Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2015 в 23:03, реферат
Любому государству для реализации своих функций необходимы фонды денежных средств, основным источником формирования которых могут быть только средства, которые государство собирает со своих подданных посредством установления и взимания обязательных платежей в казну с граждан и организаций. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства.
Стр.
Введение
3
1. Понятие налоговой системы
5
2. Функции и принципы налоговой системы России
8
3. Элементы российской налоговой системы
11
Заключение
16
Список используемой литературы
Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.1315
Кроме того,
необходимо учесть понятие
НК РФ устанавливается трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы подразделены на федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.116
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.217
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.13 К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.318
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.1 К местным налогам относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц.419
Так же налоги разделяют на прямые и косвенные.
Прямые — налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.
Косвенные — налог на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Классификация налогов по налогоплательщикам включает, как правило, три группы налогов: с организаций (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т.д.); с физических лиц (налог на доходы физических лиц и т.д.); с организаций и физических лиц (транспортный налог, госпошлина и т.д.).
Группировка налогов по объекту обложения также нередко используется в научных изданиях. Она отражает деление налогов на налоги на доходы, имущество, действия (финансовые операции, обороты, хозяйственные активы), ресурсы (их использование).1220
Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить свои налоги.
Основные налоги, собираемые на территории России относятся:
1.Подоходный налог с
2.Налог на прибыль
3.Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично — их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями.
4.Поимущественные налоги — это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.
5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя. В России используется несколько упрощенная, так называемая косвенная модель исчисления добавленной стоимости, т.е. не прямо с величины добавленной стоимости, рассчитать которую непросто, а исходя из величины реализации произведенной продукции за минусом закупленных сырья, материалов, полуфабрикатов и т.д.
Важным элементом налоговой системы является налоговый контроль - специализированный финансовый контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами, проводимый посредством налоговых проверок; получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учета и отчетности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли) и в иных формах, предусмотренных НК РФ21.
Таким образом, в рамках российской налоговой системы активно задействуются как основные известные мировой практике косвенные налоги (НДС, акцизы), так и группа прямых налогов (на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц). При этом основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов - прямые.
Заключение.
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Налоги обеспечивают государство денежными ресурсами, необходимыми для развития общественного сектора страны. Государство перераспределяет собранные в бюджетах налоговые поступления (доходы) в пользу требующих финансирования программ.
В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На мой взгляд, понятие «налоговая система» включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с налогообложением.
Список использованной литературы
1.Налоговый Кодекс Российской Федерации (первая, вторая часть). - 1998. - №146-ФЗ (ред. от 03.12.2012).
2.Брызгалин А.В. Система налогов и сборов в РФ. Установление, введение и отмена налогов // Финансовое право РФ: Учебник. 4-е изд. М.: Юристъ, 2009.
3.Гиниятуллин Ф.К. Налоговая система: исторический аспект (отечественный опыт) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2010. - № 25. – С. 79-84.
4.Гуров А.А. Анализ понятия «налоговая система Российской Федерации» // Российский следователь. - 2009. - №20. – С.29-36.
5.Дуканич Л.В., Налоги и налогообложение./Л.В. Дуканич - Ростов на Дону.: Феникс. – 2008.
6.Калинина О.В. Оценка эффективности российской налоговой системы // Финансы и кредит. - 2011. - № 11(443). – С. 23-27.
7.Кучеров И.И. Налоговое право России. 3-е изд. М.: Центр ЮрИнфоР, 2010.
8.Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
9.Налоги и налогообложение / под ред. Д.Г. Черника. 3-е изд. М.: МЦ-ФЭР, 2010.
10.Пансков В.Г. Налоговый контроль: проблемы решаются, вопросы остаются // Финансы и кредит. - 2012. - №3. – С. 8-11.
11.Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 2-е изд. М.: Юриспруденция, 2010.
12.Сякин Р.Р. Основы организации налогов и налоговых систем // Налоги и финансовое право. - 2010. - № 6. – С. 264-269.
13.Финансовое право: Учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко. М.: Проспект, 2009.
14.Чайковская Л.А., Литвинцева, Т.В. Развитие налоговой системы Российской Федерации в концептуальных рамках синергетики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 28(121). - С. 32-36.
1 Цит. по: Гиниятуллин Ф.К. Налоговая система: исторический аспект (отечественный опыт) // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2010. - № 25. - С. 80.
2 Кучеров И.И. Налоговое право России. 3-е изд. М.: Центр ЮрИнфоР, 2010. - С. 71.
3 Финансовое право: Учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой и Г.П. Толстопятенко. М.: Проспект, 2009. - С. 238.
4 Брызгалин А.В. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Установление, введение и отмена налогов // Финансовое право Российской Федерации: Учебник. 4-е изд. М.: Юристъ, 2009. - С. 324 - 325.
5 Соколова Э.Д. Теоретические и правовые основы финансовой деятельности государства и муниципальных образований. 2-е изд. М.: Юриспруденция, 2010. - С. 29.
6 Чайковская Л.А., Литвинцева, Т.В. Развитие налоговой системы Российской Федерации в концептуальных рамках синергетики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 28(121). - С. 32.
7 Налоги и налогообложение / под ред. Д.Г. Черника. 3-е изд. М.: МЦ-ФЭР, 2010. - С. 95 - 96.
8 Сякин Р.Р. Основы организации налогов и налоговых систем // Налоги и финансовое право. - 2010. - № 6. - С. 264.
9 Калинина О.В. Оценка эффективности российской налоговой системы // Финансы и кредит. - 2011. - № 11(443). - С. 23.
10 Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - С. 301.
11 Гуров А.А. Анализ понятия "налоговая система Российской Федерации" // Российский следователь. - 2009. - №20. - С. 29.
2 НК РФ. - 1998. - №146-ФЗ. – ст. 3
13 НК РФ. - 1998. - №146-ФЗ. – ст. 8
14 Там же. – ст. 19
3 Там же – ст. 38
1 НК РФ. - 1998. - №146-ФЗ. – ст. 12
2 Там же – ст. 13
3 Там же – ст. 14
4 Там же – ст. 15
1 Дуканич Л.В., Налоги и налогообложение./Л.В. Дуканич - Ростов на Дону.: Феникс. – 2008. – С.118.
21 Пансков В.Г. Налоговый контроль: проблемы решаются, вопросы остаются // Финансы и кредит. - 2012. - №3. - С. 8.