Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 11:01, курсовая работа
Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни. Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и до выпуска его в школьный мир знаний. Таким образом, детский мир становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующие развитие.
Введение…………………………………………………………с.3.
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы
Адаптация детей к условиям ДОУ
1.1.Типы адаптации………………………………………………с.4.
1.2.Этапы адаптационного периода…………………………….с.5
1.3. Степени адаптационного периода………………………….с.7
1.4. Родителям об особенностях адаптации детей в ДОУ…….с.9
1.5. Рекомендации для родителей по адаптации…………….с.12
Глава 2. Практическое задание
Разработать рекомендации для родителей по адаптации ребенка к условиям
ДОУ
2.1. Задачи и цели в ДОУ ………………………………………с.14
2.2.Направления и дидактический инструментарий в ДОУ…с.15
2.3.Направления психолого-педагогической деятельности в ДОУс.16
2.4. Игры в ДОУ…………………………………………………с.18
2.5. Результаты выполнения программы……………………….с.19
Заключение……………………………………………………….с.20
Список литературы…………………………………………………с.21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы
Адаптация детей к условиям ДОУ
1.1.Типы адаптации………………………………
1.2.Этапы адаптационного периода…………………………….с.5
1.3. Степени адаптационного периода………………………….с.7
1.4. Родителям об особенностях адаптации детей в ДОУ…….с.9
1.5. Рекомендации для родителей по адаптации…………….с.12
Глава 2. Практическое задание
Разработать рекомендации для родителей по адаптации ребенка к условиям
ДОУ
2.1. Задачи и цели в ДОУ ………………………………………с.14
2.2.Направления и дидактический инструментарий в ДОУ…с.15
2.3.Направления психолого-педагогической деятельности в ДОУс.16
2.4. Игры в ДОУ…………………………………………………с.18
2.5. Результаты выполнения программы……………………….с.19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………………
Введение
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться
к новым условиям жизни.
Адаптация к
дошкольному учреждению - сложный период,
как для детей, так
и для взрослых:
родителей, педагогов.
Каждому, кто связан с дошкольным учреждением, известно, что адаптационный период – трудная пора для детей раннего возраста.
Дошкольное учреждение первым открывает пред ребенком мир социально общественной жизни. Детский сад (параллельно с семьей) берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка-дошкольника и играет ее, начиная с первого знакомства и до выпуска его в школьный мир знаний. Таким образом, детский мир становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующие развитие.
Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий.
Работая в ДОУ я столкнулась с такой проблемой как, адаптация детей,
Поэтому я остановилась на этой теме. Цель моей работы: рассмотреть адаптацию в ДОУ, как облегчить пребывания детей в первые месяца нахождения в ДОУ, некоторые рекомендации родителям по адаптации. Для этого необходимо решить ряд задач.
1.1Типы адаптации
Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация имеет два аспекта – биологический и психологический. Важно помнить, что в период адаптации снижаются факторы местной защиты
поэтому дети раннего возраста часто болеют.
Существует три типа адаптации:
1.благоприятный – психо - эмоциональный статус составляет от + 13 баллов до +49 (баллы по листу адаптации считают медицинские работники в детском саду), группа здоровья - 1, 2, отсутствие диагнозов неврологического характера, анемии, задержки речевого развития, диатеза;
2.условно-благоприятный – психо - эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до + 13, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез;
3.неблагоприятный – психо - эмоциональный статус составляет от - 20 баллов до- 59, группа здоровья - 2, 3, диагнозы неврологического характера, анемия, задержка речевого развития, диатез.
Ребёнок в период адаптации - живая модель
стрессового состояния! Стресс это реакция
на борьбу с трудностями, норма перехода
от одних условий к другим.
1-ая особенность: ребёнок в период адаптации
находиться в состоянии срыва. Динамического стереотипа.
В период адаптации эти стереотипы меняются.
2-ая особенность: стрессовое напряжение в период адаптации связано с
изменениями гормональной системы организма.
3-я особенность: в период адаптации иммунная система организма, его защитные механизмы ослабевают. И чаще всего, пребывая в ДОУ, на 5-7 сутки ребёнок заболевает.
1.2Этапы адаптационного периода
1 этап - подготовительный. Его следует начинать за 1-2 месяца до приёма ребёнка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно приобщается к новым для него условиям. В процессе подготовительного этапа необходимо особое внимание уделить рациону питания малыша, приучить есть всевозможные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и многое другое. Так же необходимо обратить внимание на навыки самообслуживания и самостоятельности. Ребёнок умеющий есть, раздеваться, одеваться не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых. Так же стоит уделить внимание , как способ кормление и засыпания.
2 этап - основной. Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и постараться установить с воспитателем доброжелательные отношения. Следует, открыто и подробно рассказать воспитателю об особенностях вашего ребёнка: что не любит есть, какую игрушку любит больше всего, как он засыпает, как его ласково называют дома.
Давайте
все-таки уточним, что провоцирует в подобной
ситуации стресс у ребенка.
В
огромной степени - отрыв от матери. Конечно
же, малыш неразрывно связан с вами и мама
- это главное, что у него было, вернее,
есть и будет. И вдруг его любимая и самая
прекрасная на свете мама бросила его
на произвол судьбы среди ужасной новой
обстановки и незнакомых ему ранее детей,
которым нет до него дела. И чтобы в этой
новой обстановке продержаться, ему необходимо
здесь вести себя не так, как дома. Но он
не знает этой новой формы поведения и
от того страдает, боясь сделать что-то
не так. А страх поддерживает стресс, и
образуется порочный круг, который все-таки
в отличие от всех других кругов имеет
точное начало - отрыв от матери, разлука
с матерью, сомнения в ее альтруистической
любви. Мальчики 3-5 лет более уязвимы в
плане адаптации, чем девочки, поскольку
в этот период они больше привязаны к матери
и более болезненно реагируют на разлуку
с ней.
