Активные методы преподавания специальных дисциплин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 10:01, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной проблемы подвела нас к выбору темы курсовой работы «Активные методы обучения специальным дисциплинам».
Объектом исследования являются активные методы обучения в целостном педагогическом процессе.
Предмет исследования: использование активных методов обучения при организации учебно-воспитательного процесса.
Цель исследования: рассмотреть влияние активных методов обучения на процесс подготовки специалистов в вузе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические основы активных методов обучения
1.1. Психолого-педагогические основы активных методов обучения ……… 5
1.2. Классификация методов активного обучения …………………………. 12
1.3. Формы организации обучения с использованием активных методов ... 17
Глава II. Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью» в форме пресс-конференции
2.1. Конспект занятия ………………………………………………………… 26
2.2. Анализ занятия ……………………………………………………………. 37
Заключение ……………………………………………………………………… 44
Список литературы …………………………………………………………….. 46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Активные методы преподаания спецдисциплин.doc

— 236.50 Кб (Скачать файл)

владеть навыками организации и управления пресс-центром, пресс-службой, отделом  печати, отделом по связям с общественностью, центром общественных связей;

уметь устанавливать связи с людьми, организациями, располагающими важными сведениями, источниками информации;

постоянно изучать аудиторию, учитывать ее настроение;

уметь планировать и организовывать рекламные, пропагандистские, информационные кампании, владеть навыками социального и политического маркетинга, уметь организовать и вести протокольно-деловые мероприятия;

уметь использовать методику и технику  проведения опросов общественного  мнения;

свободно владеть риторикой, приемами и методами публичного выступления (знать основы речи, ее виды, правила речевого этикета и ведения диалога, законы композиции и стиля, приемы убеждения), владеть навыками литературного редактирования, умением создать собственное публицистическое произведение, пресс-релиз;

квалифицированно  пользоваться техническими, телерадиоэлектронными  средствами массовой информации, уметь  фотографировать, владеть видео- и компьютерной техникой и др.

       Набор дисциплин, утвержденный Госстандартом для специальности «Связи с общественностью»: все общеобразовательные, отнесенные к разряду основных (от высшей математики до гражданской обороны), и дополнительные (менеджмент, коммуникационные дисциплины, основы журналистики).

  Виды рабочих мероприятий: новостной повод, презентация, пресс-конференция, выставки, прием, клубный вечер, деловой завтрак, благотворительность[9] .

         Рассмотрим занятие, проводимое в форме пресс-конференции на тему «Курение – за и против» по специальности «Теория и практика связей с общественностью». Которая проводилась с целью:

  • формирования познавательных и профессиональных мотивов и интересов участников игры;
  • развития профессионального теоретического и  практического мышления;
  • формирования целостного представления о профессиональной деятельности в ее динамике;
  • обучения коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
  • воспитания ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом.

Подготовка и проведение ролевой  игры включал несколько этапов.

Этап планирования. До занятия выбрали форму проведения деловой игры, определили цели игры, подготовки ее методического оснащении (инструкций, карточек с описаниями ролевых характеристик, оборудования, необходимого для ее проведения). Был дан список литературы и предложено заранее изучить необходимый материал, продумать и подготовить возможные вопросы.

Второй - доигровой. На другой день вопросы были собраны, проверены, обсуждены и сгруппированы, кое-где дополнены, группа студентов была разделена на две подгруппы: журналистов и научных деятелей, участники проинструктированы, подготовили пространство для разыгрывания.

   Третий, собственно игровой, этап представлял собой погружение в ситуацию и разыгрывание ее участниками в соответствии с их трактовкой ролей и опытом игрового взаимодействия. Студенты, выступавшие в роли журналистов, задавали вопросы научным деятелям, которые старались давать полные ответы. Преподаватель выступал  в роли стороннего наблюдателя.

Игра рассчитана на один академический час (60 минут):

    • вступительное слово ведущего – 2 мин.
    • выступления (информационные сообщения) – 30 мин.
    • вопросы и ответы – 20 мин.
    • закрытие – 1 мин.

         Четвертый этап включал в себя подведение итогов. После окончания игры проводится ее обсуждение, выясняется, почему принимались те или иные решения, к каким результатам они привели, каким стратегиям отдавалось предпочтение. 
       Можно представить следующие вопросы для дискуссии: 
                 • Интересна ли игра? 
                 • Какова ее центральная проблема? 
                 • Соответствует ли она реальным условиям действительности? 
                 • Что можно было бы сделать иначе, если бы вы играли еще раз? 
                  • Какова польза игры?

        Можно предложить следующие вопросы для самоанализа: 
                 • Приспособлена ли игра для данной аудитории? 
                 • Хорошо ли взаимосвязаны роли и события? 
                 • Чувствовался ли энтузиазм участников? 
                 • Налажено ли было взаимодействие? 
                 • Какова эффективность игры?

       Подводя  итоги игры, можно сделать вывод  что:

– Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

– Игра дает возможность  экспериментировать с событием, пробовать  разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;

– В деловой игре «знания  усваиваются не про запас, не для  будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации» [4, с. 129];

– Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике» [4, с. 142];

– Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.).

Такая форма  интересна студентам, занятие проходят на высоком уровне активности. Они охотно принимают игровые роли, проявляя свои творческие способности. Учатся формулировать свои мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать и корректно, аргументировано отвечать на вопросы.

