Анализ педагогической пролемы. Суицид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 18:32, реферат

Краткое описание

С начала февраля в разных регионах РФ зафиксировано как минимум 12 самоубийств подростков, одно из них - двойное. Актуальность проблемы суицидов в нашем городе, как и во всей РФ, приобрела особое значение с начала 90-х годов, когда смертность от самоубийств в России приобрела угрожающий характер. По статистике самоубийств количество ежегодно погибающих от суицида в нашей стране превышает число жертв автомобильных катастроф в 2 раза и составляет 60 000 человек. Поэтому профилактика суицида одна из важнейших задач психологических служб.

Вложенные файлы: 1 файл

Суицид.docx

— 41.55 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Уральский государственный  педагогический университет»

Институт музыкального и  художественного образования

Кафедра художественного  образования

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ. СУИЦИД

Реферат по дисциплине «Педагогика»

 

 

 

Выполнила:                 

_______

Студентка 2 курса, группы Д 21-z

Заочного отделения, направление  –

«Художественное образование»,

Профиль «Дизайн и компьютерная графика»

Научный руководитель:

_______

 

 

Екатеринбург 2012 г.

С начала февраля в разных регионах РФ зафиксировано как минимум 12 самоубийств подростков, одно из них - двойное. Актуальность проблемы суицидов в нашем городе, как и во всей РФ, приобрела особое значение с  начала 90-х годов, когда смертность от самоубийств в России приобрела  угрожающий характер. По статистике самоубийств  количество ежегодно погибающих от суицида  в нашей стране превышает число  жертв автомобильных катастроф  в 2 раза и составляет 60 000 человек. Поэтому  профилактика суицида одна из важнейших  задач психологических служб.

В распространенном докладе  ЮНИСЕФ отмечалось, что 20% российских подростков подвержены серьезным депрессиям и психическим расстройствам, тогда как в западных странах этот показатель не превышает 5%.

По данным международной  организации, в среднем в России показатель самоубийств для подростков находится на уровне 30-31 случай на 100 тыс. населения в год. Ранее детский омбудсмен Павел Астахов сообщал, что Россия занимает шестое место в мире, а по самоубийствам подростков - первое место в Европе. По данным Астахова, в России ежегодно происходит 4 тысячи попыток самоубийства среди подростков, из которых 1,5 тыс. оканчиваются смертью.

 

Понятие  СУИЦИД (самоубийства).

Термин "суицид" появился в 17 веке, и практически не употреблялся до середины 18 века. Термин "суицидология"  начали употреблять в начале 20 века. Но люди начали убивать себя гораздо раньше.

«Нет, пожалуй, ни одного думающего человека, который,

 хотя бы  раз в жизни, не задумывался о самоубийстве».

Уильям  Джеймс

Суицид (самоубийство) - одна из вечных проблем человечества, поскольку  существует как явление практически  столько же, сколько существует на Земле человек.

СУИЦИД – осознанный самостоятельный акт самоустранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь теряет смысл.

СУИЦИД ИСТИННЫЙ – обдуманное, намеренное лишение себя жизни, как правило, заканчивающееся смертью.

СУИЦИД ЛАТЕНТНЫЙ – мотивационная готовность к суициду, скрытый суицид.

СУИЦИД МАНИФЕСТНЫЙ – мотивационная готовность дополняется внешними или внутренними факторами.

СУИЦИДАЛЬНОЕ  ПОВЕДЕНИЕ – поведение, включающее различные формы активности и служащее деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки. Всё поведение строится так, чтобы суицидальная попытка удалась. В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения и самоуничтожения. Чаще такое поведение отмечается у сензитивных подростков, а также в субдепрессивной фазе при циклоидной акцентуации.

СУИЦИДАЛЬНЫЕ  ЗАМЫСЛЫ – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации. Продумывание способов суицида, время и место действия.

СУИЦИДАЛЬНЫЕ  МЫСЛИ – пассивные размышления об отсутствии ценности, смысла жизни, а также представления, фантазии на тему своей смерти, но не лишения себя жизни.

СУИЦИДАЛЬНЫЕ  НАМЕРЕНИЯ – предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение.

СУИЦИДАЛЬНЫЕ  ПОПЫТКИ – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не заканчивающиеся смертью.

СУИЦИДАЛЬНЫЙ  РИСК – комплексная характеристика психического состояния дезадаптированной личности, сформированного индивидуально неповторимым сочетанием особенностей личности и способами её взаимодействия с социальной средой в экстремальных для неё жизненных ситуациях, сопровождающегося негативно окрашенными аффективными переживаниями и отражающего степень сформированности суицидальных намерений.

СУИЦИДАЛЬНЫЙ  ШАНТАЖ – угроза совершить самоубийство, как средство воздействия на неблагоприятную ситуацию. От угроз может перейти к демонстративным попыткам, опасность которых заключается в том, что из-за технической ошибки одна из попыток может оказаться реализованной. Для психоза характерно наличие психологически неоправданного мотива – жажды умереть, когда для психопатии – разрядка аффективного напряжения, скрытая форма садомазохистских склонностей или, чаще всего, средства воздействия личности на неблагоприятную ситуацию.

