Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – способы использования современных активных методов обучения в работе с электронными таблицами в образовательном процессе, пути их совершенствования.
Цель и задачи исследования. Целью работы является влияние активных методов обучения на работу с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- анализ учебно-методической литературы по применению активных методов обучения;
- охарактеризовать активные методы обучения в образовательном процессе, пути их совершенствования.
- раскрыть роль активных методов обучения на занятиях с электронными таблицами.

Содержание

Введение 5
1. Теоретико-методические аспекты использования активных методов обучения в образовательном процессе 7
1.1 Сущность активных методов обучения, их характеристика 7
1.2 Дидактические функции и задачи активных методов обучения 21
1.3 Преимущества активных методов обучения в системе среднего профессионального образования 26
2. Практическое использование активных методов обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования 28
2.1 Применение деловой игры как активного метода обучения на уроках информатики. 28
2.2 Применение мозгового штурма как метода обучения в работе с электронными таблицами 33
2.3 Интерактивный тренинг-зачет как активный метод обучения по теме «Электронные таблицы» 37

Вложенные файлы: 1 файл

АМО Трифонова Л.Н.docx

— 136.94 Кб (Скачать файл)

13. Принцип выходного контроля. Обычно, выходной контроль знаний  происходит после завершения  обучения в форме экзамена, зачетов,  собеседований, выполнения контрольных  работ или рефератов с последующей  их защитой. 

Активные методы обучения при умелом применении позволяют  решить одновременно три учебно-организационные  задачи:

1. подчинить процесс обучения  управляющему воздействию преподавателя;

2. обеспечить активное  участие в учебной работе как  подготовленных студентов, так  и не подготовленных;

3. установить непрерывный  контроль за процессом усвоения учебного материала.

 Таким образом, исходя из вышесказанного, отметим, что уже в начале ХХ века многие ученые педагоги и психологи видели необходимость в разработке новых методов обучения, для активизации учебной деятельности студентов. Данная проблема остается актуальной и в настоящее время. В реализации целей проблемного и развивающего обучения лежат активные методы, которые помогают вести студентов к обобщению, развивать самостоятельность их мысли, учатся выделить главное в учебном материале, развивают речь и многое другое.  

1.3 Преимущества  активных методов обучения в  системе среднего профессионального  образования

 

Эффективность учебного занятия во многом определяется уровнем соответствия методов и средств обучения поставленным целям и задачам. На любом этапе учебного процесса возможно использование нескольких видов активных методов обучения. При этом методы могут не просто сочетаться, но и быть неразрывно связанными друг с другом.

Выбор преподавателем метода обучения должен быть обусловлен рядом аспектов: перцептивным, гностическим, логическим, мотивационным, контрольным, оценочным и др. Необходимо также учитывать пространственно-временные и технологические особенности организации учебного процесса по различным формам обучения, требования к его материально-техническому обеспечению.

Поэтому при выборе активных методов обучения нужно руководствоваться рядом критериев, а именно [14]:

  • соответствие целям и задачам, принципам обучения;
  • соответствие содержанию изучаемой темы;
  • соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания и т. д.
  • соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
  • соответствие возможностям преподавателя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.

На основании предложенных критериев можно выделить уровни принятия решения о выборе активных методов обучения.

Безусловно, наибольший эффект достигается при системном подходе к выбору различных методов обучения в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой преподаватель. Рассмотрим эти задачи по группам.

Первая группа задач состоит в том, чтобы донести до слушателей необходимость учиться. Для решения этой задачи, в частности, используется входной контроль знаний (тестирование) с применением средств и методов программированного обучения. При этом слушатель получает возможность убедиться в недостаточности своих знаний, а преподаватель – уточнить программу изложения курса в соответствии с уровнем знаний данного контингента.

Вторая группа задач возникает уже в ходе изложения учебного материала, и здесь важно пробудить интерес к предмету, убедить слушателей в практической ценности изучаемого материала, активизировать их учебно-познавательную деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний. Для этого применяются различные приемы и методы проблемного обучения, игровые методы.

