Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 02:06, контрольная работа
Поступление ребенка в детский сад связано с изменением социальной ситуации развития, расширением круга общения, появлением новых требований и в связи с этим предполагает адаптацию ребенка к изменившимся условиям. Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как «процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования» [Костяк 2008: 30]. В основном адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения.
Психолого-педагогические обоснования понятия «адаптация».
Особенности развития детей раннего возраста.
Характеристика методов и приёмов работы воспитателя с детьми, обеспечивающих спокойный и безболезненный переход ребёнка из домашних условий в детский сад.
Работа дошкольного учреждения с семьёй ребёнка раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Педагогические выводы и рекомендации по проведению и организации детей раннего возраста.
Библиография
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Елецкий
государственный университет
Кафедра
дошкольной и коррекционной педагогики
Контрольная работа
на тему:
Адаптация детей раннего возраста
к
дошкольному учреждению
Елец
- 2011
План
Библиография
Поступление ребенка в детский сад связано с изменением социальной ситуации развития, расширением круга общения, появлением новых требований и в связи с этим предполагает адаптацию ребенка к изменившимся условиям. Понятие «адаптация» в научной литературе трактуется как «процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования» [Костяк 2008: 30]. В основном адаптацию связывают с периодами кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения. Учёные выделяются несколько уровней адаптации: физиологическая, психологическая, социальная [Костяк 2008: 30].
Физиологическая адаптация рассматривается как способность организма целесообразно и пластично перестраивать свои функции в соответствии с требованиями внешней среды.
Социальная адаптация представляет собой процесс и результат приспособления к условиям социальной среды. Существуют два типа адаптационного процесса, которые формируются в зависимости от особенностей когнитивной и мотивационно-потребностной сферы человека. Первый тип социальной адаптации предполагает активное воздействие на среду, в то время как второй определяется пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентации социальной группы.
Психологическая
адаптация связана с приспособлением
человека к требованиям общества в соответствии
со своими интересами и нуждам. Основными
механизмами психологической адаптации
являются ассимиляция (приспособление
среды под свои нужды) и аккомодация (усвоение
требований, уподобление среде). Успешность
психологической адаптации зависит от
степени сбалансированности этих механизмов
и гибкости их функционирования [Костяк
2008: 30, 164].
Чтобы процесс адаптации прошёл успешно и безболезненно для ребёнка необходимо учитывать их возрастные особенности этого периода. Раннее детство – стадия становления органов, систем и функций мозга. Последние только фиксированы наследственно, но и развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни, когда наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
Для охраны и укрепления здоровья детей особое значение имеет профилактическая оздоровительная работа: соблюдение режима, рациональное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием и здоровьем.
Впервые комплекс особенностей раннего детства был сформирован проф. Н.М. Аксариной и включает следующие факторы:
Быстрый темп развития ребенка раннего возраста, в свою очередь, имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития: периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, чередуются с так называемые критическими периодами (скачками), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка.
Критические периоды в развитии ребенка – 1 год, 2 года, 3 года, 6-7 лет, 12-13 лет. В это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей: 1 год – овладение ходьбой; 2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи; 3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность; 6 - 7 лет – период школьной зрелости; 12 - 13 лет – период полового созревания.
Скачкообразность отражает нормальный, закономерный процесс развития организма ребенка, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием дефектов в развитии детей.
Быстрый темп развития ребенка обусловлен быстрым установлением связей с окружающим миром и в то же время медленным закреплением реакций. Для детей раннего возраста характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков.
Неравномерность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность, Н.М. Щелованов и Н.М. Аксарина выявили периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и наметили ведущие линии в его развитии. Они подчеркивали, что при воспитании детей особое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого. Например, «комплекс оживления», появляющийся у малыша в 3 месяца, умение пользоваться несложными предложениями при общении со взрослым в 2 года, появление ролевых игр в 3 года.
