Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 12:38, курсовая работа

Краткое описание

Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина, А.М. Шахнаровича. В общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:
речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития речи у старших дошкольников ……………………………………………………………………………………...6
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………....6
Общая характеристика речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………11
Методы и средства развития речи у старших дошкольников……….17
Глава 2. Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………...25
2.1. Анализ программы по развитию речи дошкольников …………………...25
2.2. Описание процесса исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………..28
2.3. Анализ результатов исследования развития речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….......33
Список литературы …………………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 90.67 Кб (Скачать файл)

Большое значение имеет воспитательный потенциал лексики, помогающий выработать нравственные ориентиры. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность [6].

Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.  Алексеева М.М., Яшина  В.И. Методика развития речи и  обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов  высш. и сред. пед. учеб. заведений. –3-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр "Академия", 2000.-400 с.

2.  Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.

3.  Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

4.  Возрастная и педагогическая  психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 1984

5.  Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Педагогика, 1991.

6. Дошкольная педагогика; Учебник для стул. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. 6-е изд., иепр. - М.; Издательский центр «Академия», 2006. 416 с.

7.  Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1985.

8.  Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения"/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.

9.  О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В. Соловьева, Е.В. Савушкина. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.; 16 с.

10.  Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2007 – С.130 – 132.

11.  Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др.; Под ред. Ф. А. Сохина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1984. —223 с.

 12.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.: ил. – (Серия "Мастера психологии")

13. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / 11. Л. Стародубова. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «'Академия», 2012. — 256 с.

14. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников.- 2-е изд. М.: ТЦ Сфера,  2008.- 56. с

15.  Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., "Просвещение", 1977.

16.   Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 1960.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Занятие по развитию речи (старший дошкольный возраст)

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ж — ш».

 

Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов, содержащих звуки ж — ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в дифференциации звуков ж — ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание.

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что звук ш — это песня змеи, а; ж — песня жука. Формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнять соответствующее движение: на звук ш — заигзагообразное движение кистью руки от себя — ползет змея, на звук ж — поставить руки перед грудью (чтобы не задеть сидящих рядом детей) и подвигать кистями вверх-вниз — летает жук. Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки: ш… ш… ж… ш… ж… ж… ш… ж… ж… ш… ж.

Предлагает тем, кто допустил ошибки, выполнить задание отдельно; остальные контролируют их.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в первом случае, показывают, какой звук слышится. (Слова надо произносить с очень легким интонированием звука.) Вначале упражнение выполняют девочки, затем мальчики.

Педагог задает вопрос: «Книжица — это большая книга? (Не очень большая, может, совсем тоненькая.) Как можно сказать про большую и толстую книгу?» (Книжища.)

Воспитатель спрашивает, не знает ли кто-нибудь, почему у ослов такие длинные уши. Предупреждает, что сейчас дети услышат стихотворение-сказку. («Если это сказка, то в ней может быть что-то и не так, как в жизни, но зато очень занимательно».) Читает стихотворение «Про ослика» Р. Фархади:

У ослика

Был день рождения,

И он принимал поздравленья.

Барбос ему сена принес,

Коза подарила овес.

Вошли торопливо барашки.

Они принесли две ромашки.

Тянули осленка за ушки

Лошадки, овечки и хрюшки.

И ушки росли-подрастали

И к вечеру длинными стали.

Педагог просит детей прочесть последнюю строку так, чтобы сразу почувствовалось, какой длины стали уши у осленка: дли-и- и-инными стали (хоровое и индивидуальные выступления).

Затем воспитатель повторяет строчки: «Тянули осленка за ушки лошадки, овечки и хрюшки»,.уверяет, что в них есть 3 слова со звуком ш. Ставит на свой стол 3 пирамидки одинакового цвета и поодаль еще одну — другого. Просит назвать слова со звуком ш (ушки, лошадки, хрюшки). По мере называния ребенком слов убирает одну за другой 3 пирамидки. Привлекает внимание детей к оставшейся пирамидке, ее цвету. Говорит, что в сказке про осленка есть слово со звуком ж. Читает первые 3 строчки. Дети называют слово рождение.

