Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2014 в 09:01, реферат
1. Понятие «адаптация» (физиологическое обоснование).
2.Методы работы воспитателя с детьми по созданию условий для успешной адаптации в образовательном учреждении.
3.Взаимодействие педагогов с родителями в адаптационный период.
Задачи Программы:
Создание условий для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Особенности адаптационного периода
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса: острая фаза или период дезадаптации, подострая фаза или собственно адаптация, фаза компенсации или период адаптированности.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжелая адаптация.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, болезнь, страх наказания.
Этапы адаптационного периода
1 этап - подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада
Готовить ребенка к поступлению в детский сад лучше заранее.
В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, режиму дня, формированию навыков самостоятельности т. д.
2 этап - приход мамы с ребенком в группу детского сада.
Здесь очень важна организация привычного приема и первые впечатления ребенка. Основная задача мамы в данной ситуации - помочь малышу в создании положительного образа воспитателя.
3 этап - постепенное привыкание.
Постепенная адаптация может включать несколько периодов.
Первый период: «мы играем только вместе».
Второй период: «я играю сам, но ты будь рядом».
Третий период: «иди, я немножко поиграю один».
Четвертый период: «мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя».
Задачи воспитания на адаптационный период
1. Создать для детей
атмосферу психологического
2. Формировать у детей
навыки здорового образа жизни,
содействовать полноценному
- организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психический комфорт;
- формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
- воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3. Закладывать основы будущей личности:
- воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
- закладывать основы доброжелате
Направления психолого-педагогической деятельности коллектива гр. «Колокольчик» МДОУ ДС КВ «Солнышко» для успешного процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Группа «Колокольчик» ведёт работу с детьми раннего возраста (от 1, 5 до 3-х лет).
До приема детей в группу «Колокольчик» с родителями общаются специалисты МКДОУ «Солнышко»: заведующая, методист, психолог, медики, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.
За основу процесса адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения взята модель организации адаптационного периода детей 2-го и 3-го года жизни Л. В. Белкиной.
Для оптимизации процесса успешной адаптации в группе «Колокольчик» используется модель организации адаптационного периода через режимные процессы, разработанная Л. В. Белкиной, разработан режим дня.
Методы и приемы работы с детьми: развлечения, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Используют формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.
3.Взаимодействие
педагогов с родителями в
Период адаптации настолько серьёзен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения. Главными воспитателями своих детей являются родители, поэтому основные усилия коллектива детского сада должны быть направлены на повышение уровня их педагогической культуры.
Наиболее распространенная форма взаимодействия с родителями – родительское собрание. Главная цель проведения этих встреч – помочь родителям в осознании ответственности за воспитание и здоровье детей. Надо беречь и уважать, чувствовать и понимать и тогда заботы и хлопоты окупятся огромной человеческой радостью. Однако на формальное проведение встреч в виде отчетов и помогающих бесед, родители не всегда охотно откликаются. Поэтому нам пришлось изменить метод и форму проведения родительских собраний. Перешли от монолога к диалогу.
Первое собрание в нашей группе мы провели задолго до прихода детей в детский сад, которое проходило за круглым столом с чаем и пирогами. Родителям очень понравилась такая форма проведения собрания, и мы сделали это традицией. Мы стали использовали музыкальное сопровождение, длительное поддержание живого разговора. На первом собрании мы предложили родителям «Волшебный справочник добрых слов и выражений», сюрпризные моменты оживляли беседу.
Во время первой встречи мы ставили перед собой цели:
1.В индивидуальных беседах выяснить условия жизни ребенка дома, получить сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях характера, режиме, взаимоотношениях между взрослыми членами семьи;
2.Рассказать о задачах работы группы, познакомить с программой «Детский сад - Дом радости», по которой работает наша группа, помочь родителям осознать важность обучения и развития ребенка, необходимость его социализации в среде незнакомых взрослых и сверстников
3.Познакомить их с сотрудниками дошкольного учреждения, которые будут работать с детьми
4.Рассказать о режиме дня и расписании занятий в группе
На первом собрании мы объявили конкурс для родителей, на лучший девиз и речевку для группы «Лучики», за который родители получили благодарность.
Покидая собрание, каждый родитель осознал, что рядом с ним особый мир – мир его ребенка, которого нужно вырастить здоровым, счастливым и гармонично – развитым.
В течение 2 недель после собрания совместно с мамами, папами, бабушками и дедушками, мы пытались максимально приблизить обстановку в группе к домашней. Уют и комфорт необходимы для благоприятного восприятия предлагаемого материала.
Это создавалось за счет использования сочетающихся красок спокойных тонов, тюля, штора на окнах, салфеток на столе, цветов и зелени. Создавая «миры» красоты, семьи («миры» в программе Н.М. Крыловой – это так называемые мини-уголки избыточной информации), мини-музей, мы заразили своим энтузиазмом родителей. И теперь они являются главными нашими помощниками в пополнении мини-музея и «миров».
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Наша задача – привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.
Литература:
1.Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. Педагогическое общество России, 2009 г. Серия: Воспитываем, обучаем дошкольников.
2.Крылова Н.М., Иванова В.Т. Детский сад – Дом Радости. Младшая группа. Часть III. – изд. 2 доп. и перераб.: Книга для воспитателей / Н.М. Крылова, В.Т. Иванова. – Пермь: ПГПИ, 1992.
3.Метенова Н. М. Родительские собрания. Методика проведения и практические материалы. М.: 1999
4.Метенова Н.М. Взрослым о детях. Родительские собрания. М.: 2000
5.Сайт: http://doshvozrast.ru
6.Анохин П. К. Внутреннее торможение как проблема физиологии. Москва, Медгиз, 1958 г., 472 с., ил.
7.Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. «Медицина», Москва, 1968. — 546 с., ил.
8.Анохин П. К. Теория СУКАмы. — Успехи физиол. Наук, 1970, Т. 1, № 1. — С. 19-54.
9.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина., 1975. — 477 с.
10.Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. — М., «Наука», 1978 г. — 399 с.
Информация о работе Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению