Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:20, реферат
3 активных методов обучения, их плюсы и минусы
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Активные методы обучения - есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.
Активных методов в педагогике много. Есть в преподавании каждого учебного предмета свои специфические методы, которые активизируют мышление учащихся при решении учебных задач по профилю данной дисциплины. Есть и более общие. Однако все они классифицированы и расписаны в методической литературе с позиции дидактики, т. е. в педагогическом аспекте.
С точки зрения психологии их можно разделить на «три группы методов, наиболее интересных для использования в целях управления формированием мышления. Это методы:
а) программированного обучения, б) проблемного обучения и в) интерактивного (коммуникативного) обучения» . Такова классификация, данная В. Я. Ляудис. Однако методы обучения, основанные на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной, не вошли в данную классификацию ни на правах отдельной группы методов, ни в составе какой-либо из названных, хотя сама эта теория обучения рассматривается автором как одна из ведущих в психологии учения. Такое решение продиктовано, по-видимому, тем обстоятельством, что вся методика преподавания психологии, чему посвящена книга В. Я. Ляудис, написана в русле теории П. Я. Гальперина. Поэтому ею пронизаны по существу все методы обучения, вошедшие в названные три группы.
К активным методам можем причислить, как и у В.Я. Ляудис, следующие три группы методов:
Активные
методы обучения в преподавании психологии
создают обстановку, в которой
взаимоотношения между преподавателем
и студентами не только придают учебным
занятиям активный характер в познавательном
смысле, но и превращают их в процесс воспитательный.
Методы программированного обучения
Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).
Программированное
обучение с его специфическими методами
зародилось в 50-х годах в США (Б.
Ф. Скиннер) и отвечало идее повышения
эффективности управления процессом учения
при использовании для этого современных
достижений экспериментальной психологии.
Предполагалось перестроить традиционное
обучение за счет уточнения целей, задач,
способов решения, форм контроля и поощрения
учебных действий учащихся и придания
этим действиям характера четких операций,
доступных управлению. Короче говоря,
программированное обучение уточняло
цели и задачи обучения и операционизировало
учебную деятельность, ведущую к решению
этих задач и достижению поставленных
при этом целей.
При программированном обучении становился доступным наблюдению и реальному воздействию весь ход процесса учения, все движение учащегося от незнания к знанию, а не только его результат, как в традиционном обучении. Психологической основой программированного обучения послужил бихевиоризм.
В нашей
стране в начале 60-х годов серьезно
увлекались скиннеровским вариантом
программированного обучения. Создавались
программированные учебники и учебные
пособия, где текст разбивался на
порции, которые сопровождались вопросами
для самоконтроля, давались варианты альтернативных
ответов на них, из которых один был правильный,
остальные или неправильные, или неполные,
неточные и т. п. А учащийся должен был
читать текст, проверять свое усвоение
с помощью контрольных вопросов и выбором,
по его мнению, нужного ответа из ряда
предъявляемых вариантов. Для самообучения
и контроля усвоения применялись так называемые
обучающие машины, которые или предъявляли
очередные порции учебного материала
в виде текстов или задач по мере того,
как учащийся справлялся с предыдущим
фрагментом учебной информации, или выполняли
только контрольно-проверочные функции
(машины-экзаменаторы и т. д.).
Увлечение
программированным обучением
Методы
этого варианта программированного
обучения не были направлены на активизацию
мыслительной деятельности обучаемого,
и поэтому они не могут быть отнесены к
активным методам.
Другое дело, что в самой идее программирования процесса обучения есть рациональное зерно, которое ложится в основу управления формированием именно мышления учащихся, если использовать программы иного рода.
Программирование
должно основываться
на такой теории обучения,
которая может
отвечать следующим
требованиям:
а) точно
указывать, чем конкретно управлять,
т. е. объект управления, а также каким
образом должен проходить процесс усвоения
(«присвоения», по А. Н. Леонтьеву) учащимся
различных видов деятельности, в первую
очередь познавательной;
б) указывать
необходимый набор независимых
характеристик (переменных) объекта
управления для определения содержания
информации, которую нужно передавать
обучаемому и которую нужно получать по
каналу обратной связи для корректировки;
в) указывать
основные этапы, т. е. переходные состояния
(или промежуточные результаты) усвоения,
чтобы обеспечивалось управление во время
перехода процесса из одного качественного
состояния в другое.
Таким образом, «для развития программированного обучения необходима такая теория обучения, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагает системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального. Этим требованиям удовлетворяет только одна теория — теория поэтапного формирования умственных действий, выдвинутая в начале 50-х годов нашего столетия П. Я. Гальпериным»
Программированное обучение деятельности — это необходимость выбрать определенные средства для достижения цели и организовать управляемый процесс выполнения этой деятельности, чтобы обучаемый смог довести ее до получения задуманного (намеченного в целевой установке) результата.
основными
методическими средствами программированного
обучения, организуемого в соответствии
с теорией поэтапного формирования
умственных действий, являются:
1.
схема ориентировочной основы
действий (ООД), позволяющая обучаемому
безошибочно (правильно, по
2.
набор учебных задач, моделирующих самые
разнообразные ситуации, складывающиеся
в реальной действительности при выполнении
данной деятельности.
Достоинства и недостатки программированного обучения
Программирование обучение имеет ряд достоинств: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат, вырабатываются рациональные способы умственных действий, воспитывается умение логически мыслить. Однако оно имеет и ряд недостатков, например:
программированное
обучение не дает возможности получить
целостную картину об изучаемом
предмете и представляет собой "обучение
по крохам" Хотя не все эти возражения
полностью справедливы, но, несомненно,
они имеют под собой определенные основания.
Поэтому интерес к программированному
обучению в 70-80-е гг. ХХ в. стал падать и
его возрождение произошло в последние
годы на базе использования новых поколений
компьютерной
Методы проблемного обучения
Проблемная
задача — это дидактическое понятие,
обозначающее учебную проблему с четкими
условиями, задаваемыми преподавателем
(лектором) или выявленными и сформулированными
кем-либо из обучаемых (студентов), и в
силу этого получившую ограниченное поле
поиска (в отличие от объективно возникающей
перед человеком жизненной проблемы) и
ставшую доступной для решения всеми обучаемыми
(студентами).
Содержанием учебной проблемы — проблемной задачи выступает противоречие между известным знанием и неизвестным. Поиск неизвестного — это система познавательных, мыслительных действий, логически подводящая к обнаружению скрытых в условии задачи связей и отношений.
В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):
1) создание проблемной ситуации;
2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
3) решение
проблемных задач (задачи) путем
выдвижения гипотез и
4) проверка
решения проблемы.
Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия
Для создания проблемной ситуации необходимо выполнение целого ряда условий (требований):
1) наличие проблемы;
2) оптимальная трудность проблемы;
3) значимость
для учащихся результата
4) наличие
у учащихся познавательной
Проблемные
ситуации классифицируют по