Актуальные проблемы информатизации общества образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Двадцатый век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины, вышел в космическое пространство, покорил термоядерную реакцию и сам стал ее жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя гораздо менее успел в ликвидации последствий своих успехов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Развитие информационного общества………………………………4
1.1. Социальные последствия глобальной информатизации общества………9
1.2. Социальные последствия информатизации……………………................10
Глава 2. Подготовка преподавателей к профессиональной деятельности в условиях информатизации высшего образования……………………………………………………………………...13
2.1. Проблема информатизации учебного процесса и школ…………………20
Глава 3. Информатизация образования и свобода учителя…………………...27
Заключение…………………………………………………………………...32-33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1 .doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

    Несколько необычно, но раньше никто не пытался  заместить учителя учебным фильмом. Он демонстрировался лишь в целях  привлечения внимания учащихся к  какой-то проблеме, показывая то, что  нельзя показать в реальных условиях. Сейчас же к компьютеру отношение существенно иное. Сажая школьников перед мониторами для работы с мощной, не адаптированной обучающей программой, учитель фактически пытается выключить себя из учебного процесса.

    В свете выделенных трех проблем можно  разделить учителей на тех, кто не получил желаемой свободы общения с компьютером, тех, кто добровольно отказался от нее, и тех, кто получил «свободу от…», но не обрел «свободу для…»

    Лишь  малую часть учительства можно  охарактеризовать как полностью  свободных в работе с ПК.

    Что же можно сделать для продвижения к столь заветной свободе? В ответе на данный вопрос мы должны вернуться к проблеме общей подготовки учителя к использованию компьютера на уроке. Эта тема уже затрагивалась на страницах журнала (см., например, [1]).

    Для нормальной методической работы с компьютером (по любому направлению, независимо от предмета преподавания) учитель должен уметь формировать фрагменты уроков с использованием как элементов готовых программ, так и собственные программные продукты. Это могут быть презентации (PowerPoint, Flash), фильмы, лабораторные работы, тесты, контрольные работы, схемы, рисунки, графики, динамичные модели и т.д., и т.п.

    Для умелого вкрапления созданных программ в учебный процесс, в подготовке будущего учителя-предметника обязательно  должны присутствовать элементы методики использования компьютерной техники на уроке в рамках конкретной специализации. Так, например, учитель истории должен владеть общей теорией и частными методами применения ПК на уроке истории. Сейчас на занятиях «Методики преподавания истории» (если таковые имеются) подобные методы не освещаются.

    Безусловно, возникающий пробел призван ликвидировать  общий курс «Информационные технологии в образовании». Но, поскольку это  общий курс, то преподавателю остается только предложить студентам отработать навыки создания презентации и (или) сайта по теме, близкой к их направлению обучения. Конечно, создание презентаций, сайтов, обучающих программ любого рода есть необходимое звено в цепи подготовки современного специалиста. Но только звено! Подобные занятия не в состоянии в полной мере осветить все нюансы разработки методики использования компьютера на уроке, а ведь речь идет именно о способности будущего педагога создавать новые методики ведения занятий с учетом массы факторов, одним из которых является присутствие в классе ПК.

    Но  если студенты в состоянии как-то освоить азы обращения с ПЭВМ в рамках своего предмета в вузе, то действующие учителя могут  достичь определенного уровня владения современными методами преподавания по большей степени собственным опытом или в результате обмена идеями с наиболее активной частью учительства посредством курсов повышения квалификации или общения на страницах журналов.

    Итак, подводя итог вышесказанному, следует  сказать, что учитель станет действительно свободным для педагогического творчества с использованием персонального компьютера только в том случае, если он сможет, с одной стороны, создавать фрагменты уроков на основе готовых или собственных программных продуктов, с другой стороны, овладеет методикой преподавания предмета в современных условиях, то есть с учетом возможностей компьютера. Только тогда не будет возникать вопрос: «Не заменит ли компьютер учителя?» Ответ всегда будет однозначным: «Не заменит», так как компьютер будет рассматриваться как одно из методических средств учебного процесса, а не как альтернатива учителю, что вполне можно предположить, глядя на современное состояние дел.

Заключение

 

   Из  всего вышесказанного можно сделать  заключение, что на данном этапе  развития перед обществом как никогда остро стоит проблема информатизации. Всеобщая компьютеризация и информатизация достигли столь высокого уровня, влияние компьютера на человека настолько сильно, что может привести к тяжёлым социальным последствиям. Уже сейчас наблюдаются первые симптомы этой болезни. Однако, необходимо признать также и то огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Наше общество становится информационным, а отсюда следует, что оно становится более цивилизованным, более развитым, на смену классно-урочной системы обучения должны прийти модели проектно-групповая и индивидуальная. Главные достоинства предлагаемых моделей заключаются в том, что они позволяют информатизировать учебный процесс, достигают этой цели меньшими затратами и более соответствуют требованиям современной школы. любой индивид может получить доступ к практически неограниченным объёмам информации. Наше общество становится всё более и более образованным.

      Какое влияние на общество оказывает всеобщее засилье компьютеров? Похоже, что в ближайшее время этот вопрос останется без ответа. 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. PKZIP/PGP/etc вне  закона // Компьютерра, № 16(96), 24 апреля 1995 г
  2. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20.
  3. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или научное понятие? // Социс, 1993, № 8, с.153.
  4. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с. 19-20.
  5. Закон об информации, информатизации и защите информации // Российская газета, 22 февраля 1995 года.
  6. Максименко В.С. "Компьютеризация воскресила мечту о господстве над миром в новом веке, запад не захочет делиться энергией, но никого не обделит вниманием".
  7. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991, с.217.
  8. Урсул А.Д. Информатизация общества и переход к устойчивому развитию цивилизации // Вестник РОИВТ, 1993, № 1-3, с.35-45.
  9. . Извозчиков В.А., Тумалеева Бибилиотека директора школы, Школа информационной цивилизации «Интеллект XXI» //Просвящение. -2002
  10. http://teacher-inf.boom.ru/program.htm

Методологические  модели использования информационных технологий в школах.

   11Лапчик М. Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образование. – 1991. -№6.

   12 Попов К.А. Подготовка учителя к использованию современных технологий в образовании / Вопросы Интернет-образования. № 18. 2004.

   13 Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы//Педагогика. 2003. No5.С. 27-33.

    Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru 

Информация о работе Актуальные проблемы информатизации общества образования