Задачами третьей группы являются снятие вопросов, выявление ошибочных представлений, неверных истолкований изученного материала и тем самым предотвращение неправильного применения его на практике. Для этого организуются групповые консультации, программированные консультации.

Цель четвертой группы задач – закрепить полученные знания, выработать умения и навыки их практического применения. Здесь наибольший эффект достигается разбором и обсуждением конкретных материалов, анализом конкретных ситуаций, решением типовых задач.

Пятая группа задач учебного процесса предполагает сделать шаг к практическому применению полученных знаний и умений, проверить степень сформированности компетенций, предусмотренных образовательной программой. Эффективным методом для этого является решение кейсов, проведение итоговых деловых игр.

Системность подбора названных методов обучения базируется на том, что каждый из них, с одной стороны, позволяет решать вполне определенную задачу в учебном процессе, а с другой – дополняет собой другие методы.

2. Практическое использование активных методов обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования

2.1 Применение деловой игры как активного метода обучения в работе с электронными таблицами

Учебная деловая игра в  отличие от традиционных методов  основывается на средствах личностного  вовлечения участников в учебный  процесс, мотивируя обучение. Игра позволяет  задействовать такие мотивы поведения  человека, которые обычно остаются нейтральными на уроках, выявляют скрытых  лидеров, а в рамках деловых игр  способствуют овладению искусством общения, возникновению потребности  работать самостоятельно, творчески. «В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется  и при защите решений собственной  группы, а также при критике решений других групп…» [15]. По мнению С.Т. Занько [19], учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность.

Деловая игра требует большой  подготовки и учителя, и учеников. Перед учителем стоит задача технологически продумать и спроектировать учебную игру. Приведем пример использования деловой игры на уроке информатики для учащихся 1 курса учреждений профессионально-технического образования по теме «Электронные таблицы»

Программное обеспечение: MS Excel.

Задачи образовательной  ситуации:

  1. Осознание личностного и социального значения учебного труда и коллективного решения проблемы.
  2. Создание условий для проявления самовыражения и творческой активности.
  3. Продолжить формирование навыков работы в группе.
  4. Проверить знание учащимися основных понятий темы “электронные таблицы” и умение решать прикладные задачи с помощью электронных таблиц.

Продуктивная  задача на тему: Создание модели предприятия по продаже бытовой техники.

Взаимодействие  и сотрудничество на этапе подготовки к учебному занятию:

Учащимся было предложено разделиться на 2 группы, в каждой группе проводилось обсуждение и выдвижение лидера (директора будущего предприятия), распределялись должности: главный бухгалтер, бухгалтер-расчетчик, менеджеры по продажам.

Учащимся было предложено придумать название и девиз для  своего предприятия, а также создать  визитки-бейджики для каждого сотрудника предприятия.

Раздаточный материал (выдается каждой команде) представлен в Приложении А, а содержимое доски, представлено в Приложении Б.

Ход занятия в форме деловой игры

I. Введение

Учитель: На предыдущих уроках мы рассмотрели основные понятия электронных таблиц. Сегодня вы должны показать, насколько хорошо владеете понятиями: ячейка, абсолютный и относительный адрес, видите сферу применения электронных таблиц и умеете решать прикладные задачи с их использованием.

Сегодня мы проведем деловую  игру “Создание малого предприятия”.

Вы знаете, что сейчас все больше и больше получает развитие малый и средний бизнес, и кто  знает, может среди вас сидят  будущие предприниматели, директора, бухгалтера, менеджеры, и уже сейчас вы должны понимать суть выполняемой  работы на той или иной должности  и меру ответственности перед  людьми и предприятием. Я беру на себя роль директора фирмы по продаже бытовой техники, который создает два дочерних предприятия по продаже техники, и объявляю конкурс «Лучший филиа».

Прошу директоров представить  свои команды (директора представляют свои команды, называя должность, фамилию  и имя).

Критерии оценки конкурса:

  1. Точность и правильность выполнения поставленных задач.
  2. Слаженность работы коллектива.
  3. Быстрота выполнения поставленной задачи.
  4. Представление результатов работы директорами филиалов.

