Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:08, доклад
В Концепции Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В этом же документе мы находим перечень основных направлений воспитания, среди которых особое внимание следует уделить труду.
Актуальность идеи трудового воспитания А.С.Макаренко в контексте новой парадигмы образования.
В Концепции Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определен современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В этом же документе мы находим перечень основных направлений воспитания, среди которых особое внимание следует уделить труду.
Проблема трудового воспитания обучающихся особо остро ощущается в современной школе. Современные школьники и их родители очень часто жалуются на принуждение к труду. Дети не желают убрать свое рабочее место, класс, школьную территорию. Поэтому в будущем они становятся всего лишь потребителями. В этой связи, считаем необходимым, обратиться к педагогическому опыту А.С. Макаренко в области трудового воспитания. Именно трудотерапия помогла сделать из трудных подростков настоящих людей.
Антон Семёнович Макаренко (1888—1939) – один из великих отечественных педагогов. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках первой половины двадцатого века.
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. В «Лекциях о воспитании детей» он говорил: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».
Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть обязательно творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей. Вообще, большое место в руководимых Макаренко учреждениями занимала трудовая деятельность; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Макаренко начал с простейших видов сельского труда, в основном для нужд коллектива, затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.
Макаренко считал, что
в процессе трудовой
Труд называют
могучим воспитателем. Единство
труда и воспитания
У Макаренко был производительный труд детей в соединении с обучением основам наук. Обучаясь в школе, дети в то же время работали на производстве.
Единственная с педагогической
точки зрения польза труда
заключалась в том, что он
заполнял собою свободное
Макаренко говорил: «Если труд всегда был основанием человеческой жизни, то ее истинным стимулом всегда будут перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость. Радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми.»
Макаренко еще и
воспитывал у детей умение
мечтать, но поддерживал лишь
те мечты, которые пробуждали
творческую деятельность