Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2015 в 17:24, реферат
Краткое описание
Первые всероссийские соревнования по ЭГ состоялись в ноябре 2002 г. в городе Ступино Московской области. Победу одержала московская команда «Возрождение», в состав которой входили знаменитые гимнастки-«художницы» Наталья Липковская, Елена Давиденко, Анна Шишова и др.
Вложенные файлы: 1 файл
Актуальные аспекты развития эстетической
гимнастики
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ: 1 августа 2005 г. приказом №495
Федерального агентства по физической
культуре и спорту РФ официально утверждён
новый вид спорта – эстетическая гимнастика
(ЭГ). Включение ЭГ в ВРВС и ЕВСК дало право
ДЮСШ, клубам, спортивным центрам открывать
отделения ЭГ, спортивным комитетам и
федерациям – проводить официальные соревнования,
вузам – вводить новую специализацию.
Первые всероссийские соревнования по
ЭГ состоялись в ноябре 2002 г. в городе Ступино
Московской области. Победу одержала московская
команда «Возрождение», в состав которой
входили знаменитые гимнастки-«художницы»
Наталья Липковская, Елена Давиденко,
Анна Шишова и др.
Первый Чемпионат мира по ЭГ состоялся
ещё раньше – в 2000 г. в Хельсинки. Тогда
победу одержала команда Финляндии. В
2009 г. в Москве состоялся уже 10-й Чемпионат
мира, на котором также победила финская
команда.
В ноябре 2007 г. в Волгограде состоялась
защита первой диссертации на соискание
учёной степени кандидата наук по ЭГ «Методика
занятий эстетической гимнастикой с девочками
6-9 лет», автор – А.И. Исаева, научный руководитель
– С.В. Вишнякова.
В 2009 г. в Санкт-Петербурге в НГУ им. П.Ф.
Лесгафта официально открыта новая специализация
– эстетическая гимнастика на кафедре
теории и методики гимнастики (бакалавриат
и магистратура) по очнойи заочной формам
обучения.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ: Эстетическая гимнастика (ЭГ) – это групповой
синтетический вид спорта – сплав художественной
гимнастики, парно-групповой акробатики
и танца, или образно говоря – «синхронное
плавание на ковре».
К обязательным элементам в соревновательных
композициях по ЭГ относятся:
две целостные волны (вперёд, назад или
в сторону);
два целостных взмаха (в сторону, вперёд-назад
или по кругу);
две серии из двух взаимосвязанных движений
телом;
две серии из трёх взаимосвязанных движений
телом (помимо волн и взмахов это: наклоны,
изгибы, скручивания, сжатия, расслабления);
два изолированных элемента на равновесие
(равновесия и повороты) + одно соединение
из них;
два изолированных прыжка + соединение
из них.
Дополнительными трудностями в ЭГ являются
целостные соединения из элементов разных
технико-структурных групп: движения телом
+ прыжок (равновесие, поворот), прыжок
+ равновесие (поворот, волна, взмах и т.п.).
Эти соединения имеют высокую техническую
ценность, однако засчитываются они лишь
при условии, что выполнены все обязательные
элементы.
Разрешёнными элементами вЭГ являются:
акробатические элементы (индивидуальные
и парно-групповые);
танцевальные элементы (шаги, подскоки,
позы).
При этом регламент применения разрешённых
элементов постоянно меняется.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ:
В этом виде спорта
1 – соревнуются только клубы,
а не сборные команды городов
и стран;
2 – количество гимнасток в
команде произвольное: от 6-ти до
10-ти человек;
3 – разрешается использование
любого музыкального сопровождения:
без слов, с голосом, со словами
и т.д.;
4 – основополагающим является
принцип целостного и непрерывного
движения;
5 – особое внимание уделяется
равномерности проявления гимнастками
всех физических качеств;
6 – не поощряются элементы, требующие
проявления чрезмерной гибкости;
7 – обязательным является равномерное
выполнение элементов с правой
и левой ноги.
ОСНОВЫ СУДЕЙСТВА: оценивают выступления групп
в ЭГ три бригады по 34 человека каждая,
т.е. всего 9-12 судей.
Бригада А-1 оценивает техническую ценность
композиции из 5,9 балла (+0,1 – бонус за особую
ценность). В эту оценку входит ценность
обязательных элементов (3,8 балла) и дополнительных
трудностей (до 2,1 балла).
Бригада А-2 оценивает артистическую
ценность композиции из 3,9 балла (+0,1 –
бонус за особую ценность). Сюда входит
оценка выполнения (соответствия) специфических
требований, композиции, музыкальности,
выразительности.
