Авторская воспитательная система Марии Мантессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:00, доклад

Краткое описание

Существует очень много различных педагогических методик по развитию детей. Главное не забывать про главную цель воспитания — учитывать индивидуальность малыша, стараться не делать из него чемпиона и вундеркинда, не перегружать его, совершенствовать данные ему природой таланты и способности. Готовьте своего ребенка к постижению мира, воспитывайте свободного, самостоятельного и успешного человека!


Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Вложенные файлы: 1 файл

Авторские воспитательные системы.docx

— 77.13 Кб (Скачать файл)

Авторская воспитательная система Марии Мантессори

 

«Любовь же человека к человеку — чувство гораздо более нежное и притом настолько простое, что  не составляет привилегии какого-нибудь особенно подготовленного в духовном отношении класса, а доступно любому человеку. Учителю необходимо проникнуться этим «духом ученого» и стать наблюдателем человека»

Мария Монтессори

 

Существует очень много  различных педагогических методик  по развитию детей. Главное не забывать про главную цель воспитания —  учитывать индивидуальность малыша, стараться не делать из него чемпиона и вундеркинда, не перегружать его, совершенствовать данные ему природой таланты и способности. Готовьте своего ребенка к постижению мира, воспитывайте свободного, самостоятельного и успешного человека! 

 

 

 Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори — система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

 

 

 

Принципы педагогики Монтессори


По Марии Монтессори, процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:

  • первая стадия детства (0—6 лет);
  • вторая стадия детства (6—12 лет);
  • юность (12—18 лет);
  • взросление (18—24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный  отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0—6 лет) — важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

В ходе своего развития ребёнок  проходит так называемые «чувствительные», или «сензитивные» периоды. В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация».

Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших сенситивных периодов каждого ребёнка является «усовершенствование чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.

Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

 

Подготовленная  среда


Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

 

Роль взрослого  в педагогике Монтессори


С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе  и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

В этом процессе взрослый может  стать союзником ребёнка и  создать для него окружение, соответствующее  его потребностям и стремлению к  познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Поскольку каждый ребёнок  проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или  школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

 

Роль воспитателя


В отношении того, что  должен делать воспитатель, заключается  первое педагогическое требование. Это  не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это  требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.

Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

Плюсы и минусы системы Монтессори

Помимо неоспоримых позитивных результатов методики Монтессори есть и некоторые минусы, выявленные на основе огромной и долгой практической деятельности системы Монтессори.

Основной минус — это  то, что на фоне потрясающего развития аналитики, логики и мелкой моторики, то есть того, что контролируется левым  полушарием мозга — развитию правого  полушария, отвечающего за творческое развитие и познающего мир в целом,  внимания практически не уделяется.

Творческие игры считаются  бесполезными, система Монтессори полагает, что эти игры даже тормозят интеллектуальное развитие ребенка. В Монтессори-среде дети, занятые развивающими интеллектуальными играми, банально не успевают просто поиграть в пятнашки и кукол.

Многолетние исследования педагогов  и психологов доказывают, что без  ролевой игры невозможно правильное эмоциональное, а также интеллектуальное развитие.

Метод Монтессори достаточно категорично отвергает детское художественное творчество, такое, как рисование и танцы. Идеологи Монтессори-педагогики заявляют, что «…детские «каляки-маляки» есть свидетельство духовного и мышечного хаоса ребенка… Дети в своем незрелом творчестве уходят в фантастический мир, призывающий замкнуться и уйти от реальных проблем жизни. Это сродни галлюцинациям наркоманов и нисколько не напоминает содержательное творчество…»

С чтением книг у системы  Монтессори тоже непростые отношения. Чтение, как считают Монтессори-педагоги, должно приносить практическую и реальную пользу — развивать речь, расширять кругозор, помогать познавать этот мир. При таком отношении к литературе, дети никогда не поймут самого важного, для чего и создаются настоящие художественные литературные произведения — это внутренний диалог с самим собой, сопереживание, самопознание.

Эмоциональное развитие детей  опять-таки, к сожалению, отодвигается системой Монтессори на задний план.

Еще один немаловажный момент — методика Монтессори в ее чистом виде подходит далеко не всякому ребенку. Аутисты как правило замыкаются, «уходят в себя». Гиперактивные, трудно контролируемые малыши, чувствуют себя в системе Монтессори некомфортно. Творчески одаренные дети, с доминирующим правым полушарием, будут в системе не востребованы, способ познания мира по Монтессори будет им непонятен и чужд.

И все же Монтессори-педагогика на практике и со всей очевидностью доказала всему миру, что она приносит свои позитивные неоспоримые результаты.

.


Информация о работе Авторская воспитательная система Марии Мантессори