Поскольку у ослика «рождение», надо спеть для него песенку про каравай,— продолжает разговор воспитатель.— Начало песенки вы будете петь хором, а оставшуюся часть — со слов « Вот такой ширины, вот такой ужины» — исполнит солист. Вы знаете , кто такой солист?

Воспитатель ставит перед кем-либо из детей осленка (игрушки, картинка). Дети хором поют: «Как у ослика рожденье! Испекли мы каравай!» Затем песенку продолжает ребенок. Он же выбирает следующего исполнителя, передав ему игрушку (картинку). Упражнение повторяется 4—5 раз. По окончании его воспитатель задает вопрос, какие звуки слышатся в словах ширины, ужины.

Далее педагог несколько раз произносит первую строчку покупки «Пошел котик на торжок», меняя логическое ударение:

Пошел котик на торжок.

Пошел котик на торжок.

Пошел котик на торжок.

Дети называют, слова котик, торжок, пошел.

Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение «Осенью» Л. Н. Плещеева. Просит двоих детей прочесть его выразительно, проникновенно. Интересуется, кто, по мнению слушателей, прочел лучше те или иные строчки.

Подводя итог занятию, воспитатель напоминает, какие упражнения были проведены, спрашивает, какие звуки дети учились различать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Занятие по развитию речи (старший дошкольный возраст)

«Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень»».

Цели: познакомить детей с содержанием картин; закрепить умение различать цветовые оттенки осенней листвы; формировать умение сравнивать два похожих пейзажа.

Воспитатель выставляет на стенде репродукции картин

В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень», читает отрывок из стихотворения Ф. Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь День стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Осенняя песня» (октяб из цикла «Времена года». Воспитатель читает отрывок из рассказа И. Соколова-Микитова «Осень в лесу»:

«Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень...

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни летает над землей, садится на лицо липкая паутина».

  • Как вы думаете, какие названия дали художники своим картинам?

  • Давайте рассмотрим пейзаж Исаака Левитана. Что вы видите на картине? (Прекрасный день осени. Роща пылает кострами берез. Золотыми россыпями светится земля. В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника. Осенний воздух свеж и прозрачен.)

  • Какие деревья на картине? (Трепетные осины, золотые, багряные березы.) Какие небо и река?

  • Какое настроение охватывает вас, когда вы смотрите на эту картину?

Вниманию детей предлагается репродукция картины В. Поленова.

  • О чем картина художника Василия Поленова? Что изобразил художник? Опишите перелески, привольно раскинувшиеся по высокому берегу Оки.

  • Какая река Ока на картине, какое небо?

  • Какое впечатление производит картина Поленова? Какие пробуждает в вас чувства?

  • Дети, сравните эти осенние пейзажи. Чем они похожи, чем различаются? Расскажите об этом.

Воспитатель дает свой рассказ на тему картин И. Левитана и В. Поленова «Золотая осень»:

«Два великих русских художника — В. Поленов и И. Левитан, кажется, вместе любовались «пышным природы увяданьем» в чудесный осенний день. Они изобразили лес, «точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный...» («в багрец и золото одетые леса...»), и нашли выразительное многоцветье красок для описания прелестной осенней поры. Золото листвы красиво оттеняет прозрачные воды рек и синеву неба. Гладкую поверхность медленно текущих рек еще не беспокоит порывистый холодный ветер. В реках, словно в зеркале, отражаются прибрежные деревья, кусты и высокое небо. На обеих картинах запечатлен теплый, безветренный день. Все дышит тишиной и осенним по косм. Природа готовится к долгому зимнему сну. И только яркая изумрудная зелень озимого поля вдали на картине И. Левитана и могучий зеленый дуб-великан на кар- пше В. Поленова говорят нам о том, что после морозной, снежной зимы придет весна, и земля снова пробудится к новой жизни».

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ программы по развитию речи дошкольников и исследование особенностей речевого развития детей старшего дошкольного возраста