Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:29, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении влияния уроков труда на развитие творческих способностей.
Задачи исследования:
Проанализировать подходы к пониманию творческих способностей.
Рассмотреть развитие творческих способностей младших школьников на уроке трудового обучении.
Провести экспериментальное исследование, влияния трудового обучения на развитие творческих способностей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА
1.1 Понятие творческих способностей и подходы к их развитию в психолого-педагогической литературе
1.2 Развитие творческих способностей младших школьников в процессе трудового обучения
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА
2.1 Диагностика творческих способностей
2.2. Формирующий этап и его результаты
Заключение
Библиография
Работа по шитью и вышиванию, плетению привлекает детей своими результатами. Сколько радости получают младшие школьники от сделанной своими руками закладки, салфетки! Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков для родителей, друзей, малышей. Перечень практических работ включает изделия, которые по из назначению можносгруппировать следующим образом: хозяйственно-бытовые, учебные, игровые сувениры и подарки.
Таким образом, правильно
организованный труд дает детям углубленные
знания о качестве и возможностях
различных материалов, способствует
закреплению положительных
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДА
2.1 Диагностика творческих способностей
Целью нашего эксперимента является проверка влияния уроков труда, на развитие творческих способностей младших школьников
В качестве экспериментальной базы нами были выбраны ученики 2А и 2 Б классов школы № 3 г. Биробиджана.
Нам предстояло выявить творческие детей, умение их логически мыслить, делать умозаключения, определить их творческие возможности.
Исходя из этого, были определены
этапы экспериментальной
У. Констатирующий.
Формирующий
Контрольный
Цели констатирующего эксперимента:
Определение уровней сформированности и степени развития творческих способностей. В экспериментальной работе принимали участие 40 детей.
При проведении исследования в двух классах были созданы одинаковые условия, влияющие на результаты тестирования:
содержание тестового материала;
сложность вопросов;
время, отводимое на ответы.
В качестве критериев были выбраны следующие: 1 .логичность
2. способность к саморазвитию 3.творческий потенциал.
Критерий "саморазвитие^ на основе трех уровней: активное развитие, отсутствие сложившейся системы саморазвития и остановившееся развитие. Критерий "творческий потенциал" на основе трех уровней: творческий потенциал значителен, нормальный творческий потенциал и невеликий творческий потенциал.
Вопросы определяют границы любознательности; веру в себя; постоянство; амбициозность; "слуховую" память; "зрительную" память; стремление быть, независимым; способность абстрагироваться; степень сосредоточенности.
Эти способности и составляют основу творческого потенциала.
В основном внимание уделяется логическим методам решения творческих задач. Вместе с тем, эвристическим (интуитивным) отводится незначительное место. Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических или, наоборот, эвристических процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов:
Логические методы, в которых преобладают логические правила анализа , сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;
Эвристические методы решения творческих задач. При этом метод представляется в виде системы правил, то есть описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения задач. Эвристические методы решения творческих задач - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятные стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное мышление в процессе обучения, генерирование новых идей и, на этой основе, существенно повышающие эффективность решения творческих задач.
На основе этих методов нами были апробированы следующие тесты: Тест "Логичность " (по методике В.ЛМарищука). Цель: выявить способность ребенка мыслить логически. Детям читались задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод - умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично были даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требовалось определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные.
После зачитывания давалось 30 секунд на обдумывание. Оценки выставлялись по таблице № 2.1. Результаты занесены в таблицу № 2.2
Таблица № 2.1
Оценка в 9 8 7 6 5 4
2 1
баллах
кол-во 19 18 17 15 12-14 10-
правильных ответов
Таблица № 2.2.
Результаты констатирующего эксперимента по изучению степени
развития логичности.
Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3
2 а Класс 2 чел, 4 чел. 4 чел. 8 чел. 2 чел.
26 Класс 2 чел. 2 чел. 4 чел. 7 чел. 5 чел.
Анализ таблицы показал, что логическое мышление развито недостаточно. Всего у 4 человек из 40 оно развито на 100%; у остальных детей в той или иной мере развитие логического мышления находится на среднем уровне.
