Андрагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 15:53, доклад

Краткое описание

Деятельность андрагога при создании и воспитании коллектива можно свести к 3 ключевым понятиям:
вовлечение,
стимулирование,
сплочение.
Вовлечение необходимо на начальных стадиях при работе с новыми членами и обычно ориентировано на организацию совместной деятельности. Стимулирование и сплочение должно сопровождать весь процесс работы с коллективом.

Вложенные файлы: 1 файл

андрагогика.docx

— 20.52 Кб (Скачать файл)

Организационные основы воспитания

Чаще всего формы организации воспитания взрослых подразделяют на индивидуальные и групповые (микрогрупповые, групповые, коллективные и массовые). Лидируют в современном воспитательном процессе групповые формы – как более действенные и экономичные, а главное, социально заряженные. Для андрагогики имеет значение деления групп по уровню развития их численности. Связь между числом стажёров и эффективностью воспитательного процесса непосредственная. Содержание работы с группой из 5-7 человек и группой в 25-40 человек будет существенно отличаться.

Воспитание в коллективе. Советская педагогика рассматривала коллективистское воспитание как основу развития личности. На этом основывался принцип воспитания в коллективе и через коллектив (А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, позднее В.А.Сухомлинский). Коллектив является высокоразвитой группой, характеризующейся сплочённостью, целеустремлённостью, ценностно-ориентационным единством. Работу с коллективом следует строить, учитывая особенности его развития, в процессе которого меняются отношения его членов к целям и деятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции.

Деятельность андрагога при создании и воспитании коллектива можно свести к 3 ключевым понятиям: вовлечение, стимулирование, сплочение. Вовлечение необходимо на начальных стадиях при работе с новыми членами и обычно ориентировано на организацию совместной деятельности. Стимулирование и сплочение должно сопровождать весь процесс работы с коллективом.

Андрагогу следует строить работу с коллективом, придерживаясь следующих правил:

  1. Взаимодействие, воспитательное влияние, обеспечивающее возможность каждому члену коллектива остаться самостоятельной, независимой, самодеятельной личностью;
  2. Адекватность содержания работы, выбранных методов и организационных форм, стадии развития коллектива;
  3. Многофакторность и комплексность воспитательного влияния с привлечением различных специалистов (психологов, социологов);
  4. Соответствие работы с коллективом динамике и условиям его жизни, потребностям;
  5. Ориентир на сформированность навыков выработки общего мнения по важнейшим вопросам жизни коллектива;
  6. Всеобъемлющий мониторинг жизнедеятельности коллектива, базирующийся на регулярном контроле и коррекции выполнения членами коллектива своих обязанностей;
  7. Учёт многоуровневости структуры межличностных отношений в коллективе;
  8. Стремление к адекватности выполняемых ролей реальным возможностям членам коллектива;
  9. Особое внимание к процессам вхождения личности в коллектив и развития отношений в коллективе;
  10. Ориентация на потребности конкретного индивида, содействие его пребыванию в наиболее благоприятном для него коллективе;
  11. Ротация ролей и обязанностей, изменение характера и вида коллективной деятельности, выявление новых лидеров, развитие новых межличностных отношений.

Взаимоотношения личности и коллектива особенно значимы. Чаще всего личность испытывает трудности с самоутверждением в коллективе, завоеванием благоприятного для себя положения, а коллектив – разрушение сложившихся взаимоотношений. Наряду с развитием коллективистских отношений андрагог должен содействовать индивидуальному воспитанию и формированию психологических знаний и умений взаимодействия и эмпатии, взаимоуважения, культуры общения и межличностных отношений. В этом плане действенны психолого-воспитывающие методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Межличностные отношения – это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах.

Воспитание в группе. Всё большую значимость для реализации воспитательных целей приобретает социальная группа, т.е. «социально организованная общность людей, объединённых общими интересами, целями и совместной деятельностью». Группа может и усиливать, и подавлять возможности индивида. Каждому члену группы присущ некоторый групповой статус, определяемый его ролью в группе. Существенно отличаются понятия «руководитель» и «лидер» группы: руководитель организует жизнедеятельность формальной группы, лидер регулирует неофициальные межличностные отношения в группе.

Регулируют жизнедеятельность группы групповое сознание, которое отличается от общественного обыденностью, житейским эмпиризмом, избирательным отношением к отдельным сторонам бытия. Оно может складываться как в результате систематизированного воздействия, так и стихийно, на основе жизненного опыта, обычаев и традиций.

Организация работы в группе. Предваряет включение в группу собеседование, в ходе которого выясняется сочетаемость проблем и потребностей участников, возможность их совместной работы. Уже на этом этапе важно создать атмосферу доверия и надёжности; понять мотивы и тем самым снизить сопротивление, нежелание или страх перед участием в работе группы; сформировать примерное представление о проблеме участника, его возможностях и опасениях, предыдущем опыте участия в группах; выявить конфликт интересов или несовместимость различных участников; принять решение о возможности или нежелательности включения в группу. Работу группы можно начать с вводной беседы, разъясняя цели и принципы предстоящей работы, отвечая на вопросы участников. Разница в возрасте участников групп не должна превышать 10-15 лет. Это позволяет, с одной стороны, обогатить дискуссию разнообразными мнениями, с другой – избежать коммуникативных проблем. Предпочтительное число участников группы – от 5 до 8. В такой группе можно уделить внимание каждому, не разделяя их на подгруппы.

