Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 23:11, доклад
В последние годы авторские системы воспитания стали чрезвычайно популярны в нашей стране - уже с раннего возраста детей различными способами учат читать и считать. Но психологи и психотерапевты "бьют тревогу" - увеличивается число детей с нарушениями психики. Чем же авторские методики отличаются друг от друга и от традиционных программ воспитания? Широкий размах увлечения авторскими методиками воспитания спровоцирован появлением класса молодых неработающих, но образованных мам с нереализованными амбициями. В этом случае понятие "развитие" употребляется ошибочно, на самом деле оно подразумевает психическое, физическое и интеллектуальное формирование личности. Энтузиазм мам и пап подогревается необходимостью сдачи тестов при поступлении в элитные школы.
– раскрытие составных компонентов воспитательного потенциала культуры казачества. К ним относятся: казачья идея, основанная на традициях славяно-русского народовластия; воспитательный идеал - совершенный личностный образ, высшая цель личностных и общественных устремлений казачества; воспитательные ценности казачьей культуры - осознанные и принятые смыслы казачьего существования;
– осуществление историко-педагогического анализа образовательных процессов, в результате которого выявлено становление и эволюция цели воспитания в казачьей среде Юга России - от воссоздания в цели воспитания специфических традиций казачьей народной жизни, передача которых была ориентирована на воспитание человека, приверженного свободе как непременному условию казачьего образа жизни, народовластным основам казачьего мироустройства, православию как духовно-идейному стержню казачьего мировоззрения, до представления о цели воспитания, воплощающей в себе целостный образ человека казачьей культуры, выступающего державной опорой российской православной цивилизации, ориентированного на служение Отечеству «не за страх, а за совесть», на демократические формы жизни в казачьем обществе, на культурную идентификацию с идеалами казачества;
– обоснование и экспериментальная проверка концепции воспитания, базирующейся на социокультурном подходе, в результате чего концептосфера современного воспитания содержательно обогащется понятием «педагогика казачества», основывающимся на использовании в педагогическом процессе воспитательного потенциала, традиций и инноваций казачьей культуры;
– теоретическое обоснование и экспериментальная проверка структурной формы организации духовно-воспитательного пространства в педагогике казачества, что позволило раскрыть педагогический потенциал культурного казачьего сообщества, представить его традиционные и инновационные компоненты, в составе которых высока значимость духовно-идейных факторов воспитания (идей, идеалов, ценностей, религии), выражающихся в общем смысле казачьего образа жизни: защите, сбережении Отечества и православной цивилизации и актуализации на этой основе личностного образа, соответствующего этому высокому статусу.
Теоретическая значимость исследования:
– научно обоснован
интеграционно-
– показано значение духовно-идейного компонента казачьей культуры в формировании этнопедагогических воззрений казачества Юга России;
– научно конкретизированы понятия «казачья идея», «человек казачьей культуры», «человек национальной культуры», «культурное казачье сообщество», «педагогика казачества»;
– определены социально-значимые ценности и идеалы казачьей культуры;
– осуществлено экспериментально-теоретическое изучение ценностной структуры личности казака;
– определены содержательные основы воспитания молодых поколений в традициях казачества Юга России в современных условиях;
– выявлены психолого-педагогические условия идентификации личности с социально-значимыми ценностями и идеалами культуры казачества;
– научно обоснованы принципы воспитания в педагогике казачества.
Практическая значимость:
– теоретически разработанная и экспериментально проверенная методика становления у учащихся социально-значимых ценностей, качеств и идеалов культуры казачества является практической основой для дальнейшего совершенствования социокультурной концепции воспитания - педагогики казачества;
– теоретико-методологические положения и выводы, полученные в ходе исследования, существенно расширяют представления о воспитательном потенциале казачьей культуры и обеспечивают эффективность проектирования и функционирования воспитательных процессов, выстраиваемых на основе педагогики казачества;
– подготовленный учебно-методический комплекс (учебно-методическое пособие, программа спецкурса, учебные планы, концепция казачьего профессионального училища) используется при разработке учебно-программной документации, методических пособий, планов учебно-воспитательной работы в системе общеобразовательных учреждений и структур дополнительного образования с казачьей направленностью;
– разработанная структурная модель организации духовно-воспитательного пространства - культурное казачье сообщество используется в работе казачьих обществ, в организации учебно-воспитательного процесса в казачьих классах, школах, профессиональных училищах, клубах и позволяет оптимизировать социальные процессы возрождения культуры казачества, воспроизводство его духовно-идейных основ.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных научных идей и гипотезы; анализом значительного объёма научной литературы по изученной проблеме; личным участием диссертанта на всех этапах исследования; адекватностью эмпирических и теоретических методов исследования его цели, предмету, задачам, условиям, логике; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы; репрезентативностью объёма выборки; применением математических методов обработки и анализа данных.
Личный вклад автора в исследование состоит в выявлении и обосновании на основе историко-педагогического, культурологического, феноменологического подходов воспитательного потенциала казачьей культуры, в определении его содержательных компонентов: казачьей идеи, культурно-воспитательных идеалов, социально-значимых ценностей; в осуществлении историко-педагогического, ретроспективного анализа образовательных процессов в казачьей среде Юга России; в разработке и обосновании теоретико-методологических идей и принципов, составляющих концептуальные положения теории воспитания, основанной на социокультурном подходе, ориентирующейся на традиции и инновации казачьей культуры; в выявлении психолого-педагогических условий идентификации личности учащегося с социально-значимыми ценностями культуры казачества; в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке структурной формы организации духовно-воспитательного пространства - культурного казачьего сообщества; в разработке и апробировании методики становления у подрастающих поколений социально-значимых ценностей и идеалов казачьей культуры.