К тому же вспомните еще о кризисе трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощутил себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А мы, другие, это не всегда видим или не желаем видеть, нам проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.
1.3 Степени адаптационного периода
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
1.Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Поведение ребенка: Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Очень часто родители находятся в слиянии с ребёнком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо вас и воспитателей, поможет только педиатр или узкий специалист!
2.Средняя степень адаптации
- в эту
группу опадают дети без нервных расстройств
- они в детском саду "всего лишь"
начинают часто болеть. Еще бы, происходит
"обмен" всевозможными инфекциями.
Подобную "прививку" могут выдержать
далеко не все дети - у многих начинаются
ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе
адаптации заболеваемость ребенка может
снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие
мероприятия ребенку, тем меньше вероятность,
что малыш ваш заболеет, а значит, адаптация
его приблизится к благоприятной. И это,
в свою очередь, поможет адаптироваться
вашему ребенку и в дальнейшем, когда он
переступит порог школы.
Поведение ребенка: Ребёнок вступает в
контакт, наблюдая за привлекательными
действиями воспитателя, либо через включение
телесных ощущений. Напряжённость первых
минут постепенно спадает, ребёнок может
вступать в контакт по своей инициативе,
может развернуть игровые действия. На
замечания и поощрения реагирует адекватно,
может нарушать установленные правила
и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем
адаптируется к новому организованному
коллективу больше месяца и иногда во
время адаптации заболевает. Причем, как
правило, болезнь протекает без каких-то
осложнений, что может служить главным
признаком отличия указанного типа адаптации
от неблагоприятного варианта.
3.Легкая адаптация - наконец, почти
половина детей составляет самую благополучную
группу - они посещают садик без особых
потерь, более или менее с желанием. Обычно
период адаптации составляет 3-4 недели.
С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения,
которые видны вам в его поведении, обычно
кратковременны и незначительны, поэтому
ребенок не болеет.
Поведение ребенка: Ребёнок спокойно входит
в группу, внимательно осматривается,
прежде чем остановить своё внимание на
чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому
взрослому, когда тот к нему обращается.
Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе,
может попросить о помощи. Умеет занять
себя сам, использует в игре предметы-заменители,
например, понарошку кормит куклу, настроение
бодрое или спокойное, пантомимика выразительная,
эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается
установленных правил поведения, адекватно
реагирует на замечание и одобрение, корректируя
после них своё поведение. Он умеет играть
рядом с другими детьми, доброжелателен
к ним. Полярным типом для тяжелой адаптации,
является тип легкой адаптации ребенка,
когда малыш ваш адаптируется к новой
обстановке обычно несколько недель, чаще
всего - полмесяца.
1.4 Родителям об особенностях адаптации детей к детскому саду
Ваш малыш подрос. Он узнает родителей, улыбается, сидит, берет игрушки, лепечет, начинает говорить, рассуждать, общаться. Какое счастье! Сам начинает кушать, улыбаться, научился пользоваться ложкой! Пришла пора идти в детский сад. Ребенок должен знать, что на свете есть и другие дети. Многие из вас волнуются, тревожатся о том, будет ли хорошо ребенку в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании с родителями. Иными словами, насколько успешно ребенок сможет адаптироваться, то есть приспособиться к среде детского сада, к его условиям. Эти опасения не случайны. Процесс адаптации может привести к позитивным и негативным результатам.
Два основных критерия успешной адаптации:
- внутренний комфорт;
- адекватность поведения.
Отрыв ребенка от дома, родных, встреча с новыми взрослыми могут стать для ребенка психогенным фактором, стрессом. Малыш воспринимает эту ситуацию как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. По силе переживаемых ощущений, эмоций такое состояние можно сравнить с разрывом пуповины ребенка при рождении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребенка, приспособление к новым условиям (а любое приспособление требует разрушения некоторых сложившихся связей и быстрого образования новых) сопряжено с трудностями, особенно в раннем детстве. Поэтому очень важно осуществить плавный переход из семьи в детский сад.
Все вышеперечисленное имеет особое значение для психологического и физического здоровья ребенка, его развития и успешного комфорта пребывания в детском учреждении. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Посещение детского сада становится стрессовой ситуацией. Ребенок испытывает внутренний дискомфорт, который приводит к капризам, истерикам, отказам от еды, сна, общения со сверстниками, болезнями. Появляются нежелательные для его возраста привычки (снова начинает сосать палец, грызть ногти). Это свидетельствует о трудностях адаптационного процесса. Трудности в адаптации испытывают чрезмерно опекаемые в семье дети, дети, у которых не привиты элементарные навыки самообслуживания, самостоятельности. Родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот.
Ребенок чувствует себя в детском саду беспомощным и не приспособленным к новым условиям. Дети, привыкшие к общению только с
родителями, лишенные возможности общаться со сверстниками, также испытывают трудности, потому что навык общения уже сформирован (ребенок должен видеть, что существуют такие же, как он, дети, со своими потребностями, желаниями). Наличие у ребенка стереотипов, которые формируются в семье, и накладывают отпечаток на его поведение, и затрудняют процесс адаптации.