Анализ взаимосвязи стиля руководства и соотношение управления с самоуправлением и самоорганизацией в воспитательной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:00, контрольная работа

Краткое описание

Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (общественные организации, предприятия, армия, партии и др.) и предполагает взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Государство формулирует задачи социального воспитания, создает его инфраструктуру, определяет программу, содержание. В то же время реализуют воспитание конкретные социальные, групповые и индивидуальные субъекты, имеющие собственные ценностные ориентации, стереотипы, предрассудки и т.д. и вносящие существенные коррективы в реализацию требований общественных норм и установок. Вследствие этого, с одной стороны, в практике воспитания рождаются новые явления, с другой - воспитатели и воспитуемые проявляют консерватизм, который имеет глубокие исторические, этнические и социально-психологические корни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Функции и жизнедеятельность воспитательной организации……….............5
Стили руководства, их характеристика………………………………………..8
Соотношение управления, самоуправления и самоорганизации в жизнедеятельности воспитательной организации……………………………11
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы…………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социальной педагогике.docx

— 37.01 Кб (Скачать файл)

Стиль руководства определяет меру «жесткости» - «мягкости» управления, а также объем и содержание функций, полномочий, прав, которые  руководитель делегирует органам самоуправления, создаваемым в воспитательной организации  и в составляющих ее первичных  коллективах.

Самоуправление представляет собой, по сути, решение вопросов жизнедеятельности воспитательной организации и (или) первичных коллективов их членами в рамках полномочий, делегированных руководителями.

Эффективное самоуправление предполагает участие большой части членов коллектива в выборе целей жизнедеятельности, в определении путей их достижения, в организации и осуществлении жизнедеятельности, а также в ее анализе и оценке, в результате чего между ними создаются отношения ответственной зависимости.

Самоуправление реализуют общее  собрание и система подотчетных ему органов, формирующихся на выборной основе, с периодически сменяемым составом членов. Структура органов самоуправления воспитательной организации и первичных коллективов, их взаимосвязь зависят от содержания жизнедеятельности, возраста и других характеристик членов коллектива, уровня его развития, сложившихся в организации традиций.

Изменение условий и содержания жизнедеятельности организации, состава и возраста членов коллектива ведет к изменению делегированных самоуправлению прав и структуры его органов.

Самоорганизацией называют самопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы неформальных отношений, субкультурные особенности и другие социально-психологические феномены.

В сфере самоорганизации действуют  очень эффективные неформальные санкции по отношению к тем членам коллектива, которые каким-либо образом нарушают принятые обычаи, нормы и пр. (от насмешки и сплетен до разрыва отношений и изоляции). Самоорганизация может играть как конструктивную (созидательную), так и деструктивную (разрушительную) роль.

Учет и использование конструктивного  потенциала самоорганизации (предполагая знание руководителем неформализованной структуры коллектива и специфичных для нее ценностей) помогают достичь такого положения, когда направленность процессов самоорганизации в основном совпадает с усилиями по достижению целей управления. В таком случае самоорганизация становится важным фактором развития самоуправления и условием эффективности управления жизнедеятельностью коллективов и воспитательных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, становится очевидным, что стиль руководства является определяющим условием реализации управления жизнедеятельностью воспитательной организации и составляющих ее коллективов, а также соотношение управления с самоуправлением и самоорганизацией.

Стиль руководства не только определяет, как организуется жизнедеятельность организации, но и накладывает отпечаток на всю систему взаимодействия руководителя с коллективом и между его членами.

Именно стиль руководства определяет меру «жесткости» - «мягкости» управления, а также объем и содержание функций, полномочий, прав, которые руководитель делегирует органам самоуправления, создаваемым в воспитательной организации и в составляющих ее первичных коллективах.

Очевидно, что при автократическом  стиле руководства, когда руководитель осуществляет единоличное управление коллективом, а его членам не позволяется высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу и пр. о самоуправлении не может идти и речи.

При осуществлении авторитарного стиль руководства, по сути, создается только имитация учета интересов и мнений членов коллектива, решение, в конечном счете, принимает руководитель в соответствии со своими планами и установками. В этом случае также может быть представлено управление без признаков самоуправления и самоорганизации.

При демократическом стиле руководства руководитель опирается на коллектив, стимулирует самодеятельность, самоуправление и самостоятельность его членов, которые настойчиво привлекаются к обсуждению проблем жизни коллектива и побуждаются делать определенный выбор решения. Таким образом, имеет место самоуправление, хотя оно является ведомым. Ведущим выступает управление. 

Эгалитарный стиль руководства предполагает, что руководитель и члены коллектива в равной мере участвуют в принятии решений по проблемам организации своей жизнедеятельности. В данном случае отмечается гармоничное соотношение управления с самоуправлением и самоорганизацией.

В случае осуществления игнорирующего или непоследовательного стиля руководства, очевидно, ведущим становится самоуправление и самоорганизация. Управление в данном случае происходит формально.

Итак, стиль руководства не только определяет, как организуется жизнедеятельность организации, но и накладывает отпечаток на всю систему взаимодействия руководителя с коллективом и между его членами.

Стиль руководства и соотношение  управления, самоуправления и самоорганизации  играют важную роль в актуализации воспитательных возможностей всех сфер жизнедеятельности в конкретных коллективах и организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учебное пособие. [Текст]/ Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2006. – 304с.
  2. Ермакова, И.В., Кондаков, И.М. Ценностные ориентации учителей в отношении учащихся.[Текст]/ И.В. Ермакова, И.М. Кондаков //Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Выпуск 4. Часть II /Под ред. М. Ю. Кондратьева. — М.: МГППУ, 2006. — С. 74—86
  3. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник. [Текст]/ Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269с.

Информация о работе Анализ взаимосвязи стиля руководства и соотношение управления с самоуправлением и самоорганизацией в воспитательной организации