СУИЦИДОМАНИЯ – постоянное неослабевающее стремление во что бы то ни стало покончить жизнь самоубийством. Рассматривается также как одно из проявлений расстройств влечений при психопатиях, в рамки которого включены суицидальные и псевдосуицидальные тенденции.

На протяжении последующей  истории человечества менялись и  усложнялись мотивы и способы  самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных  эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим  и в настоящее время.

Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Сотни  философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему самоубийства в  самых различных аспектах.

Свое хорошо известное  философскому миру сочинение "Миф  о Сизифе" А.Камю начинает c знаменательного вступления: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит ли или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Таковы условия игры: прежде всего, нужно дать ответ". 

Психология самоубийства - это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни.

 

ПРИЧИНЫ САМОУБИЙСТВА.

 

  • Урбанизация общества и как следствие ее – ослабление института семьи;
  • Полная и частичная безнадзорность в детстве;
  • Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • Действительная или мнимая утрата любви (родителей, партнера), неразделенное чувство и ревность;
  • Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • Боязнь позора, насмешек или унижения;
  • Страх наказания, нежелание извиниться;
  • Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • Раннее половое развитие подростков в городе, половая несостоятельность;
  • Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
  • Отклонение в психике (заболевание) и физиологическом развитии;
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • Разрушающие личность человека, его “я”;
  • Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов;
  • Влияние на сознание средств массовой информации, а также характер вероисповедания и некоторые другие факты общественной жизни.

 

В основе суицида  лежит КОНФЛИКТ!

  • Конфликты, связанные со спецификой военной службы.
  • Лично-семейные конфликты.
  • Конфликты, обусловленные состояние здоровья.
  • Конфликты, связанные с антисоциальным поведением общества.

 

Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов древности существовало практически у всех народов.

Самоубийство вдов во многих странах являлись свидетельством подлинной  любви к мужу и доказательством  их верности. Решительность и бесстрашие многих из них поражает воображение. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание  насилия и позора также фактически предписывались общественными нормами  поведения.

У мужчин существовал другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов  в нем – это искупление позора от военных поражений.

 

 

ПРИЗНАКИ ПРЕДСУИЦИДАЛЬНОГО  СИНДРОМА.

 

Нарушения нормального функционирования психики:

  • Большое депрессивное расстройство — крайне подавленное настроение, психическая и двигательная заторможенность, тревожность, страх, растерянность, неадекватное чувство вины.
  • Тревожные расстройства — глубокая и устойчивая тревога, боязнь выйти из дома, каких-либо ситуаций или объектов, боязнь публичных выступлений.
  • Недавно перенесенный сильный стресс, в особенности со снижением контроля интеллекта над побуждениями.
  • Наследственная отягощенность психическими заболеваниями.

 

Семейное неблагополучие:

  • Асоциальная семья — социальная дезадаптированность ребенка.
  • Распад семьи.
  • Страх перед домашним наказанием (например, после получения негативной оценки).

 

Социально-психологическая ситуация подростка:

  • Чрезмерная эмоциональная привязанность подростка к кому-либо и бурная реакция вследствие какого-либо эмоционального отдаления от объекта привязанности.
  • Острая реакция на смену условий жизни: переезд, смена школы и т.д.

 

Внешние признаки:

  • Недостаток сна или повышенная сонливость.
  • Повышенный или сниженный аппетит.
  • Беспокойство, тревожность.
  • Постоянная усталость, упадок энергии.
  • Неряшливый вид.
  • Усиление жалоб на недомогание.
  • Частые смены настроения.
  • Предельное ограничение социальных контактов.
  • Стремление к неоправданному риску.
  • Раздражительность.
  • Злоупотребление алкоголем и наркотиками.
  • Ощущение безнадежности и безвыходности.
  • Мысли о смерти и загробной жизни, раздаривание ценных вещей, приведение собственных дел в порядок, разговоры о собственных похоронах, составление записок об уходе из жизни.

 

Словесные признаки:

Подросток, готовящийся совершить  самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

  • прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  • косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
  • много шутит на тему самоубийства;
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

 

Для  подростков  склонных  к  самоубийству  характерны   высокая   внушаемость и стремление   к подражанию.  Поэтому, когда случается одно  самоубийство, оно становится  сигналом   к действию  для   других,  предрасположенных к этому подростков. Иногда  небольшие группы  ребят даже  объединялись  с целью создания некой субкультуры самоубийств»  («эпидемии  самоубийств среди подростков»).

 

 

ПРОФИЛАКТИКА.

 

Для того чтобы предотвращения дальнейшего роста, а тем более  возникновения суицида необходимо с детства вложить в ребенка  правильные понятия жизни и смерти.

Само понятие  смерти возникает у детей уже между 2 - 3 годами, и для большинства она не является пугающим событием.

В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго.

В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим.

Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода.

 

При первых симптомах обращаться к специалистам, не всегда мы сами в состоянии решить проблемы близких.

Информация о работе Анализ педагогической пролемы. Суицид