II. Задание (работа в группах)

Каждому из филиалов предоставляется  в распоряжение сумма в 46000 долларов и список предлагаемых для закупки  товаров с закупочными ценами.

Сейчас каждому филиалу  предлагается:

  1. Заполнить таблицу закупок товара, т.е. решить сколько единиц каждого наименования вы будете брать, при этом необходимо по максимуму использовать начальный капитал. (при этом можно использовать заготовленную таблицу – представленную в Приложении А)
  2. Заполнить таблицу продаж, т.е. записать какое количество каждого наименования было продано в каждый день недели.

После того как вы выполните  эти задания каждый сотрудник  преступает к выполнению своих должностных  обязанностей.

Прошу директоров филиалов получить пакеты с заданиями. В пакетах  содержатся задания для каждого  сотрудника фирмы.

Менеджер по продажам № 1: составление электронного прайс листа.

Менеджер по продажам № 2: расчет объема продаж за неделю.

Бухгалтер-расчетчик: составление  расчетной ведомости для выплаты  заработной платы.

Главный бухгалтер: расчет прибыли  от продаж.

Директор: учет и распределение  чистой прибыли.

Обратите внимание на табло  нашего конкурса и не забудьте, что  каждый сотрудник должен представить  результаты своей работы на это табло.

Итак, ни пуха ни пера!

III. Индивидуальная  работа за компьютерами

Ниже приведены задания, которые выполняет каждый сотрудник.

Менеджер  по продажам №1

Составить электронный прайс-лист, в котором должно быть предусмотрено  ввод курса доллара и отражены следующие параметры: наименование, покупная стоимость($), продажная стоимость ($), продажная стоимость (руб).

Менеджер  по продажам № 2

Используя, составленную таблицу  продаж, составить таблицу “График  продаж”, построить диаграмму графика  продаж за неделю.

Бухгалтер-расчетчик

Создать расчетную ведомость  для выплаты заработной платы  сотрудникам вашей фирмы. Предусмотреть  ввод следующих данных: фамилия имя, оклад (оплата за неделю), уральские (15%), премия, налоги (13%), всего к выдаче. Вычислите фонд оплаты труда (общая  сумма средств для выплаты сотрудникам оклада, премии и уральского коэффициента).

Запишите на доске сумму  фонда оплаты труда.

Главный бухгалтер

Рассчитать прибыль от продаж техники, если известно, что  продажная стоимость выше покупной на 28%. Предусмотреть ввод следующих  данных: наименование, количество проданных  единиц, покупная стоимость, продажная  стоимость, прибыль от продаж. Найти  общую прибыль от продаж всей техники.

Директор

Подсчитать чистую прибыль вашего предприятия (<прибыль от продаж> - <затраты на приобретение> - <фонд заработной платы>) .

Записать на доске чистую прибыль вашего предприятия.

Заполнить таблицу распределения чистой прибыли.

Таблица 1. Распределение  чистой прибыли

Статья

Сумма

Развитие предприятия

 

Социальная сфера

 

Премиальный фонд

 

Чистая прибыль

 

 

Подготовить отчет о работе вашего предприятия, ответив на вопросы:

  1. Каков был ваш стартовый капитал?
  2. Какую сумму вы потратили на приобретение товара?
  3. Какую прибыль от продаж получило ваше предприятие?
  4. Какую чистую прибыль получило ваше предприятие и из чего она состоит?
  5. Как вы распределяете чистую прибыль (т.е. какие суммы вы выделяете на развитие предприятия, социальную сферу, премиальный фонд)?
  6. Оцените работу вашего коллектива. Слаженно ли сработал ваш коллектив? Была ли в вашей команде взаимопотдержка и взаимопомощь? Довольны ли вы работой вашего коллектива?
  7. Как ваша команда охарактеризовала свое впечатление от урока?

IV. Подведение итогов

1. Отчеты директоров предприятий.

2.Учитель подводит результаты работы предприятий, и каждому сотруднику лучшего филиала выдаются нагрудные знаки.  

Информация о работе Активные методы обучения в работе с электронными таблицами в системе среднего профессионального образования