Бригада В оценивает качество исполнения
композиции группой из 10 баллов традиционным
для гимнастики способом – вычитанием
сбавок за ошибки разной степени значимости
и с учётом количества гимнасток, допустивших
ошибки.
КОНТИНГЕНТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ: Соревнования по ЭГ проводятся в трёх
возрастных категориях:
дети – от 6-ти до 14-ти лет делятся на четыре
подгруппы: 6-8 лет – «юный гимнаст»; 8-10
лет – 3 разряд; 10-12 лет – 2 разряд; 12-14 лет
– 1 разряд;
«юниоры» – гимнастки от 14-тидо 16-ти лет
(кандидаты в мастера спорта);
«синьоры» – гимнастки от 16-ти лет и старше
(мастера спорта).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И
ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С целью выявления сущности ЭГ, её связи
с художественной гимнастикой, специфических
особенностей, состояния и перспектив
развития нами в течении последних 5-ти
лет проводились специальные наблюдения,
беседы со специалистами, анализ правил
соревнований, регистрация состава участниц,
сбор результатов соревнований, сведений
о численности гимнасток в команде, музыке,
композициях на турнирах по ЭГ самого
разного уровня от районных соревнований
до этапов Кубка мира.
СВЯЗЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ГИМНАСТИКИ: в процессе анализа материалов
исследований установлено, что эстетическая
гимнастика находится в близком родстве
с художественной гимнастикой. Более того,
она представляет собой своеобразное
возрождение корневой сущности художественной
гимнастики, поскольку многое из того,
что так тщательно разрабатывали, что
ценили и чем гордились основатели этого
красивейшего вида спорта Р.А. Варшавская,
Е.Н. Горлова, Т.Т. Варакина, Ю.Н. Шишкарёва
и многие другие по объективным причинам
олимпийского развития ХГ безвозвратно
исчезло. Так, в числе главных обязательных
элементов в ЭГ перечисляются разнообразные
движения телом: волны, взмахи, наклоны,
изгибы, скручивания, сжатия, расслабления,
притом, что в арсенале средств художественной
гимнастики этих элементов практически
не стало. Однако именно эти движения служат
прекрасным средством профилактики болезней
позвоночника, суставов, сосудов и др.
Очевидно, что ЭГ доступна значительно
большему числу девочек, девушек и женщин
по целому ряду причин: во-первых, в этом
виде гимнастики не требуются и не поощряются
элементы на чрезмерную гибкость; во-вторых,
далеко не все девушки обладают идеальными,
с точки зрения ХГ, фигурами, а в группе
исполнительниц, особенно в большой, недостатки
фигуры нивелируются; в-третьих, в соревнованиях
по ЭГ на любом уровне выступают не сборные,
а клубные команды, что повышает шансы
спортивного роста для любой трудолюбивой
девочки.
Особого внимания заслуживает развитие
ЭГ как студенческого вида спорта, поскольку
возраст старших гимнасток («сеньорок»)
– от 16-ти лет и старше – как раз относиться
к периоду студенчества и у нас, и в других
странах. Однако в Финляндии и Эстонии
в студенческие команды, как правило, входят
девушки, которые серьёзно занимаются
ЭГ по несколько лет, и в этих странах ЭГ
– национальный вид спорта. А в России,
Украине, Болгарии команды в основном
состоят из бывших «художниц» – девушек,
которые много лет занимались ХГ, достигли
в этом виде спорта своего наивысшего
уровня и решили продолжить спортивную
карьеру в родственном виде спорта – в
ЭГ. По нашему мнению, опыт России, Украины,
Болгарии является положительным в том
смысле, что после напряжённых тренировок
гимнастки-«художницы» не уходят в «никуда»,
не бросают спорт резко и бесповоротно,
что крайне вредно для здоровья молодых
девушек, а продолжают свое спортивное
совершенствование. К слову сказать, в
этом вопросе аналогичного мнения придерживается
и главный тренер сборной команды России
по художественной гимнастике И.А. Винер,
которая всецело поддерживает становление
нового вида гимнастики и помогает ему.
Таким образом, между художественной
и эстетической гимнастикой нет противоречий.
Наоборот, они дополняют друг друга.