Целью нашего исследования помимо выявления логичности, было определение их способностей к творческой деятельности. Для этого был апробирован тест 'Творческий потенциал".
Школьникам был предложен ряд вопросов. Нужно было выбрать один из предложенных вариантов ответов и рядом с цифрой поставить букву "а'\ "б" или "в". После ответа, необходимо было подсчитать сумму набранных очков: за ответ "а" - 3 очка; за ответ "б" - 1; за ответ "в" - 2 очка.
Результаты подсчитывались следующим образом:
Высокий уровень: 49 и более баллов - Творческий потенциал значителен. Человек обладает большими творческими возможностями. Если их правильно использовать, "можно достичь хороших "результатов в творческой деятельности,
Средний уровень: от 24 до 48 очков - нормальный творческий "потенциал. Человек обладает теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством.
Низкий уровень: 23 и менее очков - Творческий потенциал небольшой.
Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей.
Таблица № 2.3.
Уровни 2а класс 26 класс
49 и более очков 13 17 чел,
24 - 48 очков 7 -
23 и менее очков - 3 чел.
Результаты показали, что в основном, у всех детей, за исключением 3-х, вполне нормальный творческий потенциал. Они обладают такими качествами, как любознательность. Они обладают теми качествами, которые позволяют заниматься творчеством. В будущей деятельности они могут проявить себя творчески одаренными людьми.
Но есть проблемы, которые тормозят этот процесс. Следует больше работать их творческим потенциалом.
Таким образом, младшим школьникам необходимо предложить определенную методическую программу, которая поможет им развить свои творческие способности. Результаты экспериментальной работы позволяют наметить пути дальнейшего исследования данной проблемы, разработать рекомендации для будущего обучения младших школьников.
2.2. Формирующий этап и его результаты
Цель данного этапа
оказать благоприятное влияние
на развитие творческих способностей
детей в процессе трудовой деятельности
с применением игровых
В качестве примера приведем один из уроков полностью.
Данный урок разработан на основе рекомендаций М. Ю. Савука.
Тема: «Объемная аппликация — изготовление белой кувшинки»
урок трудового обучения во 2-м классе
Цель: формирование творчески развитой, адаптивной личности. Образовательные задачи:
дидактические — освоение техники объемной аппликации;
воспитательные — формирование коммуникативных качеств;
• развивающие— формирование наблюдательности, творческого мышления, развитие моторики рук.
Дидактические материалы и инструмент: иллюстрации с изображением белой кувшинки, цветная бумага, ножницы, клей.
Звуковой ряд: Ф. Лист, «Ноктюрн»; П. Чайковский, «Размышление», «Песня без слов».
Организация урока:
При проведении урока класс делится по группам (по 4 человека). Каждая группа получает свой «кусочек озера» для выполнения аппликации (приложение).
Ход урока
(Звучит спокойная музыка)
Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в небольшое путешествие по родной реке которая носит название ... Бира, Амур (ответы детей). Закройте, дети, глаза и представьте, что мы плывем на лодке. А вокруг вода — голубая, прозрачная, так и хочется руку вниз окунуть или плескаться в воде. А где-то впереди прыгает рыба, шепчет камыш. Высокая стена камышей сменяется плавающими округлыми листьями растений. Но особую, необыкновенную прелесть тихой речной воде придают крупные белые цветки. Нам так и хочется сорвать этот белоснежный цветок, и наша рука тянется к нему. Но мы не сделаем этого, мы проплывем мимо, восхищаясь этой красотой.
Откройте глазки. Кто из вас догадался, о каком растении идет речь?
Дети: Белая кувшинка.
Учитель: Правильно, ребята. Это растение — белая кувшинка.
(Демонстрируются иллюстрации.)
Учитель: Кто из вас, ребята, видел в жизни этот цветок? (Учащиеся делятся своими воспоминаниями.)
Учитель: Ребята, если кому-то
из вас не пришлось его увидеть, знайте,
что все еще впереди. Вы подрастете,
станете взрослыми и
Как вы думаете, ребята, почему нельзя срывать эти растения?
