Элементы учетной политики для целей налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 15:01, контрольная работа

Краткое описание

В современном понимании учетная политика компании - это основополагающий документ, в котором максимально полно раскрываются все имеющиеся особенности бухгалтерского учета в конкретном периоде деятельности компании. При своем правильном формировании учетная политика обеспечивает эффективное взаимодействие участвующих в учетном процессе структур организации и минимизирует материальные, трудовые и временные затраты в ходе разрешения возникающих вопросов.

Вложенные файлы: 1 файл

кр.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

В современном  понимании учетная политика компании - это основополагающий документ, в котором максимально полно раскрываются все имеющиеся особенности бухгалтерского учета в конкретном периоде деятельности компании. При своем правильном формировании учетная политика обеспечивает эффективное взаимодействие участвующих в учетном процессе структур организации и минимизирует материальные, трудовые и временные затраты в ходе разрешения возникающих вопросов.

Как результат, грамотно разработанная учетная  политика фирмы позволяет:

- выбирать эффективную схему для ведения бухгалтерского и налогового учета;

- снижать финансовые и налоговые риски;

- оптимизировать схему налогообложения.

Разработка учетной политики направлена на подготовку комплекса документов, которые будут регламентировать деятельность бухгалтерской службы и предоставлять в ее распоряжение совокупность различных внутрифирменных стандартов, адаптацию к имеющимся системам компьютеризированного учета, рациональный механизм по составлению внутренней и внешней бухгалтерской отчетности.

В четко составленной учетной политике заинтересовано само предприятие, поскольку основными целями, достигаемыми ее разработкой и последующим утверждением, является закрепление правил и основных методик ведения бухгалтерской и налоговой отчетностей, а заодно и регулирование организационных моментов бухучета. Таким образом, разработка учетной политики призвана унифицировать все формы и методы отчетности, существующие на предприятии, максимально эффективно организовать между структурными элементами предприятия документооборот.

 

1. Основные принципы и назначение учетной политики

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации  о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский  учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения  и организации бухгалтерского учета  осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному  вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения  бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя положений по бухгалтерскому учету.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная  налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Назначение  учетной политики состоит в том, чтобы четко объяснить пользователям бухгалтерской и налоговой отчетности, на основании каких именно правил сформирована отчетность организации. Фактически учетная политика представляет собой текстовые пояснения к отчетности, служащие для уточнения применяемых организацией способов учета и уплаты налогов.

Принципы учета  лежат в основе разработки конкретных правил ведения учета, закрепленных в стандартах, инструкциях, положениях, регламентирующих учет.

Чтобы выявить, какая информация подлежит учету, следует  руководствоваться качественными характеристиками информации, принципом денежного измерения и существенности.

Согласно принципу денежного измерения учету подлежит только та информация, которая выражена в деньгах. Деньги выступают единственной практически удобной единицей измерения, позволяющей получать сравнимые финансовые данные о разнообразных объектах бухгалтерского наблюдения. Только в денежном выражении можно рассматривать в единой информационной системе и сопоставлять имущество организации, ссуды и кредиты, затраты на приобретение сырья и материалов, затраченный труд, выполненный объем работ, начисленную заработную плату, себестоимость готовой продукции, выручку от реализации, финансовый результат, задолженность поставщикам, денежные средства в кассе и на счетах в банке, долги покупателей и пользователей услугами и т.п.

Принцип существенности определяет, что особое внимание следует  уделять учету только той информации, отсутствие или неточность которой  могут повлиять на исчисление финансового  результата или на принятие решения  пользователей.

Процедуру бухгалтерского учета определяют принципы обособленной организации, двойственности, непрерывности, последовательности, учетного периода.

Принцип обособленной организации провозглашает юридическую самостоятельность экономического субъекта (организации) - первого лица по отношению к его владельцу (второму лицу).

Принцип двойственности обосновывает фундаментальное бухгалтерское  уравнение, увязывающее имущество  организации (активы) с источниками  его образования (капитал собственника и заемный или привлеченный капитал третьих лиц).

Согласно принципу непрерывности бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента  начала деятельности организации до его ликвидации, без каких-либо пропусков  и изъянов. Бухгалтерское наблюдение носит непрерывный и сплошной характер. Последнее подразумевает охват всех объектов наблюдения.

Принцип последовательности в методах учета (последовательности применения учетной политики) предполагает, что выбранная методика учета  в организации будет использоваться на протяжении длительного периода времени, что обеспечит сопоставимость финансовых результатов деятельности организации по отчетным периодам.

Принцип учетного периода гласит, что финансовый результат  в организации исчисляется не с момента его организации, а  за определенные промежутки времени - месяц, квартал, год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Элементы учетной политики для целей налогообложения

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетная политика организации формируется главным  бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» и утверждается руководителем организации.

При этом утверждается:

- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

- методы оценки активов и обязательств;

- правила документооборота и технология обработки учетной информации;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики в соответствии с действующим законодательством  организации должны исходить из ряда следующих основных допущений:

- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

- организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);

- принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать:

- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

- своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

- рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система нормативного регулирования учетной политики

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета  в Российской Федерации включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету:

1) Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета;

2) положения по бухгалтерскому учету;

3) методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;

4) рабочие документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона отдельные  аспекты бухгалтерского учета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими  федеральными законами.

Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации также относится к документам первого уровня, так как этот документ устанавливает общие принципы ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, взаимоотношения организации с внешними потребителями информации и др.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, в основном Министерством финансов. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровня. К документам третьего уровня относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета во всех организациях, независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций. К третьему уровню относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Так, в соответствии с ПБУ 6/97 «Учет основных средств» Министерством финансов РФ утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их стоимости и другие технические аспекты по организации их учета. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие. Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику организации. Согласно законодательству организации на основе принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т.д. Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации. Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты, регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.

Информация о работе Элементы учетной политики для целей налогообложения