Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:00, курсовая работа
Предметом данной работы является комплекс мер по предотвращению компьютерной зависимости.
Целью курсовой работы является изучение профилактических мер и методов борьбы с компьютерной зависимостью.
Задачи курсовой работы:
Выяснить, как понятие компьютерной зависимости рассматривалось российскими и зарубежными учеными.
Рассмотреть существующие виды компьютерной зависимоти и ее причины.
Рассмотреть формирование компьютерной зависимости у подростков и молодых людей.
Введение…………………………………………………………………………2
I. Теоритические аспекты компьютерной зависимости………………….4
1.1. Виды компьютерной зависимости………………………………………..4
1.2. Причины появления компьютерной зависимости………………………10
1.3. Формирование компьютерной зависимости у подростков и молодых людей…………………………………………………………………………….13
II. Анализ влияния компьютерной зависимости на подростков и молодых людей…………………………………………………………………19
2.1. Анализ результатов исследования компьютерной зависимости у подростков и молодых людей…………………………………………………19
2.2.Методы профилактики компьютерной зависимости…………………….28
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I. Теоритические аспекты компьютерной зависимости………………….4
1.1. Виды компьютерной зависимости………………………………………..4
1.2. Причины появления
компьютерной зависимости………………
1.3. Формирование компьютерной
зависимости у подростков и молодых людей…………………………………………………………………
II. Анализ влияния
компьютерной зависимости на подростков
и молодых людей…………………………………………………………………
2.1. Анализ результатов исследования компьютерной зависимости у подростков и молодых людей…………………………………………………19
2.2.Методы профилактики
компьютерной зависимости………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на личность современного человека. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий оказывает большое влияние на воспитательное пространство молодых людей и подростков. Компьютеры уже давно перестали быть безликими рабочими машинами и стали частью повседневной жизни людей, для кого-то они незаменимые помощники, средство для общения и поиска информации, инструмент самореализации и заработка, а для кого-то развлечение, способ уйти от реалий своей жизни, инструмент для общения.
Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее десятилетие нашей стране наблюдается всеобщая компьютеризация, что привело к тому, что большинство молодых людей ставятся зависимыми от компьютера.
С развитием компьютерных технологий, наряду с прогрессом, также появилась новая форма зависимости - компьютерная зависимость, которая поражает как взрослых людей с устоявшейся психикой, так и подростков, находящихся на начальных стадиях своего формирования. Большое количество подростков и молодых людей предпочитает провождение своего досуга за компьютером, играя в компьютерные игры и общаясь на интернет-сайтах, активному отдыху или живому общению, что пагубно влияет на их психическое и физическое здоровье.
Объектом исследования данной работы является компьютерная зависимость среди подростков и молодых людей.
Предметом данной работы является комплекс мер по предотвращению компьютерной зависимости.
Целью курсовой работы является изучение профилактических мер и методов борьбы с компьютерной зависимостью.
Задачи курсовой работы:
Методологией, выбранной для исследования является анализ научной литературы.
Новизна работы в том, что компьютерная зависимость явление современное, не до конца изученное, оказывающее пагубное влияние на современную молодежь.
Изучением данной проблемы занимались Кимберли Янг «Диагноз-интернет зависимость», И. Голдберг «WWW ведет к депрессии», Ю.Д. Бабаева «Интернет: воздействие на личность». Исследования этих авторов указывают на то, что на формирование компьютерной зависимости влияют не только желание и острая необходимость в уходе от реальности, потребность в полном отождествлении себя с персонажем компьютерной игры или личные проблемы, но и индивидуальные особенности человека. К таким особенностям относят характер, который определяет устойчивое поведение человека.
1.1 Понятие и виды компьютерной зависимости
Компьютерная зависимость - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученые. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.
Новый термин – «кибернетическая лудомания» официально введен в мировую медицинскую практику. Он относится к людям, которые попали в тяжелую зависимость от компьютерных игр, что сказывается на их образе жизни и зачастую даже на физическом и моральном здоровье.
Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям.
Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Наиболее часто встречается в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком компьютерной зависимости является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все чаще встречается в России. У младших школьников компьютерная зависимость обычно проявляется в форме пристрастия к компьютерным играм. В более старших возрастах она начинает включать и более содержательные занятия: усовершенствование собственного компьютера, поиск компьютерных программ и других материалов в сети Интернет, программирование и т. п. Компьютерная зависимость часто наблюдается у детей с интеллектуализмом. Ее возникновению способствуют нарушения общения со сверстниками; она, в свою очередь, приводит к закреплению и дальнейшему прогрессированию этих нарушений. Вместе с тем, компьютер предоставляет возможность для виртуального общения (в частности, через Интернет), что смягчает негативные психологические проявления нарушения реальных межличностных отношений. Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая),данная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный "взлом" компьютерных программ и т. п.). Вместе с тем, она нередко становится источником успешной профессиональной подготовки к последующей производительной деятельности в области компьютерных технологий. [1,с.45]
Можно выделить три основных вида компьютерной деятельности :
1) Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
2) Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;
3) Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант Интернет-аддикция, в том числе зависимость киберсексуальная. [2,с.16]
Компьютерная зависимость подразделяется на несколько видов:
1) Кибераддикция- зависимость от компьютерных игр подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
Неважно, какой тип игры человек выбирает – все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютерной игрой, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется.
Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Характер отношений с компьютером принимает все более интимные, эмоциональные черты, создавая иллюзию комфорта и стабильности. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.
2) Сетеголизм - зависимость от Интернета. Проявляются бесконечным пребыванием человека в сети Интернет. Характеризуется долгим пребыванием в виртуальном мире (иногда по 12-14 часов в сутки), заведением виртуальных знакомств, скачиванием музыки, общением в чатах. [3, с.3].
3) Хакерство – вид деятельности, характеризующийся увлечением поиском информации и применением таких знаний. Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия. Посвященных данному феномену психологических исследований практически нет. Масс-медиа предлагают считать наиболее бросающимися в глаза психологическими особенностями хакеров - асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного развития подростка. [4, с.30]
Некоторые признаки «сетеголика»:
Профессор К. Янг из Питсбургского университета, занимающийся исследованиями в этой области, выделяет пять основных категорий:
Также Кимберли Янг приводит следующие четыре симптома интернет-зависимости:
И. Голдберг приводит следующую систему критериев. По его мнению, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более пунктов из предложенных им. [7,с.2].
Общие чертами
компьютерной зависимости является
характерный ряд психологически
Информация о работе Анализ влияния компьютерной зависимости на подростков и молодых людей