     Организация и проведение деловых игр опирается на ряд психолого-педагогических принципов. Принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности является необходимым условием деловой игры реализацию обучающих функции. Принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики деятельности и отношений, участвующих в ней людей требует воссоздания двух реальностей - процессов производства и профессиональной деятельности отдельных специалистов (рабочих, управленцев и служащих). Принцип проблемности содержания деловой учебной игры является дидактическим средством развития творческого (теоретического и практического) профессионального мышления, которое выражается в способности к анализу производственных ситуаций, постановке, решению и доказательству новых (для обучающихся) профессиональных задач. Принцип совместной деятельности требует от разработчика выбора и характеристики ролей участников игрового взаимодействия, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия «должностных» лиц. Принцип диалогического общения предполагает всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности. Дискуссионный характер обсуждения позволяет развить у участников убежденность в достоверности полученных ими знаний. Принцип двуплановости деловой игры заключается в том, что «серьезная» деятельность по развитию личности происходит в «несерьезных» игровых условиях. Достижение условных (игровых) целей с помощью условных (игровых) действий должно стать для каждого участника средством достижения реальных личностных целей (целей обучения и воспитания, профессионального роста и совершенствования).

 Реализация этих принципов позволяет осознанно конструировать и применять операционные игры как средство обучения специалистов и формирования их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной коммуникативной компетентности. В системе высшей школы игры нашли широкое распространение при подготовке руководителей, педагогов, психологов и подобных им специалистов по работе с людьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С развитием научно-технического прогресса, увеличивается объем информации, обязательной для усвоения. Установлено, что информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Отсюда вытекает следующее, что обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, уже только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям. Значит, выступает проблема формирования таких качеств мышления, которые позволили бы студенту самостоятельно усваивать постоянно возобновляющуюся информацию, развитие таких способностей, которые, сохранившись и после завершения образования, обеспечивали человеку возможность не отставать от ускоряющегося научно-технического прогресса. Из этого можно сделать вывод, что нужны новые методы и подходы в обучении, которые могли научить студентов учиться, т.е. самостоятельно находить и усваивать нужную информацию. Ведь, то, что усвоено самостоятельно, методом проб и ошибок усваивается лучше. Роль педагога направить, указать путь, но не давать все в готовом виде, подвести итог проделанной самостоятельной работы студента, указать на ошибки.

Выводы

  1. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что активные методы получают отражение во многих технология обучения, направленных на перестройку и совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов к профессиональной деятельности в современный период.
  2. Активные методы обучения создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний,  умений и навыков у студентов вуза.
  3. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты  с аудиторией, что определяет профессиональные качества будущего специалиста.
  4. Активные методы оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.
  5. В результате использования активных методов в вузовском учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.
  6.   Способствуют развитию творческих способностей студентов, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.
  7. Использование преподавателями активных методов в вузовском процессе обучения способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.

Рекомендации

Для формирования профессиональных умений и навыков, активизации познавательной деятельности студентов в процессе вузовского обучения наряду с традиционными  методами, использовать активные методы обучения.

Для реализации задач  подготовки специалистов следует применять  активные методы обучения систематически и целенаправленно.

При использовании активных методов обучения необходимо учитывать  уровень развития и подготовленности студентов, определяя индивидуальный подход к студентам.

Использование активных методов обучения позволяет преподавателю  создать положительный микроклимат  в группе, что будет создавать  атмосферу свободного общения занятии.

Таким образом, можно  сказать, что использование активных методов обучения в вузе эффективно сказывается на подготовке специалистов.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов на Дону, 2000        
  2. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986 
  3. Борисова Н.В. Контекстное обучение  в системе повышения квалификации // Непрерывное образование: методология и практика. Серис: в помощь слушателям факультета новых методов и средств  обучения . М.: «Знание», 1990  
  4. Вербицкий   А . А .  Активное   обучение   в   высшей   школе : контекстный подход. М.: « Высшая   школа», 1991   
  5. Вербицкий  А.А. Деловая игра как метод  активного   обучения  // «Современная  высшая   школа » №3 1982 
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: «Педагогика», 1991
  7. Гибш И.А. Активность учащихся как условие необходимое для повышения качества обучения. М., 1961
  8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
  9. Единый госстандарт
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: «Логос», 2000  
  11. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя/ Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М; Просвещение, 1984.   
  12. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. – М.: «Рефл – бук, К.: «Валкер»,, 2001.
  13. Лернер И.Я.Дидактические основы методов обучения. – М.; Педагогика. 1984.184 стр. 
  14. Лысикова О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере:  учебное пособие/ О.В. Лысикова, Н.П. Лысикова. – М.; Флинта: МПСИ, 2006. -168 с.
  15. Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М., 1980  
  16. Матюшкин А.М. Активные проблемы психологии высшей школы. М., 1977  
  17. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975            
  18. Маршев В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения управлению. Изд.: МГУ, 1991  
  19. Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. М.: «Совершенство», 1998      
  20. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1991 
  21. Смолкин А.М. Методы активного обучения: Науч.-метод. пособие.— М.: Высш. шк., 1991.—176 с.  
  22. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т. 1. – М.; НИИ  школьных технологий, 2006. . 816 стр.   
  23. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. М., 1987 
  24. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М.; Центр «Педагогический поиск», 2001  
  25. Шарков Ф.И. Паблик рилейшинз: Учебник. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009.

Информация о работе Активные методы преподавания специальных дисциплин