коммерческая деятельность;

финансовая деятельность.

Производственная деятельность связана с производством продукции, товаров, услуг, работ, подлежащих последующей  реализации потребителям (покупателям). В основе коммерческой деятельности лежат товарно-денежные и торгово-обменные операции.

Финансовая деятельность связана с получением доходов  от оказания всевозможных финансовых услуг.

Разновидностью производственной, коммерческой и финансовой деятельности является предпринимательская деятельность, которая представляет собой самостоятельную, инициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного  дохода и осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск, под  свою имущественную ответственность.

Субъектами экономической  деятельности и носителями налогов  выступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без  образования юридического лица.

Источники уплаты налога - доход  субъекта (заработная плата, прибыль, доходы, проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектом обложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях - нет (доходы юридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержек обращения или цены реализованных товаров и услуг) [6,c.35].

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или  иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая база устанавливается  применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых  начислений на единицу измерения  налоговой базы, если иное не установлено  настоящим Кодексом. Налоговые ставки устанавливаются применительно  к каждому налогу, сбору (пошлине)

В теории и практике налогов  большое значение имеют методы построения налоговых ставок, среди которых  выделяются:

• твердые ставки - определяются в абсолютной сумме (например, ставка с кубического сантиметра);

• пропорциональные ставки - устанавливаются в процентах  к облагаемому доходу, обороту  либо стоимости имущества (например, ставки по налогу на имущество предприятия, налогу на прибыль);

• прогрессивные ставки - увеличиваются с ростом объекта  облагаемого дохода по действующей  шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой  прогрессии ставка налога растет и  распространяется на всю сумму облагаемого  налога; при сложной - объект обложения  делится на части, каждая из которых  облагается своей ставкой, то есть повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень. Сложная прогрессия более  выгодна плательщику, поскольку  обеспечивает ему низкое обложение, при простой же прогрессии весь доход  подлежит обложению высокой ставкой;

• регрессивные ставки - понижаются по мере роста объекта налога и  устанавливаются обычно не в процентах, а в абсолютных суммах.

Начисление налогов может производиться двумя методами:

некумулятивным, когда налоговая  база облагается по частям без нарастающего итога;

кумулятивным, при котором  исчисление налога производится нарастающим  итогом с начала года (НДС, налог  на прибыль) [6,c.40].

Налоговые льготы - это определенная часть объекта, изъятая из-под  обложения. Налоговые льготы имеют  большое стимулирующее значение для развития экономики, приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют производство.

Согласно Налоговому кодексу  «налоговыми льготами признаются предоставляемые  отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством  преимущества по сравнению с другими  плательщиками, включая возможность  не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы устанавливаются  в виде:

• освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

• дополнительных по отношению  к учитываемым налогам при  определении (исчислении) скидок, уменьшающих  налоговую базу либо сумму налогов, сбора (пошлины);

• пониженных по сравнению  с обычными налоговых ставок;

• в ином виде, установленном  Президентом Республики Беларусь.

Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом  Республики Беларусь и Кодексом. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются  в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Местные

Налоговый период – календарный  год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному  налогу, сбору (пошлине), по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого  налога, сбора (пошлины). Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов [7,c.71].

Уплата налогов может осуществляться тремя способами:

по декларации (расчетам по налогам), когда налогоплательщик обязан в установленный срок представить в налоговый орган отчет о своих налоговых обязательствах (подоходный налог, НДС, налог на прибыль и др.). В данном случае плательщик уплачивает налог самостоятельно, а если в ходе проведения документальной проверки налоговым органом будут установлены расхождения деклараций с данными бухгалтерского учета, то к плательщику будут применены финансовые и штрафные санкции;

по источникам дохода, когда налог удерживается лицом, выплачивающим доход его собственнику (дивиденды);

при помощи кадастрового способа, который предусматривает уплату налога в соответствии с установленной классификацией объектов налогообложения по определенным признакам (земельный налог в соответствии с кадастровой оценкой земли).

В составе элементов налогового регулирования экономики немаловажное значение придается установлению обоснованных сроков уплаты налогов. Сроки уплаты налогов могут быть едиными и дифференцированными в зависимости от размеров платежей.

Сроки уплаты налогов, сборов (пошлин) устанавливаются Налоговым  кодексом. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится разовой уплатой всей причитающейся суммы налога, сбора. Уплата налогов, сборов (пошлин) производится в наличном или безналичном порядке  в белорусских рублях, если иное не установлено Кодексом или иными  законодательными актами.

Информация о работе Характеристика налоговой системы Республики Беларусь