Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 18:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка проблемы, состоящей в следующем: каким образом можно способствовать формированию научного мировоззрения у младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе, включающем в себя как урочные, так и внеурочные формы. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить сущность, функции, критерии сформированности научного мировоззрения;
- рассмотреть особенности формирования основ мировоззрения у младших школьников;
- обозначить пути и методы формирования научного мировоззрения у младших школьников в целостном учебно-воспитательном процессе;
Введение
Глава 1. Теоретическое формирование основ научного мировоззрения младших школьников
1.1 Понятие и сущность формирования научного мировоззрения
1.2. Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников
Глава 2. Анализ деятельности учителя по формированию основ мировоззрения у младших школьников
2.1 Содержание деятельности учителя по формированию основ мировоззрения
2.2 Выявление эффективности работы учителя по формированию научного мировоззрения младших школьников
Заключение
Список литературы
При
выполнении некоторых заданий не
предусмотрена уровневая
Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на одном уроке по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления у детей, что приведет к снижению качества ответов.
Дозировку заданий на урок учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную, доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий. В случае необходимости дает дополнительно время, фиксируя эти случаи.
Формулировки заданий учитель записывает на доске и зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ (расположение материала ответов, форма записи и пр.).
3-й класс
Задание 1
Высокий уровень. Систематизируя полученные знания, учащиеся приводят 4–5 примеров информационных источников познания окружающего мира. В ответах содержатся также ценностные критерии, раскрывающие личностное отношение ученика к процессу обогащения знаниями ("ценно", "интересно", "современно" и пр.).
Средний уровень. В ответах характеризуется 3–4 источника информации.
Низкий уровень. Учащиеся перечисляют в среднем по 3 источника информации.
Задание 2
Тема "Тела и вещества" входит в обязательный минимум содержания начального образования.
Высокий уровень. Учащиеся дают правильные определения, дополняя неполные формулировки понятий, приводят примеры тел природного и неприродного происхождения.
Средний уровень. Ответы недостаточно полные.
Низкий уровень. В ответах имеют место ошибки.
Задание 3
Задание представлено в занимательной для учащихся формулировке, выявляет усвоение знаний по теме "Осадки".
Высокий уровень. Учащиеся дают правильные ответы по всем четырем позициям, отмечают, что перистые и кучевые облака хорошей погоды не дают осадков; кучево-дождевые несут дождь, слоистые – дождь (летом) и снег (зимой).
Средний уровень. Ответы недостаточно полные.
Низкий уровень. В ответах имеют место ошибочные суждения.
Задание 4
В свободной
форме учащиеся обосновывают правила
безопасного поведения у
В ответах низкого уровня учащиеся констатируют, что необходимо соблюдение правил безопасного поведения у водоема, без обоснования и конкретизации высказанных утверждений.
Задание 5
Первая часть
Высокий уровень. Учащиеся называют 4–5 свойств воздуха.
Средний уровень. Учащиеся называют 3–4 свойства воздуха.
Низкий уровень. Учащиеся выделяют в среднем 3 свойства воздуха.
Вторая часть
Высокий уровень. Учащиеся обосновывают 4–5 значимых для раскрытия темы примеров использования воздуха человеком в разных сферах деятельности.
Средний уровень. Учащиеся приводят 3–4 примера использования воздуха человеком.
Низкий уровень. В ответах содержится 2–3 примера.
Задание 6
Задание
предусматривает выявление
Высокий уровень. Учащиеся самостоятельно включают в таблицу несколько названий изученных полезных ископаемых и кратко раскрывают возможности их использования. Ответы содержат 4–5 единиц суждений. Учащиеся, ответы которых были отнесены к среднему и низкому уровню, нуждались в помощи при организации оформления результатов. В ответах, соответствующих низкому уровню, содержалось до 3 позитивных характеристик использования полезных ископаемых.
Задание 7
С помощью
данного задания предполагалось
выявить нравственно-этические
4-й класс
Задание 1
Высокий
уровень. Учащиеся содержательно кратко
характеризуют символы
Низкий уровень. Учащиеся только называют символы государственности России.
Задание 2
Высокий уровень. Учащиеся самостоятельно выделяют наиболее значимые героические события истории России и содержательно, точно и кратко называют и характеризуют 4–5 событий.
Средний уровень. В ответах характеризуется в среднем 3 исторических события.
Низкий уровень. В ответах характеризуется до 3 исторических событий, имеют место неточные формулировки их обозначения.
Задание 3
Задание предполагает систематизацию информации, накопленной в процессе продолжительного изучения учебного материала курса.
Высокий уровень. Учащиеся содержательно, полно, сжато и точно характеризуют параметры природного комплекса. В ответе содержится 5 и более общих характеристик.
Средний уровень. Учащиеся называют в среднем 4 характеристики природного объекта.
Низкий уровень. В ответах недостаточно выдержана логика выделения общих параметров характеристики природного комплекса, в ряде случаев школьники переключаются на изложение конкретных описаний природной зоны. В ответах содержится в среднем 2–3 общих суждения.
Задание 4
Задание выявляет фактические знания учащихся о природных объектах нашей страны, а также умение работать с картой. Для выполнения задания в полном объеме необходимо уметь пользоваться картой как важным источником информации.
Высокий уровень. Задание по первой и второй частям выполнено правильно и в полном объеме.
Средний уровень. Ответы недостаточно исчерпывающие.
Низкий уровень. Ответы неполные, имеют место неточности.
Задание 5
Выполнение первой части задания предполагает проверку репродуктивного уровня усвоения знаний по программным темам курса.
Высокий
уровень. Ответы исчерпывающие, полные,
учащиеся раскрывают функции органов
пищеварительной системы
Средний уровень. Учащиеся правильно называют органы пищеварительной системы человека, неполно раскрывают их функциональное назначение.
Низкий уровень. Учащиеся в основном перечисляют органы пищеварительной системы человека.
При выполнении второй части задания на высоком уровне учащиеся самостоятельно формулируют 4–5 правил здорового питания. На среднем уровне в ответах раскрывается 3–4 установки здорового питания. На низком уровне в ответах содержится 2–3 тезиса здорового питания.
Задание 6
При
выполнении учащимися данного задания
можно не давать поуровневую оценку.
Ответы учащихся могут служить для
учителя характеристикой
Сегодня выдвигается вопрос о необходимости создания на научной основе нового концептуального подхода к воспитанию, стратегическим ориентиром которого должно стать сформирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, призванной содействовать реализации задач социально – экономического, гуманно – нравственного образования общества, способной сохранить и учредить мир и согласие между народами Республики Казахстан и другими народами.
Интересы ребенка – его потребности, тенденции, увлечения, желания, опыт, знания; “общечеловеческие интересы” – значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье. Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же – учителя.
Формирование
мировоззрения школьников — процесс
длительный и многосторонний. Он зависит
не только от различного уровня овладения
знаниями и соответствующего им уровня
выработки взглядов, убеждений и
идеалов, но и от возрастных особенностей
учащихся. Он носит целостный и
интегративный характер, или, иначе
говоря, начинается с формирования
простейших элементов мировоззренческих
представлений у младших
«Мировоззренческие
идеи осваиваются не поочередно, одна
за другой, а в тесном переплетении,
в комплексе. Практически они
начинают усваиваться почти
Работа по формированию мировоззрения учащихся требует не только знания и учета возрастных особенностей, но и их индивидуальных различий. Исследования показывают, что у школьников отчетливо проявляются различия в успеваемости, в глубине усваиваемых знаний, в развитии эмоциональной сферы, которые так или иначе отражаются на выработке у них взглядов и убеждений.
Показателями сформированности мировоззрения являются наличие системы знаний, взглядов и убеждений (структуры мировоззрения), которые проявляются в разных видах деятельности, способность совершенствовать свои знания и деятельность.
1. Т.В. Кучер. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
2. З. Абдуллаев. Экологическое
отношение и экологическое
3. «Начальная школа», № 6 - 2001, № 6, 7 - 2000.
4. Воспитательные технологии в современной начальной школе. - Орск, 2000.
5. Газеты «Педсовет», № 2, 9 - 1996, № 4, 6 - 2001.
6. Педагогическое творчество, № 2 - 2001, № 5 - 2000.
7. Т.М. Веселова. Формирование экологической
культуры младших школьников
на основе краеведческого
8. В.И. Седых. Формирование у
младших школьников
9. О.В. Бобылева, Л.Д. Бобылева. Экологическое воспитание младших школьников. «Начальная школа», № 5, 2003.
10. Г.А. Булатникова. Общение с
природой как средство
Задание 1
Назови, из каких источников ты получаешь информацию (сведения) об окружающем мире.
Задание 2
1. Назови тела природного
2. Назови тела неприродного происхождения (5 примеров).
3. Заполни пропуски.
Все тела состоят из одного или нескольких ______ .
Вещества находятся в ________ , _______ и ________ состоянии.
Задание 3
Составь прогноз выпадения осадков при наблюдении на небе облаков. Сделай запись.
Виды облаков Осадки
1. Перистые ________________
2. Кучевые хорошей погоды ________________
3. Кучево-дождевые ________________
4. Слоистые ________________
Задание 4
Назови правила безопасного поведения у водоема.
Задание 5
1. Назови свойства воздуха.
2. Приведи примеры использования воздуха человеком.
Задание 6
Составь таблицу "Как используют полезные ископаемые".
Полезные ископаемые |
Использование полезных ископаемых |