Дети: Они погибнут.
Учитель: Мы можем выжить лишь тогда, когда мы сохраним все природное окружение. Во многих регионах белая кувшинка стала редким растением, исчезающим. Она занесена в Красную книгу. Что это за книга? Почему она называется Красной?
Дети: Это книга опасности, тревоги.
Учитель: Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем играть в путешествие к озеру с кувшинками.
Украсим наше озеро (приложение ) белыми кувшинками. Посмотрите на" плакат (приложение, рис. 2), как называется этот вид аппликации? Почему?
Дети: Объемная. Так как
элементы изделия (лепестки) приклеиваются
не полностью, а только их часть. Учитель:
Что вам потребуется для
Дети: Цветная бумага — белая, зеленая, желтая, ножницы, клей. Вырезание — симметричное.
Учитель: Какие правила работы с ножницами вы знаете?
Учащиеся: Техника безопасности.
Учитель: Итак, можно приступать к работе. (Звучит музыка. Дети выполняют выбранные варианты творчества: кто вырезает лист растения, а кто — лепестки цветка.
В середине урока — физкультурная пауза под музыку.)
Учитель: Дети, выйдите, пожалуйста, из-за парт. Покажите, как цветок засыпает, когда прячется солнце? (Дети садятся на корточки, руки вверх в замочек — бутон). А как цветок распускается? (Дети медленно поднимаются и разводят руки в стороны.)
Подведение итогов урока.
Выставка работ. Все «кусочки озера» соединяются в одно целое.
Какая группа выполнила работу быстрее, аккуратней, красивее?
• Кто больше проявил наблюдательности в оформлении серединки кувшинки, цвета, размера?
Учитель: Этот цветок был любим в давние времена, любят его и в наши дни. Многие писатели рассказывают о нем в своих произведениях, а в народе сочиняют загадки. Вот одна из них: «Чашечки и блюдца не тонут и не бьются». (Цветок кувшинки.)
А ученица нашего класса прочитает стихотворение поэта Т. Белозерова о белой кувшинке:
Тишина. Лишь кое-где
Скрипнет камышинка,
Спит на розовой воде
Белая кувшинка.
Спит и видит, что не спит. А за стаей вольной
Белой уточкой летит
Над водой безбрежной!
В следующие уроки труда и в дальнейшем включались разнообразные игры, игровой аспект на уроках был основным, игры носили творческий характер.
После проведения формирующего
этапа было проведено тестирование
на выявление творческого
Результаты исследования уровней развития творческого потенциала у детей, после проведения формирующего эксперимента.
Таблица № 2.4
Уровни 2а класс 26 класс
49 и более очков 17 19 чел,
24 - 48 очков 3 1 чел
23 и менее очков -
Из таблицы видно, какое влияние оказал формирующий этап на развитие творческого потенциала детей. На низком уровне развития творческих способностей не осталось ни одного ребенка
Таким образом, мы наглядно убедились в том, что если в процессе трудового обучения учитель использует методы на развитие творческого мышления, учит детей нестандартно подходить к решению проблемы, то можно развить творческие способности. Творческие способности не даются от рождения и не возникают на пустом месте. А для их развития нужны условия. Такие условия мы попытались создать, проводя эксперимент. Конечно, при проведении подобной работы необходимо учитывать контингент детей, их уровень развития, здоровья, возможностей.
Необходимо отметить, что
важную роль здесь играет систематичность
и последовательность работы. Отрывистая,
несистематичная работа не может
привести к положительному результату.
Только творчески работающий учитель
может воспитать творчески
Итак, трудовое обучение способствуют развитию творческих способностей учащихся. Наша работа велась длительно и планомерно, постепенно усложняясь. Поэтому и привела к положительному результату. А еще и потому, что выполнялись условия формирования творческих способностей: благоприятная обстановка, свобода выбора, увлекательность, неограниченность в действиях.
Информация о работе Аппликационные работы на уроках технологии при обучении работе с бумагой