Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить и обосновать педагогические условия формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.
Объект работы: процесс формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.
Предмет работы: комплекс педагогических условий и методических средств формирования мотивации учения старшеклассников на уроках истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-6
Научный подход и проблема мотивации учения школьников………7-16
Специфика уроков истории в старших классах. Особенности учебной деятельности старшеклассников……………………………………..17-23
3.Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников………………………………………………………...24-29
4.Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения…………………………………………...30-38
Заключение…………………………………………………………………...39-42
Список литературы…………………………………………………………..43-44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.76 Кб (Скачать файл)

Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения  интереса, без внутренней мотивации  освоения знаний не произойдёт, это  будет лишь видимость учебной  деятельности. Как же пробудить у  детей желание к учению на уроках истории? Есть много способов внешней мотивации.  Но успешность учебной деятельности и,  в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации. Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать  основному требованию - быть как для обучающего так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом. Это можно достичь с помощью нескольких установок. Ученик ставит сам цель урока и учебную задачу. Цель учащиеся  записывают  в тетрадь, и в конце урока  ученик сам определяет, достиг ли цели,   подводит  итоги. Предоставление ученику свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство  хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты. Например, тема урока «Экономическое развитие СССР в 30годы» учащимся предлагаются задания на выбор-  составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме,  работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала. Контроль знаний будет  осуществляться  при помощи разноуровневых заданий. Первый уровень – обязательный минимум (тест). Главное свойство этого задания: оно должно быть  посильно любому ученику. Первый  уровень будет обязателен для всех. Второй уровень –   тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету. Третий уровень это  – творческое задание (сочинение, работа с документами, логические задания).

Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического  образования. История не только открывает  перед школьником картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь  поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность  понимать причины и логику развития исторических процессов открывает  возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым, формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения. По мере развития исторического мышления картина мира, формируемая у школьников под воздействием всего образовательного процесса, приобретает особую глубину и направленность. Представление об исторических корнях существующих социальных норм и мировоззренческих ценностей, об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяет школьникам более четко и осознанно определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества. Личностная самоидентификация подростков оказывается тесно связана с восприятием национальных культурных и исторических традиций, а также самоопределением в социальном пространстве современного российского общества, формированием национальной идентичности. Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма, толерантности.15

На уроках истории развивается  мотивация в  воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

 

3. Возрастные особенности учебной деятельности старшеклассников

 

Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая  специфика усвоения  учебного материала  старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Вопрос этот далеко не праздный. Дело в том, что после  бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического и психического развития в подростковом возрасте учащиеся вступили в более плавную и «спокойную» его фазу. Типично возрастные характеристики развития здесь не выступают так выпукло и ярко, как прежде, во многом затушевываясь типологическими свойствами и индивидуальными особенностями личности. В этом возрасте мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Между тем возрастное своеобразие  этого периода развития отличается большой определенностью. Оно сказывается  на всех сторонах учения и школьной жизни старшеклассников.16

Что же необходимо особо  выделять учителю  в возрастных особенностях старшеклассников для правильной ориентации своей педагогической деятельности?

Современный старшеклассник - продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В данный период важной мотивационной сферой в учебной деятельности является интерес к учению.

В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. По своему физическому развитию сегодняшние школьники 17 лет соответствуют  молодым людям 22 лет 30-х годов.

В плане умственного развития этот возраст не показывает каких-либо качественных новообразований: здесь  укрепляются и совершенствуются те процессы развития формального интеллекта, которые начались в подростковом возрасте. Однако определенная специфика  здесь имеется и вызывается она  своеобразием развития личности старшего школьника.17

Мышление старшего школьника  приобретает личностный, эмоциональный  характер; интеллектуальная деятельность здесь приобретает особую аффективную  окраску, связанную с самоопределением старшего школьника и его стремлением  к выработке своего мировоззрения. Именно в этот период учителю нужно актуализировать у учеников познавательные и социальные мотивы. Назначение периода юности в жизни каждого человека состоит в том, чтобы расширить горизонты познания реального мира, других людей и себя самого, выработать ко всему этому свое отношение, найти свое место в обществе и определить жизненные задачи. Отсюда — интерес учеников к самым общим, универсальным законам природы и человеческого бытия, стремление постигнуть теоретические и методологические основы научных дисциплин, острый интерес к познанию человеческих возможностей и внутреннему миру человека, склонность к самоанализу и самооценке. Мотивы будут проявляться по-разному в зависимости от того в каких ситуациях оказывается ребенок. Более того, мотивы не во всех ситуациях достаточно явно обнаруживаются. Поэтому надо не просто долго наблюдать, а наблюдать в таких ситуациях, где изучаемые качества могут проявляться.

Центральным психологическим  процессом юношеского возраста является развитие самосознания. На основе формирующегося самосознания происходит самоопределение  личности старшеклассника, частным  проявлением которого является профессиональное самоопределение. Стоит отметить, что личность ученика неповторима. У одного - невысокий уровень мотивации и хорошие умственные способности; у другого - средние способности, но велики побудительные силы поиска решений. Иногда ученик обладает хорошими способностями, глубокими знаниями, а результат его творческой самостоятельной деятельности весьма средний. Успех или неудачу личности в учебной деятельности невозможно объяснить какими-либо отдельными ее качествами. Напротив, только анализируя эти качества в тесной взаимосвязи, можно понять истинные причины успехов или неудач конкретного ученика.

Старший школьник миновал  эпоху подростковых кризисов и конфликтов. В этом возрасте отмечается улучшение  коммуникативности и общего эмоционального самочувствия индивида, большая дифференцированность его эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышение самоконтроля и саморегуляции.18 Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями.

Предпринимаемые в настоящее время шаги по совершенствованию системы формирования социальной активности школьников направлены в первую очередь на развитие в школе ученического самоуправления, которое может стать естественным «полигоном» не только для выработки и закрепления у учащихся социально полезных качеств, но и в целом для более полного и гармоничного развития их личности. Можно сказать, что здесь проявляется мотивы самоутверждения личности, они связаны с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников.

Становление социально активной позиции личности старшеклассника  осуществляется, конечно, не только в  ходе их участия в общественной жизни  коллектива. Оно происходит в каждый момент их школьной жизни и учебы  и определяется, в частности, нормой установленных отношении и характером общения. Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой деятельности.

Рассмотренные особенности  развития познавательной сферы и  личности старшего школьника отражаются на всех видах его учебной деятельности. На уроке  старшеклассника отличает активность мышления, направленность на решение мыслительных задач, вкус к логическому упорядочиванию и  систематизации, к поиску универсальных  закономерностей, к самостоятельному нахождению способов обобщенной ориентировки в материале, к теоретическим  обобщениям. Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а следовательно и личности учителя, общению с ним.

Высокий уровень интеллектуальной деятельности, доступный старшему школьнику, обусловлен многими причинами. Одна из них более развитая, чем ранее, произвольность психической деятельности вообще и связанная с ним способность  к активной регуляции своего поведения. Эта способность особенно ярко проявляется  в области памяти. Старшеклассник, поставивший перед собой цель добиться определенных успехов в  учении, способен к серьезным волевым усилиям.19

Старшекласснику, который  стремится к самопознанию, определению  своих «пределов» и возможностей, импонирует оценка справедливая и объективная, отражающая действительный уровень  его достижений. Он стремится к  знаниям, а не к отметке.

Однако нельзя не заметить и другой тенденции, присущей главным  образом старшеклассникам. В их отношении  к отметкам появляется известный  практицизм, вызываемый тревогой за итоговые показатели успеваемости. Неудачи, неоправдавшиеся  надежды на хорошую отметку многими  переживаются драматически, нередко  приводят к срывам и даже попыткам оказать давление на учителя.

Из приведенной характеристики познавательной, нравственной и эмоционально-волевой  сфер старшеклассника можно сделать  определенные выводы о приоритетном значении отдельных тем в организации  их общения на уроке. Интерес и  глубокий эмоциональный отклик здесь, как правило, вызывают, во-первых, животрепещущие проблемы политики и общественной жизни, обогащающие ту общую картину  мира, которая строится старшеклассниками, и вносящие в нее коррективы.

Во-вторых, как известно, важнейшим предметом общения  с окружающими в ранней юности является человек с его свойствами и возможностями, достоинствами  и недостатками и, в частности, собственное Я учащегося. В связи с этим на уроке живейшую реакцию вызывает проблематика нравственных ценностей и нравственного мира личности, человеческих отношении, чувств, в особенности те моменты, когда необходимо осмыслить и оценить нравственную позицию личности, возможно именно эти аспекты и мотивируют старшеклассника в учении.

Старшеклассники с их возросшей  умственной пытливостью питают отвращение к информационно обедненным формам работы (сюда относится многократное повторение уже известного, чисто  формальные преобразования содержания и т. п.). Им импонирует такая организация  общения на уроке, когда происходит выбор между различными точками  зрения, сопоставление альтернативных подходов, отстаивание своей точки  зрения, спор. Единственный способ вызвать  глубокий эмоциональный и нравственный отклик подростка, юноши – поставить  его перед близкой ему проблемой, заставляющей самостоятельно размышлять и формулировать вывод. То есть на каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

В таких условиях самовыражения  личности и возникает реальная речевая  задача, а также коммуникативная  мотивация, обеспечивающая инициативное участие человека в общении. Личностная индивидуализация предполагает учет контекста деятельности ученика, его жизненного опыта, сферы его интересов, желаний, духовных потребностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе.

Сказанное выше позволяет  оценить всю сложность задач, которые стоят перед учителем  в старших классах. Решение их требует от него не только постоянного  повышения своего профессионального  уровня, но и серьезных усилий по совершенствованию психологической  культуры своей деятельности.20

Информация о работе Анализ опыта педагогической деятельности направленный на актуализацию мотивов учения