АНАЛИЗ ПРАВИЛ СОРЕВНОВАНИЙ
ПО ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ: в ЭГ разработана вполне логичная
и понятная система оценок выступления
гимнастических групп, которая, однако,
несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Например, деление элементов всего на
две группы трудности А и В в настоящее
время явно недостаточно. Этих групп должно
быть, как минимум, 3-4: простые элементы,
средние, сложные, очень сложные. При этом
пропорция, установленная для оценки разных
сторон мастерства гимнасток кажется
нам наиболее правильной и справедливой:
техническая ценность |
артистическая ценность |
исполнение |
6 баллов |
4 балла |
10 баллов |
Несколько путанной и нелогичной нам
кажется оценка артистической ценности,
по правилам ЭГ. Возможно, это связано
с неточностью перевода правил с финского
языка. Вместе с тем, следует признать,
что более чётких и понятных критериев
оценки композиции нам не приходилось
видеть ни в одном из технико-эстетических
видов спорта: +0,1 балла за наличие каждого.
Назовём основные из них:
композиция – единое целое;
композиция выразительна и экспрессивна;
выразительность и стиль доступны всей
команде;
композиция и музыка взаимосвязаны;
музыка дополняет композицию;
музыкальные части разнообразны по темпу
и динамике;
имеются кульминационные моменты.
Отметим, что в этом перечне не хватает
лишь требования к «образности» композиции.
Кроме перечисленного, поощряется разнообразие:
1) во всех структурных элементах техники;
2) в построениях и передвижениях; 3) в уровнях
(высоте) движений; 4) в темпе и 5) в динамике
движений.
ЧИСЛО ГИМНАСТОК В КОМАНДЕ: в связи с тем, что в ЭГ разрешено выступать
командой от 6-ти дл 10-ти человек произвольно,
нас заинтересовало, будут ли тренеры
искать оптимальную численность гимнасток
и, если да, то с каких позиций. Оказалось,
что в настоящее время количество гимнасток
в команде определяется тем, сколько имеется
в наличие спортсменок заданного возраста
и подготовленности, а потому это количество
в реальности колеблется от 6-ти до 10-ти
человек во всех возрастных категориях.
Некоторые рекомендации в этом вопросе
удалось получить в процессе бесед с тренерами,
в частности: 1) нечётное количество исполнительниц
предпочтительнее, т.к. возможными становятся
более оригинальные построения и перестроения,
менее заметна «грязь»; 2) маленьких гимнасток
должно быть больше, чтобы площадка не
казалась пустой, старших гимнасток –
меньше, чтобы им не было тесно.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР: в этом вопросе некоторые специалисты
называют ЭГ «возвращением утраченных
ценностей художественной гимнастики».
Так ли это?
В 50-70 гг. прошлого века вместе с приглашением
гимнастки на площадку назывался композитор
и музыка, под которую она выступала. Это
несло в себе колоссальную образовательную
и воспитательную функцию и для спортсменок,
и для тренеров, и для зрителей. На зарубежных
соревнованиях по ЭГ представление команд
и тренеров не принято, в связи с чем название
музыкальных произведений не озвучивается.
На отечественных соревнованиях лишь
около 50% команд знают и называют имя композитора
и музыку, под которую выступают. Таким
образом, «возвращение к утраченным ценностям»
в этом аспекте, к сожалению, не произошло.
Что же касается музыкально репертуара,
то здесь выявлена следующая тенденция
(по убывающей): песенный репертуар (детский
и взрослый), музыка из кинофильмов, мультфильмов,
спектаклей, эстрадные мелодии, классическая
музыка.
Однако отметим, что команда «Роксет»
из Тулы победила на Чемпионате мира 2005
г. с музыкой Игоря Стравинского «Весна
священная». Команда «Оскар» из Ростова-на-Дону
завоевала Кубок мира с композицией на
музыку Ара Гаваркян «Арцах», посвящённую
памяти о геноциде армянского народа.
Призер многих международных соревнований
эстонская команда «Пируэт» выступала
с самой потрясающей композицией на музыку
П.И. Чайковского I Концерт для фортепиано
с оркестром. На юниорском уровне одно
время остро соперничали команда «Роксет-джуниор»
с композицией на музыку М.П. Мусоргского
«Ночь на лысой горе» и команда «Юнона»
с композицией на музыку А.И. Хачатуряна
Адажио из балета «Спартак».
Таким образом, есть надежда, что на соревнованиях
и по художественной, и по эстетической
гимнастике всё чаще будет звучать музыка,
представляющая собой великое культурное
наследие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог всему сказанному, отметим,
что эстетическая гимнастика сегодня
– это реально существующий и развивающийся
вид спорта. В нём немало проблем организационного,
информационного, политического, научного
характера и др. Но в то же время этот гимнастический
вид спорта, безусловно, имеет очень привлекательную
соревновательную сущность, выход на мировую
арену, отлаженную систему соревнований
и судейства.
Информация о работе Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики