Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 00:56, доклад
Академическая неуспеваемость складывается и воспроизводится в нескольких возможных типовых «фигурацииях»: 1) очередь должников, ожидающих консультации с преподавателем(студенты); 2) пересдача долга тет-а-тет или пересдача зачета/экзамена группой (студент(ы) — преподаватель(и)); 3) заседание кафедры, где в том числе обсуждаются вопросы успеваемости, правила работы с долниками и т. д. (преподаватели).
М.А. Завадская «Академическая неуспеваемость как социологический феномен: перспективы микросоциологического анализа».
Студенты и преподаватели в интерпретации И. Гофмана − это своего рода театральные роли. Ситуация пересдачи академического долга — это своего рода тест студента на его способность играть эту роль. Студент, будучи в заведомо уязвимом положении, будет иметь склонность искать в поведении преподавателя любые сигналы на несоответствующее поведение, неточное исполнение роли. Ситуация экзамена по большому счету тоже подразумевает подобные отношения, когда исполнение студентом его роли подвергается тесту на соответствие. Однако пересдача зачета или экзамена острее вычерчивает контуры ситуации, когда цена за неверное исполнение роли, потерю социального лица заведомо выше. В предельном случае студент может быть отчислен, преподаватель может быть уволен.
Академическая неуспеваемость складывается и воспроизводится в нескольких возможных типовых «фигурацииях»: 1) очередь должников, ожидающих консультации с преподавателем(студенты); 2) пересдача долга тет-а-тет или пересдача зачета/экзамена группой (студент(ы) — преподаватель(и)); 3) заседание кафедры, где в том числе обсуждаются вопросы успеваемости, правила работы с долниками и т. д. (преподаватели).
Пересдачу академического долга можно рассматривать как «интерактивный ритуал» , в отправлении которого принимают участие студенты и преподаватели. Правила отправления «ритуала» регламентируются как нормативными предписаниями, так неформалными смыслами, выработанными среди преподавателей и студентов. Нарушение этих ритуалов ведет к ситуациям замешательства и непонимания, а иногда и гнева. Препо-даватель вместо текста Выготского выдала студентам для анализа текст с названием «Посмотрел фильм “12 обезьян” с Брюсом Уиллисом», что вызвало целый спектр реакций со стороны студентов вплоть до агрессии.
Организация пространства ритуала имеет немаловажное значение, т. к. помогает участникам определить ситуацию надлежащим образом. Пересдача долга осуществляется не в коридоре или на улице, а на кафедре либо в классной комнате, где позиции четко пространственно обозначены. Гофман называет это «передним планом» или «декорациями», в которых происходит действие. Очередь из должников образуется в коридоре перед дверьми, что придает неколько иной антураж происходящему. Пересдача также имеет свои темпоральные характеристики. К примеру, время отведенное на написание контрольной работы, теста или на обдумывание ответа на вопрос.
Должником становятся в результате невыполнения формальных требований успеваемости: посещения занятий, работы на практических занятиях, выполнения домашних заданий и, наконец, сдачи устного зачета и грамматического теста.
Во время пересдачи происходит «репетиция ролей». «Контактная» интерактивная социальная единица образуется на лестнице перед кафедральным кабинетом. Бывалые должники делятся опытом предыдущих успешных или не очень попыток, дают советы и рекомендации о том, как нужно себя вести с тем или иным преподавателем при пересдаче. Студенты обмениваются информацией о том, кто, что и кому сдает и в который раз. По другую сторону баррикад находятся преподаватели, которые так же обсуждают, как необходимо вести себя с должниками.