На защиту выносятся следующие положения:
I. Воспитательный
потенциал казачьей культуры
рассматривается в
– казачья идея - выражающая самобытный вариант материнской православно-русской идеи. В основе казачьей идеи лежат естественные потребности людей выстраивать свои отношения не на принуждении, угнетении и насилии над личностью, а на корневых традициях славяно-русского народовластия, свободного, высокостатусного развития личности, обретении человеком жизненных смыслов, органично сочетающих общественные и личные интересы;
– воспитательный идеал - совершенный личностный образ, выступающий конкретизацией казачьей идеи в повседневной жизни казачьего социума;
– социально-значимые ценности казачьей культуры - смыслы жизни казачества, составляющие общественные представления о значимом, желаемом, святом, выраженные в практике социального поведения и образах мысли, выступающие основой для становления личностных ценностей в процессе социализации и идентификации личности с казачьей культурой.
Развиваясь вместе с казачьим культурогенезом, воспитательный потенциал культуры казачества в первой половине XIX столетия обогащается идеей «российскости» (В.Б. Виноградов, Н.Н. Великая), под которой в нашем исследовании понимается обретение казачеством российского самосознания, его интеграция в общекультурное российское поле, признание России своим Отечеством, выработка общих культурно-воспитательных парадигм. К середине XIX столетия казачество становится активным проводником и выразителем идей российскости в направлении расширения границ православной цивилизации, в отношении к вновь присоединяемым народам, включая их в культурное поле российского общества, осуществляя, тем самым, культурно-просветительскую миссию в евразийском векторе развития российской государственности.
II. Генезис образовательных
процессов в казачьей среде
Юга России (вторая половина XVIII в.
- по настоящее время) включает
в себя следующие условные
периоды становления и
– вторая половина XVIII в. - середина 20-х годов XIX в. характеризуется начальным периодом государственной институционализации казачества в российские образовательные структуры и становлением системы государственного образования у казаков Юга России;
– середина 20-х - начало 60-х г. XIX столетия. Для этого периода определяющим явился сдерживающий характер просветительских реформ, закрепивших сословную ограниченность системы государственного образования у казаков Юга России;
– середина 60-х годов - конец XIX столетия характеризуется значительной динамикой образовательных процессов у казаков Юга России, обусловленной прогрессивными внутриполитическими преобразованиями Александровской эпохи, окончанием Кавказкой войны, мирным обустройством земель Юга России. К концу XIX века в государственном казачьем образовании обозначаются процессы диверсификации и регионализации, которые, в свою очередь, предопределили социальную потребность в региональной системе казачьего воспитания;
– начало ХХ столетия - 1920 г., казачья эмиграция (начало 20-х - конец 30-х гг. ХХ столетия). Этот период связан с дальнейшим совершенствованием процессов диверсификации и регионализации образования. Происходит окончательное становление системы казачьего воспитания, основу которой составили идеи казачьей этнопедагогики и региональная специфика образования, учитывающая образ жизни и род занятий казачества Юга России. Целью такой системы воспитания выступает совершенный личностный образ с ценностями, идеалами и качествами личности человека казачьей культуры, акцент в соответствии которому делается на военно-прикладных аспектах. После февральской 1917 года революции и образования демократических республик на Дону и Кубани, система казачьего воспитания ориентируется в своей цели на воспитание человека с исконно народно-демократическими, лично-ориентированными идеалами, с традиционным чувством личного достоинства, коллективизмом и духовно-православной соборностью. В годы казачьей эмиграции система казачьего воспитания продолжала развиваться в образовательных учреждениях и общественных организациях эмигрантской диаспоры, во многом предопределяя успешность адаптации к новым условиям и обеспечивая традиционность мультикультурной среды казачьего эмигрантского социума;
– начало 20-х - конец 80-х г.г. ХХ столетия (советский период).В это время развитие казачьей культуры и ее воспитательного потенциала протекало в латентной форме. Несмотря на репрессии по отношению к казачеству, в ментальном сознании части насаления бывших казачьих областей Юга России сохраняются духовно-идейные основы казачьей культуры;
– конец 80-х годов ХХ столетия - по настоящее время. Воспитательный потенциал казачьей культуры, сохраняясь в условиях тоталитарно-административной системы, предопределил активный характер возрождения казачества, его культурных производных, в том числе развитие системы казачьего воспитания в современной социально-педагогической эмпирии Юга России.
III. Педагогика
казачества - социокультурная концепция
воспитания, основанная на традициях
и инновациях культуры
- социальный
заказ, обусловленный потребностями
поступательного развития
- воспитательная
цель - совершенный образ человека
российской национальной
- воспитательный
потенциал казачьей культуры, включающий
в себя казачью идею, социально-значимые
ценности, культурно-воспитательные
идеалы казачества и
- принципы воспитания: историко- и культуросообразности, традиционности, патриотизма, природосообразности, личностного подхода, народности, содружества - соборности, духовности;
- культурные казачьи сообщества - современные формы организации воспитательного пространства, решающие проблемы воспроизводства духовно-идейных основ казачьей культуры и возрождения казачества;
- системообразующая
деятельность - совместная деятельность
детей и взрослых по
- южнорусская
культура, выступающая содержательной
социокультурной основой
- личностно-ориентированная воспитательная парадигма, отражающая свободолюбивый, народно-демократический характер казачьей культуры и проявляющаяся в способах социализации - усвоении и воспроизводстве личностью ментально-ценностного мира казачьей культуры;
- культурная идентификация, выступающая психолого-педагогической основой становления у подрастающих поколений социально-значимых воспитательных ценностей и идеалов казачьей культуры.