Работая в группе, андрагог должен адекватно поощрять участников, не противопоставляя их друг другу, быть оптимистом, акцентировать внимание на положительных моментах и затушевывать отрицательные, высказывать только сформировавшиеся суждения, внимательно относиться к каждому заданному вопросу, а при незнании ответа обращаться за помощью к группе (или отсрочить ответ), противодействовать чьёму-либо доминированию, не обсуждать отдельных членов группы, приглашать по специальным вопросам экспертов, активизировать интерес дискуссиями, вводить отсутствовавшего на предыдущем занятии в курс обсуждавшихся проблем.

 

Диагностика в воспитании взрослых.

Диагностика позволяет получить относительно объективные данные о состоянии воспитательного процесса, его качестве, проблемах, достигнутом уровне воспитанности.

Диагностирование воспитательного процесса основано на обратной связи. Предметом диагностики могут быть результаты воспитательного обучения (знания, умения), результаты воспитания и развития (социальные,  эмоциональные, моральные качества личности).

Для определения реального достигнутого уровня в воспитании следует исходить из того, что было целью процесса, как он проходил, насколько близок к запланированному действительный результат.

Проведение диагностических процедур необходимо планировать в виде программы изучения. Диагностика может быть общей или направленной на отдельные аспекты развития личности или группы. Системность диагностирования позволяет получить более полную информацию.

Оценивание может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственное оценивают с помощью наблюдения и сотрудничества, опосредованно – анализируя «продукты» деятельности (вещественные, интеллектуальные и духовные).

При оценивании следует учитывать три аспекта:

- меру овладения необходимыми  знаниями;

- мотивы, которыми человек руководствовался, выполняя различные социальные  роли и основную роль – гражданина  своей страны;

- проявление личности в различных  ситуациях деятельности, общения  и познания.

Немаловажен способ (или форма) предъявления результатов оценивания. Чтобы оценивание стимулировало личность, необходимо тщательно продумать, как будет проходить этот процесс и какова будет степень  участия в нём оцениваемого. При работе со взрослыми предпочтительно привлекать их к формулированию оценки.

Есть разные приёмы фиксации оценки.

Балльные оценки – наиболее разработанная и хорошо известная система, используемая в школах, вузах, при аттестации сотрудников, в спорте и пр. Её слабость в отсутствии надёжных критериев.

Словесные оценки – предполагают устную форму выражения мнения. Их роль вспомогательная, так как часто не воспринимается обучающимися всерьёз. Словесные оценки могут быть представлены в форме рецензирования, комментария к ответу, как реплика, замечание или поощрение. Они могут служить урегулированию взаимоотношений, выражать солидарность или несогласие с высказанным суждением. Словесные оценки часто используются при подведении итогов мероприятия.

Уровень воспитанности определяется с помощью различных методов: наблюдения, беседы, тестирования, анализа и пр. Однако эти методы отличаются от методов выявления сформированных знаний. Тесты предлагают практические ситуации, требующие выполнения каких-то действий. Эти действия и выявляют определённые качества личности.

Рассмотрим наиболее часто используемые методы диагностирования.

Наблюдение – доступный и эффективный метод при условии его квалифицированной организации и проведения. Определите цель и объект наблюдения, длительность и способы фиксации результатов (например, ведение дневника), можно приступить к сбору и описанию фактов, реакций, особенностей поведения объекта. Метод ценен естественностью условий проведения. Например, позиция умолчания характеризует нейтральную или примирительную точку зрения.

Прямые вопросы – (открытого или закрытого типа) позволяют изучить представления стажёра о процессах и правилах поведения. Открытые вопросы стимулируют свободные развёрнутые ответы.  Например, «Что такое счастье?», «Зачем людям нравственность?» и др.

Анкеты и другие опросные методы помогают получить информацию о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности личности.

Беседа – позволяет диагностировать обученность и воспитанность личности. Стандартизированная беседа строится в определённой последовательности по заранее сформулированным вопросам. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развёрнутых сведений, но требует известного навыка. Результаты беседы следует фиксировать.

Социометрические методы – весьма распространенный и эффективный для выявления межличностных отношений в группе и для обнаружения личностных качеств, метод.

Тест – стандартизированное испытание. Выявляющее или измеряющее свойства личности. Тесты позволяют судить об успешности учебной и воспитательной деятельности. Разработаны разнообразные тесты интеллекта и личности, специальных способностей и достижений, тесты воспитанности и др. Созданы проективные тесты, показывающие особенности восприятия и поведения испытуемого. К таким тестам можно отнести методические материалы, в которых испытуемый должен дописать незаконченное предложение или историю; объяснить какое-либо событие, ситуацию, нарисовать что-то или дополнить рисунок, разыграть сценку.

Метод воспитывающих ситуаций (его модификация – метод проблемных ситуаций) позволяет не только воспитывать качества, но и диагностировать уровень их достижения. Например, искусственно созданная или естественная ситуация используются для того, чтобы человек своими действиями продемонстрировал уровень сформированности определённых качеств.

 

 

 

 


Информация о работе Андрагогика