В первые три года жизни ребенка отмечаются большая ранимость, лабильность его состояния, обусловленные быстрым темпом развития организма. Дети этого возраста легко заболевают, часто (даже от малозначительных причин) меняется их эмоциональное состояние, ребенок легко утомляется. Частая заболеваемость, а также повышенная возбудимость нервной системы особенно характерны для стрессовых состояний (в период адаптации при поступлении детей в ясли и др.);
2) взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически. Но даже незначительные нарушения в состоянии здоровья малыша влияют на его эмоциональную сферу. Н.М. Щелованов установил, что развитие гипотрофии часто связано с дефицитом эмоций, неудовлетворением двигательной активности малыша. Выявлено, что нервно-психическое развитие, в частности функция речи, зависит от факторов биологических: течения беременности, осложнений при родах матери, состояния здоровья малыша и др.;
3) высокая степень ориентировочных реакций на все окружающее, которая стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Если дети ограничены в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными возможностями, темп их развития замедленный. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, богатой впечатлениями;
4) эмоции, необходимые при проведении режимных процессов: кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего его развития. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей;
5)
в развитии детей раннего возраста ведущая
роль принадлежит взрослому, которая обеспечивает
все условия, необходимые для развития
и оптимального состояния здоровья малыша.
Доброжелательный тон, спокойное, ровное
к нему отношение – залог уравновешенного
состояния малыша [Печора 2002: 5-9].
3. Характеристика методов и приёмов работы воспитателя с детьми, обеспечивающих спокойный и безболезненный переход ребёнка из домашних условий в детский сад
В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград.
Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности плавным [Печора 2002: 13].
М. Жадинец предлагает применять следующие приёмы:
– принимать в группу одного-двух детей в неделю;
– знакомить малыша с группой, подробно рассказать, где он будет спать, есть, с какими игрушками играть;
– встретить не в белом халате, а в обычном платье;
– принести в группу любимую игрушку малыша;
– временно сохранить «вредные» привычки ребёнка [Жадинец 1990: 56].
С. Теплюк говорит о том, что адаптационный период может проходить сравнительно спокойно при соблюдении следующих условий:
– ребенок не должен ощущать потерю защиты, поэтому присутствие кого-либо из членов семьи (мамы или бабушки) необходимо вплоть до окончания периода адаптации;
– старший воспитатель и психолог на основе наблюдений за детьми должны разрабатывать рекомендации для мам и воспитателей группы, помогать им успешно решать задачи на ступенях иерархической лестницы, выстраивая личностно ориентированную линию поведения с каждым ребенком;
– необходимо придерживаться вариативной и гибкой системы постепенного введения детей в новые условия жизни, основанной исключительно на оценке поведенческих и познавательных характеристик. Первое знакомство с дошкольным учреждением, как правило, проходит на прогулке (в утреннее или вечернее время) и длится не более 30-40 минут. У каждого малыша свой ритм адаптации, поэтому время пребывания ребенка в детском саду увеличивается постепенно: сначала он приходит только на прогулку, затем к началу утренних занятий и уходит домой к концу прогулки. Завтрак, обед и дневной сон должны проходить в домашней обстановке. Со временем ребенок будет обедать в дошкольном учреждении, а потом – завтракать, а к окончанию адаптационного периода и спать со сверстниками;
– следует несколько скорректировать режим дня. Первые 15-20 дней выводить детей на прогулку сразу после завтрака, заменить предусмотренные по сетке игры-занятия на развлечения, подвижные игры, наблюдения за животными в живом уголке и на прогулке;
– воспитателю следует работать спокойно, без напряжения, доброжелательно встречать нового ребенка и его маму. В трудные моменты проведения режимных процессов нужно опираться на непосредственную помощь мам, находить возможность в присутствии детей делать подарки-самоделки, дарить их всем детям;
– ограничить число взрослых, посещающих
группу (завхоз, музыкальный работник
и др.) [Теплюк 2006: 46-47].
Исследователи отмечают, что адаптационный период проходит в несколько этапов. Е. Соловьёва выделяет три этапа, из которых два первых представляют собой работу с родителями, а последний непосредственно с ребёнком [Соловьёва 1993: 21-24].
С. Теплюк выделяет два этапа, которые и составляют работу персонала ДОУ с родителями.
Первый этап – подготовительный – начинается с первого общего родительского собрания, которое администрация дошкольного учреждения проводит за 4-6 месяцев (февраль-март) до начала поступления детей в группу. На собрании заведующая знакомит родителей с сотрудниками административного аппарата, с персоналом группы, рассказывает о традициях и текущих задачах учреждения, показывает кабинеты специалистов, физкультурный и музыкальный залы, групповые помещения
Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению