Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 14:32, контрольная работа
В рамках личностно – ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяется технология сотрудничества.
Технология сотрудничества основана на содружестве участников педагогического процесса, учитывает их интересы. Авторитарный учитель управляет ходом обучения единолично. Все связанные с этим функции – организацию класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим и т.д., учитель выполняет сам. Эта технология предполагает распределение этих функций между
Название, когда появилась | Автор и последователи | Концептуальная основа, цели, особенности, существенные характеристики | Уровни применения | На какую возрастную группу рассчитана | Плюсы и актуальность | Проблемы в использовании (минусы) |
Технология
сотрудничества
1970-е гг. |
Амонашвили, Шалва Александрович Шаталов, Виктор Федорович Лысенкова, Софья Николаевна |
В рамках личностно
– ориентированных технологий самостоятельным
направлением выделяется технология сотрудничества.
Технология
сотрудничества основана на содружестве
участников педагогического процесса,
учитывает их интересы. Авторитарный
учитель управляет ходом В «Концепции среднего образования РФ» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Основные идеи – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Успех команды зависит от вклада каждого участника, это предусматривает помощь для членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и имеет шанс оценивается наравне с другими. Кроме всего прочего, работа в группах, позволяет детям учиться с людьми. |
Основные варианты
организации обучения в сотрудничестве
I. Обучение в команде. II. Подход с сокращенным названием «пила». III. Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе». IV. Исследовательская работа учащихся в группах. |
Начальные классы;
Среднее звено; старшее звено; студенты. |
1. Не все ученики
готовы задавать вопросы учителю, если
они не поняли новый или ранее пройденный
материал. При работе в малых группах,
при совместной деятельности ученики
выясняют друг у друга все, что им не ясно.
В случае необходимости не боятся все
вместе обратиться за помощью к учителю.
2. Каждый
понимает, что успех группы зависит
не только от запоминания 3. У
учащихся формируется 4. Ребята
учатся общаться между собой,
с учителями, овладевают 5. У учащихся развивается чувство товарищества, взаимопомощи. Высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и увеличение времени на индивидуальную помощь. Привычная функция учителя-рассказчика и основного носителя знаний заменяется консультационной и организационной функцией. |
Необходимо
следить за тем, чтобы не появилось
зазнайство, превышение власти командира
над другими участниками |
Технология
совместного творческого 1950- е гг. |
С.Т. Шацкий | Технология
совместного творческого Технология коллективного творческого
воспитания - это, по существу, продуманная
система ключевых мероприятий, которые
благодаря целенаправленной деятельности
педагогов направлены на комплексное
решение задач гармоничного развития
личности. Если мы хотим, чтобы многообразная
школьная жизнь действительно стала
важнейшим воспитывающим В технологии
коллективного творческого |
Внеурочная деятельность | Дошкольное
образование, Начальные классы;
Среднее звено; старшее звено; студенты. |
Являются мощными
оптимальными средствами индивидуального
воздействия на детей.
Повышение
объема и качества усвоенной информации; |
|
Технология
проектного обучения
1920-е гг. США |
Джон Дьюи, а также его ученик В. Х. Килпатриком. Данная теория обучения привлекла внимание русских педагогов еще в начале XX века. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике образования. | В основе метода
проектов лежит развитие познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений ориентироваться
в информационном пространстве, развитие
критического мышления.
Метод
проектов всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся - индивидуальную,
парную, групповую, которую учащиеся
выполняют в течение Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
|
Применяется при изучении разных школьных предметов в образовательных учреждениях различного типа. | Начальные классы;
Среднее звено; старшее звено; студенты. |
Метод учебного проекта способствует развитию самостоятельности ученика, всех сфер его личности, обеспечивает субъектность ученика в образовательном процессе, следовательно, проектное обучение может рассматриваться как средство активизации познавательной деятельности учащихся, средство повышения качества образовательного процесса | Ограничения
в использовании
технологии:
низкая мотивация учителей к использованию данной технологии; низкая мотивация учащихся к участию в проекте; недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности; нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом. Основная
проблема, сдерживающая распространение
проектного обучения, состоит в трудности
сопряжения проектных заданий с
требованиями образовательных стандартов.
Практически не удается сформулировать
проектные задания так, чтобы можно было
использовать стандартные знания, умения,
навыки (точнее – чтобы в них возникла
необходимость) при выполнении учениками
этих заданий. |
Технология
проблемного обучения
в конце 60-х — начале 70-х гг. XX столетия |
Основывается
на теоретических положениях Д. Дьюи.
И.Я. Лернер, М.М. Махмутов, В. Оконь, А.М. Матюшкина. |
Под проблемным
обучением понимается такая организация
учебных занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению,
в результате чего и происходит творческое
овладение профессиональными знаниями,
навыками, умениями и развитие мыслительных
способностей.
Целью проблемной технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. Проблемное
обучение основано на создании особого
вида мотивации – проблемной, поэтому
требует адекватного В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей. |
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. | Начальные классы;
Среднее звено; старшее звено; студенты. |
Способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения. | Большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся. |
Вывод:
Современный учитель должен не только знать, но и владеть современными педагогическими технологиями. Эти знания и умения оцениваются при аттестации учителя.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
К числу
современных образовательных
-развивающее обучение;
-проблемное обучение;
-разноуровневое обучение;
-коллективную систему обучения;
-технологию
изучения изобретательских
-исследовательские методы в обучении;
-проектные методы обучения;
-технологию
использования в обучении
-обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
-информационно-
-здоровьесберегающие технологии;
- технологию личностно –
- игровые технологии;
- инновационные технологии и пр.
Литература:
Подласый И. П. Педагогика. В 3-х книгах. Кн. 3: Теория и технологии воспитания
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.
Интернет